Электронная коммерция - это автоматизированная коммерческая деятельность, основанная на использовании: телекоммуникационных сетей, информационных технологий, специальных правовых норм, стандартов, протоколов, классификаторов.
Электронная коммерция обеспечивает функционирование таких бизнес-процессов, которые, в большинстве своем не осуществляются в традиционной коммерции. Интерактивное общение продавца и покупателя предоставляет возможность доступа к рынку в любой точке мира [1].
В период глобализации мировой экономики Россия не может развиваться изолированно, она должна активно принимать участие в прогрессивных процессах. Однако электронная коммерция в Российской Федерации во многом отличается от зарубежной. В данном секторе очень много проблем, которые мешают развитию [2].
Развитие Интернет-торговли напрямую связана с проникновением сети Интернет на территории страны, появлением электронных денег, развитием онлайн банкинга и сетевых ресурсов, позволяющих проводить безопасные онлайн транзакции. Россия является рынком №1 в Европе по количеству пользователей Интернета [3]. И с каждым годом этот показатель увеличивается (Рис.1).
Рис.1 Проникновение Интернета в России [2]
Рис.2 Число пользователей сети Интернет на смартфонах[2]
Так же необходимо отметить, что большой толчок развитию электронной коммерции даёт и мобильный Интернет [3]. В России в последнее время отдают предпочтение именно ему. В 2015 году число пользователей мобильного Интернета увеличилось на 19,6% (Рис.2), а число пользователей Интернета на планшетах - на 10,8% (Рис 3).
Рис.3 Число пользователей сетью Интернет на планшетах[2]
Следовательно, прослеживается положительная динамика и в электронной коммерции (Рис.4).
Рис.4 Внутрироссийские онлайн-продажи (материальные товары)[2]
По данным D insight AT внутрироссийские онлайн-продажи материальных товаров увеличились на 20 % к 2016 году. А в 2015 году эта цифра была равна всего лишь 8 % (Рис.1) [2].
По итогам 2016 года трансграничная торговля выросла на 7 процентов с 2015года. Россияне делают большинство онлайн-покупок в Китае – 90% в заказах и 49% в деньгах. Подавляющее большинство таких заказов (95,6%) стоит не более €150 [3].
Следует отметить, что все иностранные продавцы ушли с рынка, кроме Китая. Он входит на рынок вместе с инфраструктурой и продолжает активно торговать с Россией [3].
Стабильность экономики и большая часть прибыли, в будущем будет зависеть именно от электронной коммерции. Бизнес в сети Интернет становится современным трендом. По данным АКИТ составлен следующий прогноз развития сектора электронной коммерции до 2020 года (Рис.6)[2].
Рис.6 Прогноз рынка электронной коммерции
Рынок электронной коммерции имеет существенные объемы по сравнению с другими способами монетизации Интернет-проектов и развивается достаточно высокими темпами, следовательно, следует ожидать и расширения воспроизводство на новой материальной основе [1].
Список литературы
Авдеева Е. А. Перспективы развития электронной коммерции в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 331-333.
Ассоциация компаний интернет торговли [Электронный ресурс]. —URL: http://www.akit.ru/.
Исследование рынка электронной коммерции [Электронный ресурс]. — URL: http://retailrocket.ru/Researches/.
Смирнов, С.Н. Электронный бизнес / С.Н. Смирнов. — М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003. — 240 с.