ОБЩЕМИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЩЕМИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Важнейшие научные открытия, бессмертные произведения русской литературы, живописи, архитектуры и музыки – все это можно назвать фундаментом, без которого наша жизнь была бы совсем иной.

Рост национального самосознания, ускорившийся в связи с войной 1812 г., оказал сильное влияние на развитие культуры. Простой народ со своими нравами, ценностями, традициями и нуждами к середине XIX в. стал центральной темой в культуре и искусстве. Большее внимание стало уделяться образованию, было открыто множество учебных заведений. Крепостнический строй стал ослабевать. Во всём происходили перемены: менялись стили в живописи и литературе, развивалась русская общественно-политическая периодика, совершались грандиозные научные открытия. Первая половина XIX в. – интереснейший период в истории России и развитии её культуры, который нельзя оставить без внимания.

В этой работе необходимо уделить внимание всем направлениям культуры: проследить за их развитием в этот период времени и выделить основные достижения деятелей культуры. Кроме того, нужно выяснить, оказывала ли русская культура влияние на культуру общемировую, и, если да, то насколько это влияние было сильным и значимым.

1. Образование и просвещение

Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата и усложнение жизни в целом предопределили необходимость дальнейшего совершенствования системы образования. Руководство системой образования становится особой сферой государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных и средних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. В начале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге).

В начале века продолжила развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открывались лицеи. Самый известный из них – Царскосельский, выпускником которого был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали домашнее образование.

Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром образования графом С. С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три «столпостены» которой «православие, самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики в сфере образования и печати. В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, которые считались источниками «неблагонадежности». Большую долю среди студентов и профессоров университетов составляли разночинцы, это создавало угрозу возможных беспорядков. В 1835 г. университеты были лишены статуса внутренней автономии. Была повышена плата за обучение. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности немедленно увольнялись.

Увеличилось количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. – Артиллерийская и Инженерная академии.

Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В I половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 30-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт, Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII в., была преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище (ныне МВТУ им. Баумана).

2. Литература

XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением — романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу и его поиск в прошлом. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм — стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др.

2.1 Романтизм

Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2.2 Реализм

Основоположниками реализма в русской литературе были А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие произведения, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие; и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души».

3. Периодика

В XIX в. стала активно развиваться общественно-политическая периодика. На страницах газет и журналов велись дискуссии между сторонниками различных течений общественной мысли, оценивались самые важные события и явления жизни государства и общества. Произведения, сочинения, труды крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков стали доступны более широкой аудитории именно благодаря периодической печати.

В Петербурге и Москве появлялось огромное количество новых журналов, большинство из которых так же быстро исчезали, как и появлялись. Однако некоторые из них существовали десятилетиями. Такие издания оказывали большое влияние на формирование взглядов и просвещение российского общества.

3.1 «Вестник Европы» («Вѣстникъ Европы»)

Этот периодический журнал издавался в Москве с 1802 по 1830 г. В разное время тираж составлял от 580 до 1200 экземпляров.

Арендатор типографии Московского университета предложил Николаю Михайловичу Карамзину стать редактором за определённую плату. Через год Карамзин ушел, после чего журнал потерял свое значение и актуальность. В 1808—1809 годах редактором журнала был Василий Андреевич Жуковский.

Наряду с литературой и искусством, журнал освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран.

В 1814 году в «Вестнике Европы» были впервые опубликованы стихи А. С. Пушкина, который в них обращался «К другу стихотворцу» — В. К. Кюхельбекеру. Стихотворение последнего было опубликовано в предыдущем номере журнала.

С 1815 года журнал приобрел консервативное направление.

3.2 «Современник»

Основателем этого литературного и общественно-политического журнала стал А. С. Пушкин. «Современник» выходил в Петербурге 4 раза в год начиная с 1836 г.

В первом выпуске была опубликована статья Е. Ф. Розена «О рифме». В журнале были напечатаны произведения Н. В. Гоголя («Утро делового человека», «Нос», «Коляска»), П. А. Вяземского, А. И. Тургенева, Н. М. Языкова, Д. В. Давыдова, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова.

Кроме прозы и стихов публиковались критические, исторические, этнографические и другие материалы.

У журнала было всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались даже типографские расходы и гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполнил своими произведениями, в основном анонимными. В журнале были опубликованы «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка».

После смерти Александра Сергеевича Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнев (1837—1846). В журнале дебютировала С. А. Закревская (1837, 8 том). В 1838—1847 годах в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа.

С 1843 года журнал стал выходить ежемесячно. После журнал пришел в упадок. П. А. Плетнев в сентябре 1946 года продал его Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву.

3.3 «Отечественные записки»

Журнал былоснован историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 году. В нем печатались статьи на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в издании этого журнала принимал участие историк, писатель, журналист Н. А. Полевой. Журнал выпускался до 1831 года; в 1838 был возобновлен и с января 1839 передан в аренду А. А. Краевскому, который стал владельцем «Отечественных записок» после смерти Свиньина.

Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».

К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений: В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов; историки: М. П. Погодин, С. П. Шевырев, М. А. Дмитриев; профессор латинской словесности и философии И. И. Давыдов; известный впоследствии славянофил А. С. Хомяков; а также С. Т. Аксаков, М. Ю. Лермонтов, В. А. Соллогуб, И. И. Панаев, Ф. Ф. Корф и др. Критическим отделом руководил сначала В. С. Межевич, с осени 1839 до весны 1846 г. — В. Г. Белинский, затем Валериан Майков ( утонувший летом 1847 года), позднее - С. С. Дудышкин. Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, Т. Н. Грановского, Кетчера,П. Н. Кудрявцева, позднее в «Отечественных записках» приняли участие Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев.Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский, Плетнев, Бенедиктов, Межевич, Хомяков, Аксаков и др.

По причинам материально-бытового и идейного характера Белинский с апреля 1846 г. прекратил работать в журнале и с января 1847 года стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западнической ориентации, но постепенно терявшего свою популярность.

Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

4. Наука

Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, заключавшиеся в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых приобретают общемировое значение.

4.1 Геометрия Н. И. Лобачевского (гиперболическая геометрия)

Одна из неевклидовых геометрий, геометрическая теория, основанная на тех же постулатах, что и обычная евклидова геометрия; за исключением аксиомы о параллельных прямых, которая заменяется её отрицанием.

Евклидову аксиому можно сформулировать таким образом: «На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой можно провести одну и только одну прямую, параллельную данной».

В геометрии Лобачевского вместо неё применяется следующая аксиома: «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие её.».

Геометрия Лобачевского широко применяется как в математике, так и в физике. Историческое и философское её значение состоит в том, что её построением Лобачевский показал возможность геометрии, отличной от евклидовой, что знаменовало новую эпоху в развитии геометрии, математики и науки вообще.

4.2 Электромотор Б. С. Якоби

В 1834 г. физиком Борисом Семеновичем Якоби был изобретен первый электродвигатель, состоящий из неподвижной и вращающейся частей. Наиболее важным в его изобретении было открытие принципа беспрерывного вращательного движения. Двигатель состоял из коммутатора и двух дисков, на которых были закреплены 16 стержней из мягкого железа. Пока один из дисков делал оборот, коммутатор восемь раз менял полярность дисков. Инерция поддерживала вращение вала основного двигателя, вмонтированного в диск, и самого диска.

Заслуга Б.С. Якоби состоит в том, что он впервые рассмотрел применение электродвигателя с точки зрения инженера-практика, а при его создании воплотил три идеи, получившее дальнейшее развитие в электротехнике: вращательное движение якоря в электродвигателе, наличие коммутатора с трущимися контактами и использование магнитов в подвижной и неподвижной частях электродвигателя.

4.3 Познание и осмысление русского прошлого

Такие крупнейшие историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначенным на официальную должность историографа, Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Труд его был поистине колоссальным. Стоит отметить, что помимо научной ценности, «История государства Российского» имеет огромную непреходящую художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора. Его стиль, слог нельзя спутать ни с чем. Мировоззрение писателя-сентименталиста способствовало тому, что на страницах «Истории» впервые уделяется внимание роли народа в историческом процессе.

Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки. Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой. В 40-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьева, который написал «Историю России с древнейших времен» - труд, состоящий из девяти томов.

5. Живопись

Так же, как и в литературе, в первой половине XIX в. в живописи происходила смена стилей и направлений. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, был вытеснен романтизмом.

5.1 О. А. Кипренский

Искусство Ореста Адамовича Кипренского – первая версия романтизма в истории русской живописи. Особенно богат художественными открытиями ранний период, до отъезда художника в 1816 году в Италию. С самого начала ведущим жанром его творчества становится портрет. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи XVII в., изучая в Эрмитаже произведения Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. Портретный образ в искусстве Кипренского полностью освобождается из-под власти сословной этикетности, которая во многом определяла своеобразие и нормы портретной репрезентации в живописи XVIII века. Герои портретов Кипренского не позируют, а действительно живут естественной жизнью в забвении зрителя.

По принадлежности различным сословиям, служебным, придворным рангам, профессиям круг портретных моделей Кипренского необычайно широк. Но и в этой почти всеохватности выделяется галерея поэтических личностей: Жуковского, Батюшкова, Крылова, Вяземского, Гете. Отдельную значительную тему, в контексте наполеоновских войн и эпопеи 1812 года, составляют воины и люди в военных мундирах – «Портрет Е.В. Давыдова», «Портрет Г. Ольденбургского», графические портреты П.А. Оленина, А.Р. Томилова, Е.И. Чаплица и др.

5.2 В.А. Тропинин

Василий Андреевич Тропинин русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов. Первые работы художника относят к романтизму. Будучи в Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму.

Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть качества героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.

5.3 К. П. Брюллов

Главным достижением Карла Павловича Брюллова современники признали его поистине монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи». На написание картины, размер которой составил около тридцати квадратных метров, от первого замысла до завершения потребовалось целых шесть лет. Триумф и слава обрушились на мастера. Его произведение с восторгом и благоговением встретили Рим и Париж, прежде чем оно прибыло в Россию следом за своим гениальным создателем, вызванным ранее приказом императора.

Однако на родине далеко не все по достоинству оценили творчество живописца. Вскоре после пышной встречи волна славословий схлынула, и начались трудности. Смелость и новизна в подходе к написанию многих полотен вызывали обилие критических отзывов. Карл Брюллов не смог стать таким же талантливым педагогом Академии, каким он был мастером живописи.

5.4 «Товарищество передвижных художественных выставок»

«Товарищество передвижных художественных выставок» было очень значимым явлением в живописи этого периода, в его состав входили такие мастера, как И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. И. Суриков, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

6. Архитектура

В начале XIX в. господствующим стилем русской архитектуры стал ампир — поздняя стадия неоклассицизма. Для архитектуры того времени характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчинялось городскому ансамблю — площади, улице или набережной, и, следовательно, укрупнялись архитектурные формы, зодчие отказывались от мелких деталей, активно использовали в украшении построек скульптуру. В конце 1820-х гг. классицизм, основанный на античных традициях, постепенно перестал удовлетворять эстетические запросы государственной идеологии. В поисках национальной самобытности некоторые архитекторы начали осваивать мотивы древнерусского зодчества.

В это время создавались такие монументальные ансамбли Петербурга, как стрелка Васильевского острова, Адмиралтейство А.Д. Захарова; Михайловский дворец (ныне — Русский музей), ансамбли Дворцовой и Сенатской площади К. Росси; Казанский собор и Горный институт, ансамбли Павловска и Петергофа А.Н. Воронихина; Здание Павловских казарм и Московские ворота В.П. Стасова; Исаакиевский собор, завершивший ансамбль Сенатской площади и Александровская колонна, завершившая ансамбль Дворцовой площади А.А. Монферрана.

После пожара 1812 г. отстраивалась и приобретала новый облик Москва. С ней в первой половине XIX в. связано, прежде всего, творчество О.И. Бове, создавшего ансамбль Красной и Театральной площади, Кремлевский (Александровский) сад, здание Манежа, Триумфальные ворота, 1-ю Градскую больницу и т.д.

Огромный вклад в архитектурный расцвет Москвы внес и Д.И. Жилярди — автор множества общественных и частных зданий, среди которых Московский университет, Опекунский совет, дом Луниных на Никитском бульваре и др.

Ведущим представителем т.н. «русско-византийского» стиля, начавшего занимать ведущие позиции в отечественном зодчестве с 1830-х гг., был К.А. Тон, создавший храм Христа Спасителя, существенно повлиявший на складывание архитектурного облика центральной части Москвы.

7. Музыка

Русскую музыкуXIX в. принято делить на два периода: до появления великого композитора М. И. Глинки, т.е., примерно до 1830-1840 гг., и после: до – эпоха раннего романтизма (или «до-глинкинская»), после – классический период в русской музыке.

7.1 Эпоха раннего романтизма

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма.

Самые популярные течения в русской музыке XIX в.

7.1.1 «Городская» песня

Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем я тебя огорчила»).

7.1.2 Запись и обработка народных напевов

В конце XVIII в. В. Ф. Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»)

7.1.3 Камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора

Такая музыка обычно исполнялась на домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс. Особенно популярны были романсы А. А. Алябьева («Соловей») и А. Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метет»). На основе русского романса создается цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например, «Твои глаза зеленые»).

Оставался популярен такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России XIX в. особенно популярны были водевили А. А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты») и Ф. В, Булгарина («Разговор в царстве мертвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»), однако каждый молодой дворянин считал долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевиль для бенефиса какого-нибудь актера.

В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; но уже было заметно влияние романтизма.

7.2 Начало классического периода русской музыки. М. И. Глинка

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами. Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы: «Жизнь за царя» (1836 г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом. Сам композитор сказал: «В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».

7.3 Музыкальные инструменты

Одно из главных изобретений XIX в. – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности этих музыкальных инструментов стали гораздо шире. Появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же стало очень популярным и в России.

8.Театр

Театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по-настоящему зацвела. В это время стали появляться первые театры, многие из которых сохранились до сих пор; были написаны пьесы, остающиеся актуальными и сегодня; именно в XIX в. появились первые актеры и театральные критики, чьи имена вошли в историю искусства.

Театральное искусство начала XIX века прощалось «с екатерининской эпохой, с ранним русским классицизмом». Это время в первую очередь ознаменовано годами Великой отечественной воны с армией Наполеона. В театре с огромным успехом шли пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Наибольшей популярностью пользовались трагедии В. А. Озерова. В его произведениях раскрылось дарование замечательных трагических актеров Алексея Семеновича Яковлева и Екатерины Семеновны Семеновой.

Самой яркой постановкой пьес Озерова стала премьера «Дмитрия Донского» в петербургском Большом театре. Премьера состоялась за несколько месяцев до заключения Тильзитского мира, который многие считали унизительным для России. Фразу: «Ах! Лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» зрительный зал встретил громом аплодисментов. Героические образы, созданные на сцене Яковлевым и Семеновой, прославляли подвиг, вызывали горячие патриотические чувства. Искусство этих актеров разрушало условность старой манеры игры, открывало путь театру нового времени.

Вторым по значимости историческим событием, оказавшим влияние на становление театра в XIX веке, стало восстание декабристов. Декабристы требовали от театра правдивого изображения жизни, обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.

Вопросы театральной эстетики разрабатывал А. С. Пушкин. Он отстаивал в русском театре принципы подлинной народности. Гениальными новаторскими произведениями этого периода были комедия Грибоедова «Горе от ума» и трагедия Пушкина «Борис Годунов».

В 1824 г. открылся Малый театр в Москве, а в 1832 г. - Александринский в Петербурге.

Театр постепенно становится в центре внимания общественной жизни России. Огромное значение искусству сцены придавала передовая революционно-демократическая интеллигенция во главе с В. Г. Белинским, считавшим, что театр есть «...исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всех обстоятельствах возбуждать и волновать их».

Силу влияния театра понимало и царское правительство. Над театром, как и над некоторыми учебными заведениями, устанавливался строгий цензурный надзор. Особенно жесткой была цензура во время царствования Николая I, после поражения восстания декабристов в 1825 г. с большим трудом попадают на сцену пьесы Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка «Ревизора» Гоголя в 1836 г.

Великим художником сцены в это время жестокой и мрачной реакции был актер-романтик Павел Степанович Мочалов (1800 - 1848). Он стал выразителем тоски, боли, отчаяния целого поколения, стремления к бунту против гнета, произвола и насилия власти царского самодержавия. Его игра в трагедиях Шекспира, в драмах Шиллера потрясала зрителей. Публика забывала обо всем, прощала бедность и небрежность оформления спектакля, когда на сцену выходил Ричард III - Мочалов. Они видели перед собой демона зла, горбуна с пылающими глазами, с неукротимой энергией, безжалостно сметающей все на своем пути к поставленной цели. Вершиной творчества Мочалова стала роль Гамлета.

«...Какой могучий, какой страшный художник!» - с восхищением писал В. Г. Белинский о Мочалове в этой роли.

Одновременно с Мочаловым на сцене Малого театра играл выдающийся русский актер Михаил Семенович Щепкин. Он стал основоположником сценического реализма, актером, создавшим незабываемые образы в пьесах Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Тургенева и во многих других произведениях русской и зарубежной драматургии.

Кроме Щепкина и Мочалова большой любовью и популярностью пользуются такие актеры, как прославленный комик В. И. Живокини, замечательные артисты Александрийского театра В. Н. Асенкова, А. Е. Мартынов. Любимцем аристократической публики Петербурга был знаменитый трагический актер В. А. Каратыгин.

Заключение

Начало XIX века можно смело назвать временем перемен для русской культуры. Все области культуры в этот период преображались, привлекали к себе больше и больше людей и, следовательно, оказывали огромное влияние на общественное мнение.

Главным достоинством русской культуры первой половины XIX века является самобытность. Именно благодаря своим особенностям русская культура смогла выйти за пределы нашей страны и привлечь к себе внимание всего мира. Нельзя не согласиться с высказыванием М. И. Глинки, оно применимо не только к музыке, но и ко всему искусству в целом: самыми успешными являются деятели культуры, которые не забывают о своем происхождении и используют в творчестве элементы народной культуры своей Родины.

Причиной резкой смены направленностей во всех областях культуры, несомненно, послужили исторические события. Этот период является одним из самых ярких в истории нашей страны. Дворцовый переворот, Война 1812 года, развитие промышленности, восстание Декабристов и др. (см. приложение 9) - все эти события не могли пройти бесследно для развития культуры в нашей стране.

Все направления русской культуры начала XIX века претерпели изменения в лучшую сторону. Этот период признан «золотым веком» в истории искусства и культуры в нашей стране. Все произведения того времени необыкновенно возвышены, даже несмотря на то, что, в большинстве своем, обращены к жизни и проблемам простого народа. Деятели культуры того времени оставили после себя наследие, которое теперь является достоянием нашей страны. Неизвестно, кем бы мы были сейчас без бессмертных произведений поэтов, писателей, композиторов, художников и открытий ученых того времени.

«Золотой век» русской культуры до сих пор является недостижимым идеалом для деятелей культуры в нашей стране. Поистине гениальные произведения искусства, вызывающие восхищение по всему миру даже спустя два столетия после их создания, могли и должны были появиться только в такое переломное и противоречивое время для нашей страны. Каждый из нас может и должен гордиться наследием, оставленным деятелями культуры того времени.

Список литературы

http://365-tv.ru/index.php/stati/istoriya-tv/228-elektrodvigatel-izobretenie-b-s-yakobi

http://www.countries.ru/library/countries/russia/dolgov/history2_10.html

http://studlib.com/content/view/589/13/

http://www.protown.ru/information/hide/4717.html

http://estnauki.ru/istoriya/42-istorija-rossii/2205-arhitektura-rossii-v-19-veke.html

http://velikayakultura.ru/russkaya-muzika/russkaya-muzyika-19-veka-periodyi-stili-zhanryi-shkolyi

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5951333-a4e8-4d9e-b0a7-1da53db3a955/Kiprensky_biogr.htm

http://bryullov.ru/

http://infotables.ru/istoriya/28-istoriya-rossii-osnovnye-daty-i-sobytiya-19-vek

http://www.nashfilm.ru/teatrhistory/1231.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Просмотров работы: 332