ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ФУНКЦИИ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ.

Седых А.В. 1, Шаламова П.Э. 1
1ТюмГМУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал ( двигательный, эмоциональный, образный или словесно-логический). Чистые типы памяти встречаются редко, большинство людей обладает смешанными типами. Для студентов медицинского вуза вопрос памяти является актуальным, поэтому мы решили подробно изучить данную тему и подготовить рекомендации, направленные на улучшение данной когнитивной функции.

Целью нашейисследовательской работы является оценка памяти студентов 1 курса, выявление их индивидуальных особенностей, разработка рекомендаций для тренировки и улучшения памяти.

Задачи исследования:

  1. Изучить различные виды памяти.

  2. Провести анкетирование среди студентов 1 курса.

  3. Проанализировать полученные данные.

  4. Разработать рекомендации.

Объект исследования: студенты 1 курса медицинского университета.

Предмет исследования: индивидуальные особенности памяти.

Практическая значимость: разработанные нами рекомендации помогут улучшить память студентов, что может повысить их успеваемость.

Методы работы:

- теоретический анализ литературных источников;

- анкетирование;

- статистический анализ.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Литературный обзор

Что такое память? Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

· Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов. П.П. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

- Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

- Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

- Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается ненужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анкетирование

Практическая часть нашей работы проводилась среди студентов 1 курса ТюмГМУ

Нами были использованы следующие методы:

1. Анкетирование;

2. Сравнительный и статистический анализ анкетных данных;

3. Определение индивидуальных особенностей памяти.

Анализ результатов анкетирования

Студентам 1 курса была предложена анкета, содержащая вопросы, касающиеся их индивидуальных особенностей памяти. В исследовании принимало участие 48 человек.

На основе полученных данных мы провели анализ результатов исследования.

На основании анкетирования, было выяснено, что 25 чел. – 52,1% из 100% лучше запоминают прочитанный про себя материал, а 20 чел. (41,7%) – прослушанный.

Для 41 чел. (85,4 %) при заучивании физ. упражнений или практических действий лучше всего помогает мышечно-двигательная деятельность (когда человек сам повторяет движения), и всего 6 чел (12,5 %) считают, что движения в зрительной форме (когда человек смотрит, как показывают движения) лучше запоминаются.

31 чел. (64,6 %) от общего числа легче и быстрее запоминается материал отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов и т.п.), остальным лучше даётся запоминание конкретного материала (формулы, иностранные языки и т.п.).

На вопросы «Были ли случаи, когда на вопрос преподавателя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как Вы сели на место?» и «Можете ли Вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?» респонденты чаще всего отвечали «да» / «конечно».

ВЫВОД

В ходе практической части был проведён опрос студентов 1-го (первого) курса, в количестве 48 (сорока восьми) человек, в виде анкетирования. На основе данного анкетирования можно сделать следующий вывод - у большинства опрошенных респондентов:

- хорошо развиты: зрительный и двигательный типы памяти, а также словесно-логическая, непроизвольная и эмоциональная память.

- плохо развиты: слуховой тип памяти, а также образная и оперативная память.

Из вопроса №8 становиться ясно, что длительность произвольной памяти у половины опрошенных удовлетворительная, а у остальной половины на низком уровне.

Исходя из вывода мы составили рекомендации.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Итак, увеличить продуктивность памяти можно, если:

  1. Ставить перед собой одну задачу, а не несколько.Рассеивая свою память и внимание на несколько дел сразу, вы снижаете их эффективность.

  2. Правильно питаться.Мозгу нужны фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, жирные сорта рыбы, печень, говядина, зелень, яйца.

  3. Не перегружать свой мозг. Знаете, как эффективнее всего тренировать мышцы в спортивном зале: такой системе «тренировка – несколько дней отдыха – тренировка». С памятью и вниманием все точно так же. Уставший мозг не способен эффективно работать.

  4. Не есть всю подряд информацию.Мы с вами живем в мире информационных атак, а наш мозг устроен так странно, что он стремится запоминать всякую гадость, зато с легкостью забывает то, что действительно важно. Чтобы исправить это, не перегружайте его ненужной информацией.

  5. Уделять побольше времени физической активности и прогулкам на свежем воздухе.Это помогает насытить мозг кислородом, улучшить работоспособность и увеличить мозговую активность.

  6. Читать.Пусть у вас появится привычка читать перед сном не менее 20 страниц из книги. И не просто читайте, а запоминайте то, что читаете и (например, по пути на работу) пересказывайте себе прочитанное.

  7. Ходить в магазин без списка покупок.Пусть поначалу вы будете что-то забывать купить, но постепенно способности вашего мозга к запоминанию и концентрации внимания будут расширяться.

  8. Беседовать с людьми.Во-первых, внимательно слушайте собеседника, чтобы не пропустить ничего из того, что он говорит, а во-вторых, внимательно рассматривайте его, пытаясь запомнить цвет глаз, элементы одежды и т.д. После беседы прокрутите в голове все детали разговора и внешнего вида собеседника. Так, вы сможете тренировать и зрительную, и слуховую память.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения - М: Прогресс,1980

  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах..- М.: Педагогика,1979.

  3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 1973.

  4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание.- М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.

  5. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., Изд-во МГУ,1975

  6. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2001.

  7. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,1999.

  8. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для выявления индивидуальных особенностей памяти

  1. Вами лучше запоминается:прочитанный про себя материалпрослушанный материал

  2. Лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движения) мышечно-двигательной (когда сами повторяете движения)

  3. Легче и быстрее запоминается материал:конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.)отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов и т.п.)

  4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенных Вами эмоций?__________________

  5. Были ли случаи, когда на вопрос преподавателя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как Вы сели на место?__________________

  6. Можете ли Вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения, с которым вчера случайно ехали в транспорте?__________________

  7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к Вам отношения?__________________

  8. Достаточно ли Вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его?__________________

Обработка анкеты. Ответы на анкету интерпретировать следующим образом:

  1. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – слуховой.

  2. В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором – двигательный.

  3. В первом случае у Вас хорошо развита образная память, во втором- словесно-логическая.

  4. Если очень хорошо, то у Вас развита эмоциональная память.

  5. Если так случается, то у Вас плохо развита оперативная память.

  6. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память.

  7. При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная память.

  8. Ответ на этот вопрос характеризует Вашу произвольную память, её длительность.

Просмотров работы: 945