О ПРОБЛЕМАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О ПРОБЛЕМАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Ярмамедова Р.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание человека, позволяя осуществить воспроизводство традиционных для общества ценностей, имеет огромное социальное значение. Не случайно, в нем сформирован ряд институтов, – образование, церковь, армия, право и др. – на которые возложена более или менее выраженная обязанность воспитывать у человека конкретные черты, востребованные обществом на определенный момент исторического развития. Центральную роль среди подобных социальных институтов на протяжении веков неизменно выполняет семья.

Проблемы семьи изучают многие науки: экономи­ка, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родите­лей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учрежде­ниями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семейное воспитание— это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное), здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное поло­жение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отноше­ние к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семья, самое первоначальное, но, вместе с тем, и наиболее устойчивое звено общества, является одним из самых совершенных эволюционных изобретений человечества. Это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодей­ствие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В се­мье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатыва­ют у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойно­го и недостойного, справедливого и несправедливого.

Соединяя гармонично собственное существование с продлением семейного рода и фамилии, семья реализует триединую по своей сути воспроизводящую функцию: семья обеспечивает не только воспроизводство населения в обществе, но и воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Тем самым осуществляется непрерывное снабжение социальных институтов необходимым количеством статусно-ролевых исполнителей, поддерживается выживание и существование общества в целом. Благодаря семье, достигаемой в ее рамках преемственности поколений, осуществляется функционирование всей социальной структуры общества в целом. То, насколько успешно будут протекать данные процессы, во многом зависит от успешности реализации семьей воспитательной функции.

Одной из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, отличительным признаком которой является сочетание целенаправленных действий родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным, выступает семейное воспитание.

Изучение роли семьи в нравственном воспитании ребенка имеет уже достаточно значительную историю. Еще Ж.-Ж. Руссо уникальность домашнего воспитания объяснял, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости [3].

В отечественной науке проблемы семейного воспитания и развития личности ребенка под влиянием семейного окружения также составили важнейшую область исследований.

Значительный вклад в разработку теории семейного воспитания внес П.Ф. Каптерев, который считал, что нравственные элементы воспитания должны получать приоритет над умственными элементами. Обоснование этому положению он видел в том, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, т.е. выражает общественную направленность личности [5].

Значительное развитие идеи воспитания нравственности ребенка в семье было предпринято П.Ф. Лесгафтом [5]. Включившись в научную дискуссию по данному вопросу, ученый впервые в мировой науке обосновал цели и задачи, содержание и методы семейного воспитания от рождения до зрелости, его гигиенические, естественно-научные и психолого-педагогические основы.

Цели воспитания, как отмечал в своих работах П.Ф. Лесгафт, состоят в подготовке ребенка к постоянному самосовершенствованию. По его мнению, нельзя ребенка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себя выработал человека, гармонически развитого, высоконравственного, критически мыслящего, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности. Ученый подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавая за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть продуманными, помогающими выработке навыков спокойного, дисциплинированного поведения, сознательного отношения к своим поступкам, а также умения преодолевать трудности. Тайну семейного воспитания П.Ф. Лесгафт видел в том, чтобы, основываясь на знании внутреннего мира ребенка, дать ему возможность самому развиваться, считая, что взрослые должны относиться к ребенку с полным признанием его личности.

Воспитательная функция семьи особо подчеркивалась в работах С.Т. Шацкого. Используя термин «воспитание» в широком и узком смыслах, воспитание, осуществляемое в стенах школы, он называл «малым педагогическим процессом», а воздействие семьи, сверстников, взрослых – «большим педагогическим процессом». Педагог был убежден, что воспитание детей только «в стенах» школы, обрекает усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные жизнью, или не будут приняты учащимися, или будут способствовать воспитанию «двуликих янусов», соглашающихся с установками педагогов на словах, но поступающих вопреки им [5].

Многие авторы, рассматривая семейное воспитание в качестве сложной системы, его ключевую значимость в формировании личности ребенка, его приоритетность по сравнению с другими воспитательными институтами (детским садом, школой, детским домом и др.) видят в глубоко эмоциональном, интимном характере семейного воспитания, его индивидуально-эмоциональной направленности (Азаров Ю.П., Гребенников И.В., Козлова С.А., Леонтьев А.Н., Маркова Т.А., Петровский А.В и др.).

К большому сожалению, первые уроки безнравственности дети по­лучают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формируют сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Зерна потребительства стали все меньше иметь отношение к насущной пот­ребности человека. Во многом нравственные ценности ребенка фор­мируются не столько школой и обществом, сколько семьей. Необходимо, чтобы семья хорошо владела конкретными методами нравственного воспитания: методам приучения к формам общественного поведения, методам организации творческой беседы, но еще более важен сам стиль отношений родителей с детьми - стиль доброжелательности и заинтересованности, внимания и участия [1].

В воспитании детей заинтере­совано все общество, это не только личное дело родителей. Семейное воспитание — часть общественного вос­питания. Уникальность ее состоит, во-первых, в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны фор­мирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощуще­ниях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уро­вень культуры, образцы поведения.

Литература:

1. Вопросы нравственного воспитания младших школьников. /Сб.тр.–М., 2005.

2.Исмагилова Ю.С. К вопросу о духовно-нравственном компоненте в системе современного образования – Тамбов, 2009.

3.Королев Д.С. Развитие духовных потребностей в структуре духовности личности в юношеском возрасте – Тамбов, 2008.

4.Мацковский М.С. Социология семьи – М., 1989.

5.Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.2.: Процесс воспитания.

Просмотров работы: 328