Родители должны со всей ответственностью осознать, что государство оплачивает труд матери, чтобы дать ей возможность уделить внимание ребенку, посвятить первые годы материнства общению с малышом, обогащая его детство светом добра и ласки. Отпуск дается матери именно для ухода за ребенком, для обеспечения воспитания.
Второй год жизни малыша предъявляет новые требования, вытекающие из особенностей самого возраста. При этом важно учитывать, что психическая жизнь ребенка в раннем возрасте не может рассматриваться упрощенно, иначе обедненность воспитательного процесса неизбежно обернется невосполнимыми потерями. Какие же характерные ошибки делают молодые родители в воспитании детей второго года жизни?
Во-первых, недооценивают сам возраст («еще маленький, подрастет — будем воспитывать») ; во-вторых, не знают и не умеют организовать жизнь ребенка, хотят отодвинуть задачи воспитания на более поздний период.
Вместе с тем необходимо отметить следующее: ни в один период жизни ребенка не прослеживается столь прямой зависимости результатов воспитания от личностных качеств взрослых, как в первые годы жизни. Общение со взрослыми играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником его психического развития. Ребенок усваивает форму поведения родителей, как говорят психологи, «присваивает» опыт материальной и духовной культуры, т. е. уклад жизни и взаимоотношений.
На протяжении первых лет жизни совершаются глубоки преобразования процесса общения ребенка с окружающими.
Родители должны помнить, что первый язык ребенка — «язык эмоций», ему младенец учится с первых месяцев жизни. Это и создает возможности обеспечения на самых ранних этапах детства двустороннего эмоционального контакта взрослого с ребенком. Вспомните, уже в раннем младенчестве вы наблюдали это «стремление» малыша к контакту: к концу первого месяца у него появилась первая улыбка, а к трем месяцам удивительная по своей выразительности реакция на взрослого («комплекс оживления»).
Малыш выделяет голос матери из всех шумов и музыкальных звуков. Он начинает искать контакт со взрослым, а затем уже и «вызывает» на эти контакты, проявляя инициативу, стремясь показать весь «репертуар своих умений». Ребенок чуток к настроению взрослого, тонко реагирует на прикосновение его рук и эмоциональные проявления, старается подражать ему. Сказанное позволяет сделать вывод: малыш готов к восприятию всего, что привносит в общение с ним мама, папа, бабушка и др.; причиной первых радостей и огорчений ребенка является отношение к нему взрослого в процессе повседневного общения, занятий.
Предметная деятельность считается ведущей для раннего возраста. Это значит, что для психического развития малыша особенно полезны игры с матрешками, пирамидками, башенками, кубиками, различными элементарными конструкторами и т. п. Но главное то, что эти предметы выступают как повод для «деловых» контактов ребенка со взрослым, в результате которых малыш обучается действиям, накапливает практический опыт. Когда ребенок начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и речью, в его бодрствование (самостоятельную деятельность) следует - включить выполнение посильных игр-упражнений. Взрослый выступает в качестве организатора и активного партнера.
Усложняющаяся интеллектуальная жизнь малыша строится по законам отражения: ребенок отражает мир, в котором живет, «присваивая» все, что видит в социальной среде, т. е. в поведении взрослых. Духовно обогащенная окружающая действительность — первое условие успешного психофизического развития и эмоционального благополучия ребенка. В этой связи необходимо ставить вопрос о культуре воспитания ребенка. Она проявляется прежде всего в знании родителями закономерностей развития детей раннего возраста, педагогически грамотной позиции взрослого по отношению к ребенку, который всецело зависим от взрослого и не умеет выразить своих физических и душевных состояний привычными для взрослого средствами. Необходимо уметь «расшифровывать» эмоциональный язык малыша.
В поведении ребенка второго года жизни наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее пространство и боязнь нового. С одной стороны, все неизведанное неудержимо притягивает, малыш делает первые самостоятельные шаги навстречу ему, с другой — ребенок подчеркнуто эмоционально реагирует на незнакомую ситуацию. Неслучайно педагоги отмечают, что в рассматриваемом возрасте дети особенно трудно расстаются с мамой, привыкают к незнакомым людям в период адаптации к детскому учреждению.
В ранний период жизни ребенок чутко реагирует на отношение взрослого к окружающему. Эмоциональные реакции взрослого очень часто становятся средством понимания какой-либо ситуации. Не зная многого, маленький ребенок определяет по выражению лица взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или родителей к его поведению. В этом возрасте малыш способен реагировать не только на слова взрослого «нельзя», «можно», но и на слово «нужно». Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор действий. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентировочное действие — «взор на лицо взрослого». В неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. При этом, как правило, дети выбирают наиболее знакомого, близкого человека, так как его эмоциональные реакции наиболее понятны, легко «считываются». Эти проявления ориентировочной активности ребенка необходимо учитывать родителям и воспитателю в работе с детьми второго года жизни, посещающими детское учреждение.
Научно доказано, что личные качества взрослого имеют огромное значение для душевного комфорта детей, потому что, интимный характер общения является чертой, характерной для раннего периода детства. Взаимоотношения со взрослым порой строятся как бы на полутонах, зависят от умения матери или отца настроиться на волну детства, почувствовать ребенка всем сердцем чутко реагировать на все изменения в его поведении. Это необходимо еще и потому, что дети второго года жизни не могут еще словом выразить своих физиологических состояний, потребностей, желаний.
Родители, прежде всего, удовлетворяют развивающуюся у малыша потребность в освоении окружающего, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, осуществляют рациональный, правильный подбор предметов, игрушек. Взрослому необходимо проявлять к маленькому ребенку исключительную чуткость, постепенно развивая его возможности в освоении окружающего: приучать к преодолению посильных трудностей, получению радости от достижения цели, обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, давать образец доброго, внимательного взаимодействия с ними. Все новое надо вносить в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в логическом сочетании с ним.
Важно учитывать, что процесс выполнения действий и их результат эмоционально переживается ребенком. Неудачи огорчают его. Взрослый должен так организовать общение с малышом, чтобы после некоторого количества попыток он достигал определенного результата. Возможности ребенка второго года не велики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоянно выступал бы в роли неудачника.
Для малыша все имеет значение: и выражение глаз, и улыбка, и чуткие спокойные руки, и мягкий, ласковый голос взрослого. Эмоциональные проявления очень рано становятся каналом связи, доступным средством влияния на поведение ребенка.
Важно, кто, как и с каким сердцем и чувством прикасается к детству. Речь идет не только о любви или жалости к ребенку, вызванной его беспомощностью и незащищенностью перед миром. Имеется в виду внутренняя культура взрослого. Это, прежде всего, духовное благородство, понимание высоко предназначения Детства, проникновение в гуманистическую сущность материнства.
Литература:
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. -672 с.
2.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
3.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
4.Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка. // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №2.