РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Амачиева П.Т. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в научных психолого-педагогических исследованиях по изучению проблемы развития личности студента в процессе творческой деятельности накоплен достаточно большой материал. Но самостоятельному рассмотрению данной проблемы в научных исследованиях уделено недостаточно внимания, и, несмотря на существующие разработки технологий развития личности студентов в творческой деятельности, эта проблема остается актуальной.

Благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым, в известной мере, внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества. Поэтому значение саморазвития личности молодого специалиста в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план.

Известный психолог Е.А.Климов пишет: «Начиная с детского возраста, человека развивается активность самосовершенствования, и в вузе она должна быть доминирующей. Роль вуза - дать возможность для реализации этой активности». Формирование у обучаемых творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях воспитание стремления к саморазвитию - задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием. [2]

В работах В.И. Андреева представлено семь стадий саморазвития творческой личности:

Первая стадия саморазвития характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной мотивационной направленностью личности на определенный вид творческой деятельности. Эта стадия может быть условно названа как стадия избирательной мотивационно - творческой направленности личности на определенный вид деятельности. На этой стадии личность как бы интуитивно чувствует, в какой сфере творческой деятельности она может проявить себя наилучшим образом.

Вторая стадиясаморазвития характеризуется повышенной интеллектуальной чувствительностью личности к усмотрению противоречий и проб­лем в определенной сфере творческой деятельности. Она может быть названа стадией изначального творческого самоопределения.

Третья стадия саморазвития характеризуется повышенной профессионально - творческой активностью личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии характерно интенсивное творческое овладение профессиональными приемами, методами, средствами соответствующего вида деятельности. Эта стадия может быть названа как стадия профессионально- творческого становления.

Четвертая стадия саморазвития может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений личности

Пятая стадия саморазвития характеризуется высокой продуктивностью личности. Для этой стадии характерно формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства.

Шестая стадия саморазвития творческой личности может быть охаракте­ризована как стадия расцвета таланта;

Седьмая стадия саморазвития творческой личности характеризуется как гениальность.

Данная характеристика является неким эталоном, на который должны ориентироваться студенты в процессе своего творческого саморазвития: сначала в период обучения в ВУЗе, а затем в период их профессионально-творческой деятельности. [1]

Известно, что разностороннее саморазвитие творческой личности педагога происходит в педагогической, психологической сферах деятельности во взаимосвязи с социальными условиями.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития. Творческое саморазвитие, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

Выпускник современного высшего образовательного учреждения должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

В связи с этим, прежде всего, возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста. Очевидно, что традиционная подготовка не обеспечивает формирование творческого мышления студентов, так как в ней отсутствует прикладной аспект формируемых профессионально важных свойств и качеств. [4]

В связи с изложенным, возникает необходимость поиска такого средства развития личности студента, которое бы обладало возможностью целенаправленно воздействовать на него. Учитывая специфику структуры умений разного вида деятельности (познавательной, прогностической, оценочной, регулирующей, преобразующей), мы предполагаем, что одним из таких средств выступает творческая деятельность с использованием своеобразных форм, содержания, общения.

При проведении опроса студентов о необходимости в специальной подготовке к творческой деятельности 88% студентов подтверждают тот факт, что существует необходимость в данной подготовке.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.[3]

Творческий процесс, как и любой другой, имеет свою структуру и компонентный состав, включающий цель, задачи, принципы, содержание, методы, средства, формы, каждый из которых выполняет свою функцию. Цель творческого процесса определяет конечный результат взаимодействия.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. – Казань, 1996. – 567 с.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. – Казань: КГУ, 1969. – 278 с.

3. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Ф. Р. Сайдаматов // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 374-375.

4. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4.

Просмотров работы: 324