ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗГОВОРНОМУ ЯКУТСКОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗГОВОРНОМУ ЯКУТСКОМУ ЯЗЫКУ

Петрова И.А. 1, Максимова Л.И. 2
1СВФУ, Педагогический институт
2педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Российской Федерации, являющейся одним из крупных полиэтнических государств мира, двуязычие - одно из важнейших условий формирования гражданской, этнокультурной и региональной идентичности. Во многих регионах страны двуязычие становится устойчивым социальным явлением, где родной язык, наряду с русским языком функционирует в качестве второго государственного языка. В условиях поликультурной среды двуязычие и многоязычие также признаны средством социализации детей и молодежи.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция раннего обучения языкам. По данным исследований педагогов (Ю.В. Андросовой, Ю.И. Трофимовой, Л.И. Аммосовой, В.А. Гончаровой, М.С. Исмаиловой и др.) в Республике Саха растет количество билингвов дошкольного возраста, в связи с тем и растет количество детей постепенно отходящих от своего родного языка.

С целью выявления уровня сформированности разговорного якутского языка в г. Якутске проведено исследование у русскоязычных детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Детский сад №21 «Кэнчээри». Экспериментальная работа проводилась в старшей группе «Сардана». В целом, по итогам исследования, исходный уровень владения разговорным якутским языком у русскоязычных воспитанников старшей группы находится на среднем уровне - 12 детей (60%). Достаточно высок, по сравнению с другими уровнями, уровень недостаточного развития речи - 7 детей (35%). Высокий уровень владения якутским разговорным языком наблюдается всего у одного ребенка (5%). Не было выявлено детей с низким уровнем владения разговорным якутским языком. А также по данным Управления образованием наблюдается и увеличение количества групп с обучением якутскому разговорному языку в русскоязычных детских учреждениях г. Якутска. Таким образом, как пишет В.А. Гончарова «Увеличивается число детей, находящихся в условиях двуязычия, испытывающих серьезные трудности в овладении вторым языком; детей, не владеющих в достаточной мере родным языком. Вследствие этого дети испытывают затруднения в процессе школьного обучения, часто оказываются неуспевающими по всем предметам».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а именно в разделе 3.3. Развитие образования, одним из основных целевых ориентиров установлен такой важный фактор, как обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения.

В связи свыше сказанным появляется необходимость исследования путей успешного формирования у русскоязычных детей старшего дошкольного возраста разговорного якутского языка.

В «Концепции модернизации российского образования», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», в программе «Столичное образование-5» также поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательном образовательном процессе ИКТ. Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

В настоящее время в условиях русско-национального и национально-русского двуязычия многих родителей и педагогов волнует, в первую очередь, вопрос правильного выбора форм и методик обучения языка. На наш взгляд, использование информационно-коммуникационных технологий при обучении разговорному якутскому языку русскоязычных детей старшего дошкольного возраста в игровой форме позволило бы сделать процесс обучения удовольствием для дошкольника. Информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Целью работы при использовании ИКТ в ООД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательный образовательный процесс. Одним из главных вопросов в этой области является выбор технологии использования в ООД, влияющих на успешное формирование у русскоязычных детей старшего дошкольного возраста разговорного якутского языка.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать её самостоятельно. Изучая все разнообразие данной технологии, решили остановиться на изучении влияния мультимедийных презентаций, которые позволят привлекать ребенка в непосредственную деятельность, увлекая, направляя, предоставляя возможность ощутить себя соучастником, а не обычным наблюдателем. В процессах обучения и воспитания это является наиболее эффективным фактором усвоения знаний. В детстве гораздо легче усваиваются наглядные образы, чем словесные рассуждения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Использование возможностей мультимедиа позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения материала.

Мультимедийные презентации - это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий по обучению языка с дошкольниками - это новое дидактическое средство для организации учебного процесса, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Использование мультимедийной презентации в работе с детьми позволяет развить не только интеллектуальные способности, но и воспитывает некоторые волевые качества: самостоятельность, собранность, усидчивость. Презентации помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Инновационные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, но дополняют их, делая педагогический процесс многогранным и интересным.

Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательном образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы значительно повышается.

Таким образом, применение информационно - коммуникационных технологий, а именно использование мультимедийных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников. Следует помнить и о недостатках компьютера: чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также может отрицательно сказаться на его психическом здоровье. Особенно это опасно для застенчивых детей. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Список использованной литературы:

  1. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц, Л.Д.Чайнова, H.H. Поддьяков, Е.В. Зворышна. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-328 с.

  2. Дубинина, В.В. Уроки развития, или пропедевтический курс информатики для малышей/ В.В. Дубинина //ИНФО. 1995. № 3. - С. 61-68.

  3. Новоселова, С. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? /С. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – С. 73–76.

  4. Проблемы родного языка в условиях глобализации и интеграции современного общества: Сб.науч.ст/Акад.наук по Респ. Саха(Якутия). Ин-т гуманит.исслед., Совет по языковой политике при Президенте РС(Я).-Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2007. – 280с.

  5. Протасова. Е. Дошкольный возраст: современные методы обучения второму языку /Е. Протасова // Дошкольное воспитание. -2003. №11. — С.72.

Просмотров работы: 163