При модернизации экономического развития территорий регионов наиболее остро выступают следующие вопросы: что имеет первоочередную значимость — ускорение темпов экономического роста или сдерживание инфляции; с какой модернизации начинать — институциональной (улучшение институтов) или технологической (стимулирование экономического роста); на какой спрос ориентироваться — внутренний или внешний?
Принципиально важен также выбор пути из двух альтернатив модернизации: или сверху, или снизу. В случае выбора первого пути роль государства сводится к жесткому регулированию, к перераспределению валового внутреннего продукта в свою пользу, к концентрации ресурсов, необходимых для массированных инвестиций в реконструкцию хозяйства, к выбору отраслевых приоритетов и усилению администрирования. Второй путь предполагает доминирующую роль низовых звеньев экономики - предприятий и их корпоративных объединений, рыночных сил, частной инициативы. Государству здесь отводится задача создания условий инициативного хозяйствования.
Характерной особенностью рассматриваемых вариантов является недостаточный учет пространственного фактора, формируемого широкой совокупностью территориальных особенностей страны, тогда как долгосрочные стратегии должны основываться на имеющемся потенциале регионов.
Модернизация национальных экономик может осуществляться как при использовании собственных ресурсов государства и частного бизнеса (креативный тип), так и путем привлечения внешних инвестиций, новых знаний, разработок и технологий (адаптивный тип). Нам представляется, что для казахстанских регионов характерна модернизация смешанного типа, с органичным использованием передовых зарубежных достижений и возможностей собственного научно-инновационного потенциала. Выбор конкретного типа модернизации для той или иной территории должен исходить из подробного анализа состояния социально-экономического потенциала региона и охватывать такие аспекты, как производственная база, уровень развития технологий, уровень профессиональной компетенции различных категорий трудовых ресурсов, имеющийся научно-технический потенциал, финансовые возможности территорий и т.д.
В связи с этим представляется целесообразным оперировать понятием «социально-экономический потенциал модернизации», включающим ту совокупность структурных элементов социально-экономического потенциала, которая может быть использована для решения модерниза-ционных задач.
Само понятие «социально-экономический потенциал модернизации» включает в себя не только совокупность ресурсов, но и качественные характеристики самих региональных систем (рис. 1), что дает возможность судить о том, насколько существующая система производственных отношений, приоритеты развития, социальная политика в регионах направлены на решение задач модернизации.
По нашему мнению, в основе концепции управления социально-экономическим потенциалом модернизации должны лежать следующие принципы:
- потенциал является динамической характеристикой и обнаруживается только в процессе его использования;
- использование потенциала социально-экономической системы должно сопровождаться постоянным его приростом;
- процессы использования и наращивания потенциала являются непрерывными и дополняют друг друга.
Определяющей особенностью модернизационного потенциала регионов выступает приоритетный характер не только достигнутого уровня важнейших объемных параметров, но и динамики экономического и социального развития соответствующей территории, что принципиальным образом отличает потенциальную способность того или иного региона к модернизации от общего уровня его экономического развития, характеризуемого исключительно статическими (уровневыми) индикаторами, такими как, например, валовой региональный продукт.
При проведении социально-экономической модернизации страны целесообразны устранение недостатков существующей государственной региональной политики и совершенствование методического инструментария управления социально-экономическим развитием регионов.
Исследование динамики развития отраслей на республиканском уровне показывает их значимость для формирования показателей развития производственной и социальной сфер регионов, так как достижение общеказахстанских макроэкономических индикаторов на стратегическую перспективу будет складываться в результате функционирования региональных социально-экономических систем страны.
Однако, в силу различий уровня обеспеченности ресурсами и степени их использования, вклад того или иного региона в общеказахстанскую экономику будет иметь свои количественные параметры и качественные характеристики.
Наряду с реализуемыми мерами, стимулирующими бизнес к эффективному инвестированию, очень важны и практические шаги по развитию институтов государственно-частных консультаций, формированию планов партнерства, расширению активности общеказахстанских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей. Исходя из этого партнерские отношения между государством и бизнесом следует развивать на территориальном (региональном) и отраслевом уровнях.
Определяющее значение в осуществлении социально-экономической модернизации регионов имеет неоиндустриализация, наиболее оптимальной организационно-экономической формой реализации которой является целенаправленная промышленная политика.
Заключение
Исследование зарубежного опыта реализации промышленной политики показывает, что локомотивом индустриального развития в разное время становились различные инструменты государственного стимулирования. Выбор конкретной группы механизмов осуществления государственных задач в направлении повышения конкурентоспособности страны зависит от ее стартового социально-экономического положения.
Список литературы
1.Стратегия «Казахстан 2050»akorda.kz
2.Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года akorda.kz
3.Официальный сайт Акционерное общество «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» kzppp.kz
4.Ювица Н.В. Стратегическое планирование и государственный менеджмент Казахстана. Монография. Германия, 2014. -200с.