Очевидно то, что глобализация являет собой новый этап развития человечества как единого организма. Она пронизывает все уголки земного шара, каждое государство, отдельного человека благодаря развитию науки, техники, технологий, компьютеризации и увеличению доступа к информации.
Современная глобализация затрагивает практически все основные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и многие другие. Ее влияние можно увидеть во многих процессах и проблемах науки, экологии, разоружения, обеспечения глобальной безопасности, борьбы с терроризмом и тому подобное.
Важным для Казахстана является свободный доступ к информационным потокам, новым технологиям, приобретение современного опыта и знаний без ограничений. Это особенно актуально в условиях отдаленности расположения территории от ключевых информационных, научных, экономических центров Западной Европы, США, Восточной Азии. Информационные и технологические возможности глобализации позволяют населению республики, другим странам Центральной Азии не отставать от ключевых процессов развития в мире.
Известно, что концептуально глобализация должна положительно повлиять на повышение уровня экономического благосостояния людей, обеспечить устойчивое развитие общества и способствовать интеллектуальному, социальному, культурному развитию людей. Одним из актуальных элементов глобализации для укрепления стабильного развития Казахстана является ее роль и возможности в борьбе с транснациональной преступностью, в особенности с коррупцией в обществе и государстве.
Для Президента в новых условиях приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Глава государства сконцентрируется также на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны. При этом роль Правительства и Парламента значительно усилится.
Данная работа будет проводиться по двум ключевым направлениям.
Во-первых, следует передать значительную часть установленных законом полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов Правительству и другим исполнительным органам. За данную сферу в полном объеме должны отвечать Правительство, министерства и акиматы. Делегирование полномочий можно обеспечить за счет изменения соответствующих законов. Около 40 полномочий, которые можно передать или в Правительство, или в Парламент. Эти поправки Правительство в приоритетном порядке внесет в Парламент для принятия до конца текущей сессии.
Во-вторых, более сложная задача – сбалансировать отношения между ветвями власти на конституционном уровне. Важно усилить роль Парламента в формировании Правительства, повысить ответственность кабинета министров перед депутатским корпусом. Победившая на парламентских выборах партия будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Исходя из этого, будет закономерным, если Правительство станет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, как это было раньше. Следует упростить порядок выражения недоверия членам Правительства со стороны Палат Парламента. Это усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной. Целесообразно передать Правительству утверждение государственных программ, за которые оно будет нести всю полноту ответственности. Правительству можно передать право самому образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав.
2.Многие государства и народы еще с древности сталкивались с элементами глобализации. Народы и страны, стремясь к безопасности, обеспечению устойчивого развития общества и благосостоянию, осознавали, что только совместными усилиями, возможно создание цивилизованного, стабильно развивающегося общества и государства. Интеграция, совместная торговля и оборона стали первыми элементами объединения стран и народов, что позволило преодолеть национальные и государственные границы, развить межгосударственную торговлю, установить взаимовыгодные политические, экономические контакты. Древние народы и государства Казахстана, находясь с центре Евразии, также понимали необходимость интеграции и объединения, как наиболее эффективных путей сохранения своей безопасности и обеспечения стабильного развития.
Можно подтвердить, что народы и государства, проживавшие на территории современного Казахстана, всегда понимали необходимость и важность поддержания контактов и связей со своими соседями. Это позволяло им не только развивать торговлю, обеспечивать безопасность, налаживать сотрудничество, но и получать важную информацию о важнейших изменениях, достижениях своих соседей в политической, военной, технической, культурной и других сферах. Они понимали жизненную необходимость конкурентоспособности в этих сферах для получения возможностей, навыков, технических способностей обеспечения своей защиты и безопасности. Неудивительно, что изучение и использование элементов глобализация для современного Казахстана должна иметь те же приоритеты. Понимание законов и процессов глобализации позволит Казахстану и ее населению эффективно получать и использовать все ее позитивные элементы для дальнейшего развития, безопасности и конкурентоспособности в современном мире.
В целом сам процесс глобализации с научной точки зрения имеет различные определения. В научной литературе имеется несколько точек зрения появления такого процесса и феномена как глобализация. Одним из первых определение термина «глобализация» предпринял американский ученый Р. Робертсон, который в 1985 году исследовал данный феномен. По его мнению, глобализация - это процесс постоянного влияния и давления различных факторов международного значения на социальные, культурные условия в отдельных странах [1]. Несмотря на ограниченное изучение глобализации, ученый смог оценить культурное многообразие народов, которые способны противостоять давлению и поглощению массовой, западной культурой.
Таким образом, глобализация является процессом трансформации отдельных государств, народов в единое, связанное между собой экономическими, политическими, социально-культурными, информационными связями мировое пространство. Государства и регионы становятся общей зоной свободного передвижения людей, организаций, институтов, обращения товаров, услуг, финансов, информации. В этих отношениях создаются новые субъекты международных отношений для свободного обмена мнениями, опытом, решения глобальных и региональных проблем общими усилиями. В результате создается единое универсальное международное правовое, информационное, культурное поле, которое характеризует новое качество и уровень развития всего мира. Взгляд на глобализацию с этой позиции отражает наиболее положительные стороны процесса для государств и народов. Можно подтвердить, что глобализация стала объективным и реальным процессом, который предоставляет возможности взаимной выгоды и пользы, для понимания ее законов и механизмов. В противоположность, непонимание законов и условий развития глобализации несет народам и культурам новые опасности и риски. Новые качественные изменения в отношениях между странами и народами создают уже уникальные опасности, которые ранее не имели развития и значения.
Важной задачей для Казахстана в условиях глобализации является лавирование между интересами и давлением крупнейших держав мира: США, Россией и Китам. Казахстан, как и вся Центральная Азия, привлекает внимание большинства мировых, региональных держав многими причинами. Природные, людские ресурсы, выгодное геополитическое положение, контроль водных ресурсов и другие факторы делают регион не только интересным, но и опасным с точки зрения причины будущих мировых конфликтов.
Заключение
Таким образом, глобализация является объективным процессом, имеющим свои законы и механизмы, которые необходимо учитывать любому государству и обществу, если оно хочет развиваться и быть конкурентоспособным. Можно утверждать, что в условиях глобализации перед Казахстаном стоят объективные и сложные задачи, которые требуют внимания не только государства, но и всего общества. Они затрагивают различные сферы политики, военной, экономической, культурно-языковой и другие. Каждая из них несет в себе шансы и возможности для Казахстана в упрочении своего геополитического, геоэкономического положения в мире, так и опасности попадания в зависимость и потерю суверенитета. Очевидно, единственно верным вариантом развития для Казахстана является его становление и позиционирование в качестве цивилизованного и конкурентоспособного государства, способного адекватно отвечать современным вызовам глобализации. Вариант состоит не в том, какую модель модернизации выбирать, западную или восточную, а в том, чтобы модернизация способствовала решению задач, которые процессы глобализации ставят перед нашей страной и обществом.
Литература
Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 20-летию Независимости РК. Время выбрало нас //akorda.kz/ru/
Назарбаев Н.А. Евразийский экономический союз: теория или реальность // Известия //minplan.kz/pressservice/77/5147/
Назарбаев Н.А. Центральная Азия может стать одним из глобальных центров мира // ru.government.kz/documents/publications/193