Организационный механизм управления— это совокупность организационных механизмов (рис. 1), которые организовывают эффективную деятельность организации, действующей в условиях нестабильной внешней среды и постоянно изменяющихся потребностей общества.
Рис. 1 Структура организационного механизма
Особенностью механизма управления ИД является динамичность, изменчивость и постоянное совершенствование. Главной частью механизма являются организационные экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе управления ИД [6].
Управление ИД создает не только будущий облик организации, определяя продукты, которые выпускаются, технологии, потребителей, но и конкурентную позицию на рынке.
За последние 20 лет механизм управления ИД претерпел изменения. Под системой управления ИД подразумевалось, что организация – закрытая система, а эффективность её деятельности зависела, от влияния внутренней среды организации. Цели и задачи были заданы и неизменны на длительный срок (рис. 2).
Рис. 2 Устаревшая система управления ИД организации
Преобразования в инновационной экономике заключаются в [7]:
прогнозировании ИД в организации;
целенаправленном поиске идеи, которая служит основой для ИД;
мотивации сотрудников;
методах регулирования ИД организации;
организации ИД для конкретного нововведения. То есть проведение организационных работ по превращению идеи в продукт, который готов для его продвижения и для продажи;
продвижении инновации – это дело маркетинга, который требует активных действий, творческого подхода и заинтересованности в инновации.
В условиях рыночных преобразований механизм управления ИД – целостная система, которая состоит из взаимодействующих, экономических, технических, экологических и технологических элементов, организационных методов, сочетающихся с системой мотивации сотрудников и их ответственности. Механизм управления ИД подразумевает создание системы, обеспечивающей целенаправленное воздействие на обеспечение результатов ИД.
Политика организации по организационному управлению должна проявляться в привлечении участия работников в инновационной деятельности. Каждое нововведение требует приложения усилий и ресурсов. И если необходимые условия не подготовлены, то реализация инновации может быть убыточна. Чтобы инновационный процесс прошел в положительную сторону, необходимо использовать знания, опыт, интеллект всех работников организации. Также они не должны делиться на создателей идей и их исполнителей. Все работники должны быть вовлечены и заинтересованы в инновационном процессе [8, 9].
В то же время важно привлекать внешние силы для того, чтобы вовлечь в инновационную деятельность потребителей или поставщиков, или же конкурентов. В таком случае инновационная деятельность будет проходить с успешным исходом. Главные причины отрицательного отношения работников к нововведениям:
во-первых, когда работники не понимают всех деталей плана, уверены, что изменения необходимы и ожидают отрицательных последствий; такая причина получила название рациональная;
во-вторых, личная; она говорит о том, что работник боится потерять свое место, потому что не сможет больше устроиться на достойную работу;
в-третьих, эмоциональная; объясняется сопротивлением к нововведениям, апатией к переменам, недоверием, возможно эмоциональной критики работы.
К проблеме в механизме управления ИД можно отнести феномен сопротивления инновациям.
Причины сопротивления изменениям:
Сомнения, что нововведения негативно отразятся на работнике, а именно: увеличение количества задач, снижение премий, изменение условий договора, который регулирует отношения сотрудников организации.
Сложность перестроения от сложившихся привычек в работе, тем самым сотрудники сопротивляются, особенно руководящие должности.
Нехватка информации, так как организация подробно не оговаривает, для чего необходимы конкретные изменения.
Необходимость поддержки коллектива для инициаторов нововведений.
Сопротивление изменениям из-за их внутреннего невосприятия, из-за того, что им самим придется меняться.
Для наилучшей инновационной деятельности необходимо создать команду. Этот процесс включает: формирование команды, определение единых цели и задач, устранение личностных противоречий, функционирование.
Успешность управления ИД организации обеспечивается через организационно-экономический механизм управления.
На основе данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики (рис. 3) прослеживается увеличение затрат на управление ИД. По сравнению с 2010 годом затраты в 2014 году увеличились на 305 957,1 р., а по сравнению с 2013 годом на 95 459 р. 1.
Данный рост затрат на управление ИД говорит об эффективном развитии организационного механизма управления ИД.
Рис. 3 Затраты на развитие организационного механизма управления ИД
Развитие организационного механизма управления ИД привело к улучшению инновационной деятельности в стране. Об этом свидетельствуют данные, представленные Федеральной службой государственной статистики2. Рисунок 4 позволяет видеть рост в развитии ИД в 2014 году по сравнению с 2011 г. на 3,5%, по сравнению с 2013 годом на 2,3 %.
Рис. 4 Динамика развития инновационной деятельности
Исследование состояния организационного механизма управления инновационной деятельностью в организации показало, что механизм управления развивается эффективно. Это благополучно сказывается на развитии инновационной деятельности в целом, которая также имеет положительную динамику.
Организационный механизм управления ИД в организации, как и все другие механизмы инновационной деятельности, нуждается в постоянном совершенствовании. К направлениям совершенствования организационного механизма в работе предлагается следующее [10]:
Необходимо усовершенствование уже существующих (например, «Развитие науки и технологий» (от 15 апреля 2014 года)) и создание новых инновационных программ. Имеется ввиду взаимодействие науки с производством, создание целенаправленного экономического механизма ИД – целевой научно-технической программы. В этой программе существует инновационная стратегия, выходящая за рамки организации и подразумевает под собой участие различных учреждений. Программы обеспечивают формирование наукоемкой продукции. Она состоит из инновационных научных проектов, у которых есть общие цель, тематика сроки выполнения и механизм финансирования [11].
С помощью программ происходит поиск резервов научного прогресса (научно-техническая кооперация, комплексное техническое перевооружение, распространение передового опыта), улучшения организации производства и использования ресурсов. Использование программ должно привести к положительному эффекту, а именно: решению проблем разработки и внедрения инноваций в организациях, к повышению инновационной деятельности в этих организациях [12].
На региональном уровне важной формой проявления инновационной деятельности является финансовый лизинг. Он подразумевает формирование частных лизинговых организаций, которые сначала покупают, а затем сдают дорогостоящую высокопроизводительную технику в рассрочку организациям. Лизинг – новая система финансирования, где задействованы различные финансовые механизмы (кредитное финансирование под залог, арендные отношения, расчеты по долговым обязательствам).
Направлением совершенствования организационного механизма ИД в регионе является развитие региональной инновационной системы, увеличивая количество форм организации ИД, которые способствуют ускорению внедрения и разработки инноваций на региональном уровне. В формах формируются условия для ускоренного осуществления инноваций. Например, инкубатор, технопарк или технополис, которые нацелены на инновационный процесс, в которых ИД проходит быстрее [13].
Подводя итог, направлениями совершенствования организационного механизма ИД являются: усовeршенствование регионaльных инновaционных прогрaмм, регионaльных лизинговых кoмпаний, региoнaльных оргaнизaционных технoпарковых структур.
Организационный механизм управления инновационной деятельностью – элемент инновационной деятельности организации, который нуждается в постоянном развитии, для успешной ИД. В этом направлении остается еще много путей для исследования, например, таких как: поиск новых путей усовершенствования механизма управления ИД, эффективных форм и методов организационного управления ИД.
Список используемых источников
1. Алёшин А. И. Организационно-экономический механизм совершенствования управления инновационной и инвестиционной деятельностью региона. СПб: Арт-Экспресс, 2015. 22 с.
2. Асаул А.Н., Грахов В.П. Бизнес-партнёрство в реализации интегративного управления инвестиционно-строительным комплексом // Вестник гражданских инженеров. 2005. № 4. С. 99-106.
4. Самойлов А.В. Механизм управления инновационной деятельностью // Экономика и управление. Экономическое право. 2012. С. 177-181.
3.Жукова А.Н. Организационный механизм управления инновационной деятельностью в организации, его современное состояние и пути // Проблемы предпринимательской и инвестиционно-строительной деятельности: материалы XVII научно-практической конференции под ред. заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного строителя РФ, д-ра экон. наук, профессора А.Н. Асаула. Санкт-Петербург: Изд-во АНО «ИПЭВ», 2015.
4. Мещеряков И.Г., Асаул М.А. Методические приемы по использованию организационных инноваций различных типологических групп // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 3 (44). С. 213-220.
5. Самойлов А.В. Механизм управления инновационной деятельностью // Экономика и управление. Экономическое право. 2012. С. 177-181.
6.Асаул А.Н., Заварин Д. А., Иванов С. Н. Организационные механизмы активизации инновационной деятельности региональных ИСК // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 5. С. 273-282.
7.Асаул М.А., Мещеряков И.Г. Инновационная экономика и организационные нововведения // Транспортное дело России. 2014. № 2. С. 107-109.Асаул
8. Асаул А. Н., Мещеряков И. Г. Принципы и подходы использования организационных инноваций в предпринимательских структурах // Вестник гражданских инженеров. 2013. № 3. С. 143 -150.
9.Асаул А. Н., Мещеряков И. Г. Управление организационными инновациями в компаниях различного профиля // Вісник Хмельницького національного університету. Економічні науки. 2014. № 3. Т.1. С. 30-34.
10.Пугина Л.И. Проблемы формирования организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью // Научный аспект. 2013. №1. 228 с.
11. Управление организационной эффективностью строительной компании. Асаул А.Н., Шишлов Г.И. Санкт-Петербург, 2008.
12. Асаул А. Н. Организационно-управленческие инновации как фактор повышения конкурентного потенциала предприятия // Вісник Хмельницького національного університету. Хмельницький. 2010. № 5. Т.3. С. 7-13.
13. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, И. В. Крюкова, П. Б. Люлин; под ред. А. Н. Асаула. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 400 с.
1 Статистика инноваций в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/ind_2020/pril4.pdf (дата обращения 18.03.2016).; Инвестиции в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/invest.pdf (дата обращения 15.10.2016).
2 Инновационная деятельность: 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2016/02/08.pdf (дата обращения 17.10.2016).
7