ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Гераськина Ю.Г. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1КГБ ПОУ ХАДТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Природа воздействует на общество по законам своего развития. Вследствие этого различные стихийные бедствия причиняют большой ущерб. Значительные расходы идут на проведение мероприятий по борьбе с возникшими стихийными бедствиями.

Кроме того, состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны.

К объектам экологического страхования относятся:

- риск гражданской ответственности страхователя за загрязнение окружающей природной среды, выражающейся в предъявлении ему третьими лицами имущественных претензий, которые удовлетворяются в соответствии с договором о страховании за счет страховых платежей;

- подлежащие возмещению убытки, которые несет страхователь в связи с загрязнением окружающей природной среды на территории действия договора страхования;

- жизнь, здоровье или имущество страхователя, или других лиц, определенных договором страхования.

Субъектами экологического страхования являются страховщик и страхователь. Экологическое страхование является частью системы экологическое безопасности. Оно бывает обязательным и добровольным. Добровольное экологическое страхование не нормируется государством. Его можно сравнить с добровольной сертификацией продукции или с добровольным получением свидетельства об экологической безопасности предприятия. Добровольная экологическая активность предприятия повышает его престиж среди населения, а потому и конкурентоспособность продукции.

Экологическое страхование можно подразделить на следующие виды:

1. Страхование ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности, на случай загрязнения окружающей природной среды, причинения вреда жизни и здоровью физических лиц;

Характерными условиями этого вида страхования являются:

• строгая оценка степени риска при заключении договора страхования;

• предоставление страхового возмещения страхователям, связанным с теми отраслями, в которых особенно высока степень риска, только при условии соблюдения ими предусмотренных в договорах страхования мер по снижению его степени и предупреждению убытков;

• исключение из договоров страхования рисков ответственности за ущерб, вызванный постоянными или повторяющимися аварийными случаями, а также выбросами загрязняющих веществ в пределах норм и нормативов, установленных законодательно. Его основная цель состоит в том, чтобы покрыть страхователю убытки, связанные с необходимостью возместить ущерб, который он нанес в результате загрязнения окружающей среды.

Страхование ответственности экологических рисков может быть связано с возможностью очень крупных выплат страхового возмещения за один страховой случай. Поэтому в условиях страхования, как правило, оговаривают предельный размер выплат.

2. Страхование природных объектов и комплексов на случай наступления чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями.

3. Страхование жизни и здоровья физических лиц на случай наступления чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями и техногенными авариями.

Природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и представляющие собой потенциальный источник угроз жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя риски разрушения природной среды в результате продолжения деятельности существующих объектов промышленного и иного назначения, реализации проектов нового промышленного освоения, в том числе в регионах с особо чувствительными к антропогенному воздействию экосистемами, технических аварий и иных причин, выходящих за рамки регламента технической деятельности хозяйственных и иных объектов, чья деятельность в штатном режиме не несет экологических и иных угроз.

Защита окружающей среды от ущерба требует использования как гражданско-правовых методов, так и страхования.

Основные причины аварий, влекущих экологический ущерб, - это недопустимо высокий износ основных производственных фондов, низкая технологическая дисциплина, несвоевременное проведение ремонтных работ. Дорогостоящие природоохранные меры под час нужны не для тех, кто их осуществляет. Это порождает не заинтересованность в охране природы в предупреждении и устранении вредных воздействий на окружающую среду. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности позволяет, собрав относительно не большие взносы с достаточного числа объектов, компенсировать опасность, т.е. ущерб. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановления здоровья и материального положения), окружающей среде (на очистку ее от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии), хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).

Достаточными средствами для указанных целей не обладает практически ни одно предприятие. Однако о возмещении ущерба экологии, как о таковом, сегодня можно говорить лишь условно.

Основные принципы охраны окружающей среды, которыми должны руководствоваться все граждане и юридические лица:

- приоритет охраны жизни и здоровья, обеспечение благоприятных экологических условий для жизнедеятельности людей;

- обеспечение реальных гарантий прав человека на здоровую для жизни окружающую среду;

- соблюдение требований природоохранного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения. В соответствии с указанным Законом охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат следующие объекты охраны окружающей среды:

- естественные экологические системы, климат, озоновый слой атмосферы;

- земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, животный мир, микроорганизмы, леса и иная растительность, генофонд, природные ландшафты. взрывов и аварий.

Общий принцип обеспечения возмещения убытков, причиняемых окружающей среде, должен заключаться в сочетании обязательности участия в создании страховой защиты предприятий, загрязняющих окружающую среду, и добровольности выбора метода такой защиты. Определение размера страховой ответственности в случае загрязнения окружающей среды требует соблюдения ряда условий: убытки должны быть точно определены по месту и времени и исчислены в денежном выражении. Договор страхования ответственности за загрязнение окружающей среды не должен противоречить договору страхования общегражданской ответственности. В связи с этим страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности, строго следуют правилам:

- выплачивать страхователям страховое возмещение за расходы на компенсацию, присуждаемую по закону пострадавшим третьим лицам, и расходы в связи с судебной защитой;

- исключить из выплачиваемого возмещения штрафы;

- лимитировать объем страховой ответственности только случайными событиями, исключив из него преднамеренные действия или ошибки. Многие промышленные предприятия не испытывают потребности в страховании ответственности и страхуют только убытки, причиненные в результате загрязнения имуществу, не думая о том, что им могут быть предъявлены иски с третьей стороны.

В объем ответственности страховщика включаются:

- компенсация ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

- сумма убытков, связанных с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в соответствие с нормативами, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

- расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.

Из ответственности страховщика исключены убытки:

- связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

- причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

- связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

- штрафы, неустойки и т.д.;

- ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или контролем страхователя.

Значительную трудность в определении механизма экологического страхования, его нормативно-методического обеспечения представляет отсутствие необходимой статистики, что не позволяет с достаточной достоверностью оценить вероятность наступления страхового случая и определить величину страхового тарифа. Анализ информации федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, а также ежегодных государственных докладов «О состоянии и об охране окружающей среды» показывает, что применение сведений в целях экологического страхования о случаях нанесения вреда окружающей природной среде, объемах ущерба, о применяемых для обоснования исков документах зачастую затруднено. Использование повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от уровня опасности предприятия, уровня его готовности к предупреждению случаев причинения вреда окружающей природной среде, локализации нанесенного ущерба, отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования, также может стимулировать развитие страхования в сфере природопользования.

Анализ законодательства, регулирующего страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде, выявил следующие проблемы:

Большинство нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не предусматривают предоставления гарантий на случай нанесения вреда окружающей среде.

Отдельные нормативные правовые акты содержат положения об использовании страхования для возмещения вреда окружающей среде, но отсутствуют механизмы его реализации.

Ни один из действующих нормативно-правовых актов не осуществляет правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения экологического страхования.

С целью повышения ответственности хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности и формирования единых подходов к возмещению вреда, причиненного окружающей среде, необходимо принятие федерального закона об обязательном экологическом страховании, который станет основой построения единой системы предупреждения, ликвидации вреда и восстановления окружающей среды.

Величину убытков рассчитывают по специальным методикам. При экологическом страховании оценивается вероятность экстремально высокого загрязнения окружающей среды.

Критерии экстремально-негативного воздействия на животный и растительный мир:

Массовая гибель или заболевание рыб, водных животных, икры, личинок, молоди, нарушение путей миграции, нагула, нереста;

Массовая гибель или заболевание животных, птиц, когда уровень смертности или заболеваемости превышает средний статистический в 3 и более раз;

Резкое увеличение случаев физического недомогания, обращения населения в медицинские учреждения.

Размер тарифных ставок страховых взносов определяют тремя способами:

- в процентах от страховой суммы;

- в процентах от суммы штрафных платежей за предыдущий год;

- в процентах от годового производства страхователя.

В случае возбуждения исков к страховщику уже в последующий год страховой взнос взимается в размере 100% базисной величины.

Создание системы экологического страхования должно происходить по следующим этапам:

- Анализ экологической обстановке в регионе;

- Анализ перспектив экономического развития территории, планов освоения природных ресурсов, перспективная оценка негативных воздействий на окружающую природную среду.

Оценка страхового поля региона, выявление предприятий, заинтересованных в снижении рисков, их возможностей по финансированию страховой системы.

Оценка эффективности страховой деятельности (страховой маркетинг).

Организация страховой деятельности.

Результатом страховой деятельности должно являться повышение экологической безопасности населения и территорий, финансовой устойчивости хозяйствующих объектов и социальной защиты населения.

Эколого-правовая ответственность является разновидностью обще юридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

- как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

- как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

- как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

- противоправность поведения;

- причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

- причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Экологическое страхование представляет собой совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие отрасли (перечислены в порядке убывания показателя доли каждой отрасли страхования в общем объеме поступлений по страхованию экологических рисков):

страхование ответственности, например, ответственности предприятий и учреждений, являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей природной среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и др.

страхование предпринимательских рисков, направленное на защиту финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов;

3) имущественное страхование, например, страхование земельных объектов на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы

4) личное страхование граждан, например, страхование жизни и здоровья работников предприятий и учреждений, относящихся к категории источников повышенной опасности.

Одной из особенностей экологических рисков является подавляющая обязательная форма проведения, т.е. формирование спроса и предложения происходит в большей степени под влиянием административного вмешательства.

Главной проблемой развития стратегии экологических рисков является:

1. Отношение к природе носит потребительский, а иногда и варварский характер, что приводит к отсутствию средств на приобретение адекватной рискам страховой защиты. Требования экологической безопасности и сохранение природной среды приносится в жертву темпам роста производства;

2. Несовершенство и неполнота нормативной базы, регулирующей вопросы возмещения вреда ОПС;

3. Отсутствие нормативных актов по экологическому страхованию.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.

Просмотров работы: 686