Рассмотрим относительные показатели эффективности ведения бизнеса ООО «ГЛОБУС МЕДИА» и степень ее деловой активности (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели деловой активности ООО «ГЛОБУС МЕДИА»
за 2014-2015 годы
Показатели |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное изменение 2015г. к 2014г., тыс. руб. |
Сумма полученных доходов за налоговый период (выручка), тыс. руб. |
23164 |
19066 |
– 4098 |
Стоимость оборотных активов организации, тыс. руб. |
3055 |
9267 |
+ 6212 |
Денежные средства и денежные эквиваленты, тыс. руб. |
391 |
186 |
– 205 |
Объем кредиторская задолженность, тыс. руб. |
1852 |
7493 |
+ 5641 |
Коэффициенты оборачиваемости |
|||
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, об. |
7,58 |
2,06 |
– 5,52 |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств и денежных эквивалентов, об. |
59,24 |
102,51 |
+ 43,27 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, об. |
12,51 |
2,54 |
– 9,97 |
Продолжительность одного оборота |
|||
Продолжительность оборачиваемости оборотных активов, дней |
47,48 |
174,98 |
+ 127,5 |
Продолжительность оборачиваемости денежных средств и денежных эквивалентов, дней |
6,08 |
3,51 |
– 2,57 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней |
28,78 |
141,48 |
+ 112,7 |
Из динамики показателей деловой активности организации, представленных в таблице 4 видно отсутствие положительной тенденции исследуемых критериев. Это позволяет заключить, что в большей степени организация не эффективно использует имеющиеся активы.
Так на каждый рубль, вложенный в формирование имущества, организация получала в 2014 г. 7,58 рублей выручки, а к 2015 г. этот показатель снизился до уровня 2,06 рубля. При этом продолжительность оборота активов организации возросла с 48 до 175 дней.
Увеличилась и продолжительность оборачиваемости кредиторской задолженности, если в 2014 г. она составляла около 29 дней, то к 2015 г. возросла до уровня 142 дней.
Таким образом, рост чистой прибыли организации сопровождается снижением эффективности использования имущества и нарушением платежной дисциплины организации.
Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации.
11 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании», который направлен на формирование современной системы государственного стратегического планирования.
В соответствии с данным Законом, стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально– экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Необходимость применения финансового планирования в организации обусловлена тем, что оно позволяет выбрать наиболее эффективные пути ее развития, воплощает намеченные стратегические цели в конкретные финансовые показатели, дает возможность оценить эффективность деятельности компании, помогает рассчитывать и следить за использованием финансовых ресурсов, а также может быть инструментом их привлечения.
В процессе анализа деятельности организации установлено, что за период 2014-2015г.г. снизилось количество пассажиров компании по направлению «Москва – Ливны – Москва» на 3570 человек или на 21 процент. Данное снижение достаточно существенно и требует принятия кардинальных мер (рисунок 1). На рисунке 1 наглядно отражена как сезонность деятельности организации, так и отрицательная динамика снижения объемов пассажирского потока компании. В связи с этим, разработка новых направлений деятельности достаточно актуальна и значима для ООО «ГЛОБУС МЕДИА».
Рисунок 1 – Динамика объемов пассажиропотока
ООО «ГЛОБУС МЕДИА» за 2014-2015 годы
Рассмотрим динамику поступления денежных средств от реализации предоставляемых ресурсов графически, где в качестве исследуемого периода определим 2015 год.
Рисунок 2 – Динамика поступления денежной средств от реализации туристических услуг «ГЛОБУС МЕДИА»
Данные представленные на рисунке 23 наглядно отражают сезонность поступления денежных средств, поскольку самые высокие продажи услуг туристского агентства приходятся на 3 квартал. Их доля в общей структуре поступлений в 2015г. составляла около 56,39 процента.
Рассмотрим более детально поступление денежных средств, представив диаграмму (рисунок 3).
Рисунок 3 – Цикличность поступления денежных средств от реализации туристических услуг «ГЛОБУС МЕДИА» в 2015 году
Продолжая изучение динамики поступления денежных средств следует отметить, что наименьшие значения отмечены в период реализации услуг январь-март.
Отсюда ООО «ГЛОБУС МЕДИА» необходимо принять серьезные меры в области оптимизации и равномерности денежных потоков и разработки комплекса туристских услуг направленных на повышение активности деятельности в области организации регионального туризма.
Одним из таких направлений совершенствования развития ООО «ГЛОБУС МЕДИА» является осуществление оказания различного вида туристских услуг, а не только деятельность в рамках осуществления транспортных перевозок пассажиров.
Как отмечалось в главе 2, в процессе изучения рынка туристских услуг и организации работы Туристических агентств выявлено, что в настоящее время, не достаточно охвачены направления:
прием и обслуживание организованных групп и индивидуальных туристов;
комплексные (экскурсионные) автобусные туры одного дня.
Отсюда, с целью развития и совершенствования деятельности ООО «ГЛОБУС МЕДИА» при разработке Бизнес-плана следует учитывать результаты проведенных исследований.
В рамках изучения потребительных интересов и оценки отдельных направлений деятельности агентства, с целью выявления перспективных Туристских программ и продуктов сотрудниками агентства была разработана Анкета потребителя туристических услуг и проведено анкетирование в период с 12мая 2016г. по 20 мая 2016г.
Анкета – представляла собой перечень вопросов, которые были заданы, с целью выявления совпадения интересов потребителей услуг с интересами туристских агентств.
Данная система исследования была определена как наиболее приемлемая, поскольку при помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).
Групповое анкетирование было проведено среди учащихся и родителей 7-х классов МБОУ Гимназии №4 г. Ливны.
Количество респондентов составило 50 человек по каждому направлению:
дети – возраст 12– 14 лет;
родители – возраст 35 – 45 лет.
Данная аудитория была выбрана, исходя из необходимости оценки интересов:
туристского агентства «ГЛОБУС МЕДИА»– увеличить количество реализованных туристских программ в период «Январь – март» и «октябрь-декабрь»;
родителей учащихся 7-х классов МБОУ Гимназии № 4 г. Ливны – оценить «платежеспособный спрос» и возможности представления программных продуктов различного ценового диапазона;
учащихся 7-х классов МБОУ Гимназии № 4 г. Ливны – выявить туристические предпочтения, в рамках регионального туризма, возрастной категории 12-14 лет.
Результаты анкетирования:
Туристская программа (Региональный туризм) – стоимость тура составляет от 1000 до 2500 тыс. рублей с предоставление возможности посещения исторических культурных центров, экскурсионного обслуживания.
Предпочтение возрастной группы 12-14 лет – туристские поездки в г. Москва, г. Карачев, г. Тула.
Отсюда, с целью развития и совершенствования деятельности ООО «ГЛОБУС МЕДИА» был разработан Бизнес-плана по оказанию различного вида туристских услуг (Таблица 2).
Основные направления развития туристского бизнеса в рамках разработанного Бизнес – плана включают:
туристский маршрут «Экскурсионная поездка г. Москва, с посещением музея-заповедника «Коломенское» и «Большого Планетария Москвы»;
туристическое направление г. Карачев «Новогоднее настроение» и г. Брянск «Великой Победе посвящается….».
При этом, будем учитывать проведенные ранее исследования, опираясь на сезонность заявленных мероприятий.
Таким образом, анализ и оценка разработанных туристских маршрутов позволяют сделать определенные выводы:
совокупный доход организации при реализации туристского маршрута «Экскурсионная поездка г. Москва, с посещением музея-заповедника «Коломенское» и Большого Планетария Москвы» составит 16750 рублей;
совокупный доход организации при реализации туристского маршрута г. Карачев. «Новогоднее настроение» – 5320 рублей;
совокупный доход организации при реализации туристского маршрута г. Брянск. «Великой Победе посвящается….» – 5320 рублей.
В расчете определив максимальное количество поездок и, рассчитав возможную сумму полученной прибыли организации. Данные расчеты проведем в рамках изменения показателей (Таблица 2).
Таблица 2 – Бизнес-план туристского направления развития бизнеса ООО «ГЛОБУС МЕДИА» на 2016 г. (выписка)
ТУРИСТКИЙМАРШРУТ № 1 Экскурсионная поездка г. Москва с посещением Музея-заповедника «Коломенское» и Большого Планетария Москвы |
|
Музей– заповедник «Коломенское» является комплексным памятником истории и культуры России, включающий 17 памятников архитектуры. В 2011 году после реконструкции был открыт для посещения Дворец царя Алексея Михайловича с историческими интерьерами XVII века. Московский планетарий – один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России.Основным направлением деятельности Московского планетария является популяризация естественнонаучных знаний. |
|
Прогнозные значения стоимости оказания экскурсионных услуг (группа 30 человек) |
|
1.Оплата экскурсионного обслуживания Музей – заповедник «Коломенское» (группа 30 человек) – 1500 рублей; 2.Оплата экскурсионного обслуживания «Московский планетарий» (группа 15 человек) – 14500 рублей; 3.Аренда автобуса (с экипажем) – 30 000 рублей; 4.Предпринимательский риск 15% – 6300 рублей. |
|
Итого стоимость экскурсионной поездки |
69575 рублей |
Предпринимательский доход – 15% стоимости поездки |
10450 рублей |
Стоимость поездки на 1 человека |
2700 рублей |
ТУРИСТКИЙМАРШРУТ № 2 г. Карачев. «Новогоднее настроение» |
|
В центральном регионе есть всего два предприятия по изготовлению елочных украшений. ООО «Интерьер – Промысел» – поставляет свою продукцию по всей России. Экскурсионная поездка включает сопровождение гида и рассказ об особенностях исторического развития, культурных ценностях, достопримечательностях Орловской и Брянской областей. |
|
Прогнозные значения стоимости оказания экскурсионных услуг (группа 30 человек) |
|
1.Оплата экскурсионного обслуживания посещение музея «Елочных игрушек» – 2000 рублей; 2.Аренда автобуса (с экипажем) – 12000 рублей; 3.Сопровождение гида – 2000 рублей; 4.Предпринимательский риск 15% – 2100 рублей. |
|
Итого стоимость экскурсионной поездки |
16100 рублей |
Предпринимательский доход – 20% стоимости поездки |
3220 рублей |
Стоимость поездки на 1 человека |
650 рублей |
ТУРИСТКИЙМАРШРУТ № 3 г. Брянск. «Великой Победе посвящается….» |
|
«Партизанская поляна» – мемориальный комплекс, расположенный в Брянских лесах под Белыми Берегами, в 12 километрах к востоку от городской черты Брянска, на берегу реки Снежеть. Партизанская поляна – место, где накануне немецко–фашистской оккупации, в сентябре 1941 года, был проведён общий сбор Брянского городского и Брянского районного партизанских отрядов, начавших отсюда свой боевой путь. Таким образом, здесь «было поднято знамя священной борьбы за свободу и независимость нашей Родины». Экскурсионная поездка включает сопровождение гида и рассказ об особенностях исторического развития, культурных ценностях, достопримечательностях Орловской и Брянской областей. |
|
1.Оплата экскурсионного обслуживания Мемориального комплекса «Партизанская поляна»– 2000 рублей; 2.Заказ автобуса (трансфер) – 12000 рублей; 3.Сопровождение гида – 2000 рублей; 4. Предпринимательский риск 15% – 2100 рублей. |
|
Итого стоимость экскурсионной поездки |
16100 рублей |
Предпринимательский доход – 20% стоимости поездки |
3220 рублей |
Стоимость поездки на 1 человека |
650 рублей |
1. Организация и проведение туристского маршрута № 1 – 6 поездок; маршрута № 2 – 10 поездок, маршрута № 3 – 10 поездок.
При этом будем учитывать проведенные ранее исследования, опираясь на сезонность заявленных мероприятий.
Данные расчеты проведем в рамках изменения показателей:
1. Организация и проведение туристических мероприятий в 1– ом квартале финансового года (январь, февраль, март):туристского маршрута № 1 – 5 поездок; маршрута № 2 – 3 поездки, маршрута № 3 – 10 поездок.
2. Организация и проведение туристических мероприятий в 3– ем квартале финансового года (октябрь, ноябрь, декабрь):туристского маршрута № 1 – 5 поездок; маршрута № 2 – 3 поездки.
Представленные направления туристической деятельности позволят снизить уровень сезонности при осуществлении отдельных видов услуг ООО «ГЛОБУС МЕДИА», поскольку общая сумма дохода организации за 1 квартал 2016г. должна возрасти на 99710 рублей.
Рисунок 4 – Прогноз поступления денежных средств от реализации туристского продукта «ГЛОБУС МЕДИА» на 2016 год
Таким образом, при осуществлении данного Бизнес - плана организация имеет возможность ежегодно увеличивать прибыль на 127,1 тыс. рублей. Тренд изменения показателя чистой прибыли, на основе выявленной динамики при расчете определен в объеме около 2,2 единицы, как среднегодовое статистическое (квадратичное) изменение результативного показателя.
Рисунок 5 – Прогноз изменения чистой прибыли организации при реализации представленного проекта Бизнес-плана
На основании представленных расчетов следует, что увеличение прибыли организации повлечет за собой и рост доходов отдельных видов бюджетов.
Рассмотрим положительную динамику изменения доходности ООО «ГЛОБУС МЕДИА», при условии роста показателя на 20% ежегодно, то есть темп роста показателя доходности составляет 120 процентов.
Рисунок 6 – Прогноз поступления налоговых платежей от изменения доходности ведения бизнеса ООО «ГЛОБУС МЕДИА»
Расчеты, представленные на рисунке 6, свидетельствуют о росте поступления бюджетных доходов от изменения результативности ведения бизнеса ежегодно в среднем на 9 процентов.
Таким образом, от изменения финансовых результатов отдельного хозяйствующего субъекта изменяется и сумма бюджетных поступлений различных уровней. Что еще раз подчеркивает необходимость и значимость развития деятельности отдельных хозяйственных единиц для экономики регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. № 156-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gara№t.ru.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24.11.1996 г. №132-ФЗ (с изменениями на 5 апреля 2016 года) (редакция, действующая с 1 июля 2016 года)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gara№t.ru.(Дата обращения 13.01.2017 г.)
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gara№t.ru.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 г. № ВК 477). – [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://base.co№sulta№t.ru/co№s/cgi/o№li№e.cgi?req=doc;base=LAW.(Дата обращения 05.02.2017 г.)
Основы оценки стоимости имущества: Учебник / Под ред. М.А. Федотовой, Т.В. Тазихиной. – М.: Кнорус, 2014.
Портал Орловской области – публичный информационный центр. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://orel– regio№.ru/i№dex.php?head. (Дата обращения 13.01.2017г.)
Т.А.Фролова. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организацииТаганрог: Изд– во ТРТУ, 2012. – с.235.
Чеботарев, Н. Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Н. Ф. Чеботарев. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.ЭБС «Знаниум» // [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://z№a№ium.com.(Дата обращения 05.02.2017 г.)