ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Санникова В.Э. 1
1ТГПУ им Л. Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема отношения учителя и ученика- это традиционная психолого-педагогическая проблема, которая была предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Вместе с тем, в современной образовательной ситуации эта проблема стала особенно актуальной в связи с ростом детской агрессии и девиаций.

Процесс обучения – это единство преподавания и учения, где взаимосвязаны деятельность учителя и учащегося. Это также и смешанная система отношений разного типа. Иными словами, школа - как огромный социальный механизм, характеристики которого зависят от меньших звеньев - руководства, учителей, групп учеников, тематических подгрупп (секций, кружков, советов и т.п.), каждая из которых имеет свои отличительные черты. Особое внимание хотелось бы уделить ключевому типу взаимоотношений – учителя и ученика, как и основополагающего элемента передачи и приобретения знаний, но так же как и самого раскрытия психологического благополучия в асоциальном человеке. От способа подачи учебного материала и оценки усвоения его учениками – во многом зависит не только успеваемость, но и воспитание, социализация, развитие и в значительной степени ученика.

Сергей Зиновьевич Казарновский заслуженный учитель России, директор центра образования №686 «Класс-Центра» утверждал, что если педагог не в состоянии договориться с ребенком и вызывает к себе родителей, значит, у него что-то неладно с профессией. Из этих слов мы понимаем, что главные задачи учителя, как педагога – максимально адаптировать ученика к социальной жизни, обеспечить его фундаментальным набором знаний, а также определить личностные качества, чтобы помочь ученику найти своё особое, уникальное место в обществе.

В начале общения самое главное - беспристрастно познакомиться друг с другом, отбросить негативные стереотипы, навязываемые мнения, и постараться выработать независимую точку зрения о том человеке, с кем придётся иметь дело. Как для учителя, так и для ученика – это непростая задача, поэтому, чем быстрее удастся найти общий язык и взаимопонимание, тем быстрее будут достигнуты поставленные в процессе обучения цели. Каждый ученик – индивидуален, соответственно не может быть единого подхода при работе с учениками. Чтобы наиболее эффективно выстроить общение, учитель должен уметь выстроить отношения как с отдельным учеником, так и с классом или потоком в целом; обращать внимание на то, является ли для обучаемого преподаваемый предмет профильным; учитывать количественные соотношения между учащимися по разным признакам – гендерному, возрастному, национальному и многим другим; определять мотивацию, степень обучаемости по изучаемому предмету.

Несмотря на то, что предназначение учителя, как и ученика, на первый взгляд едино, всё же можно выделить ряд особых основных направлений в общении с учащимися, в каждом из которых этим двум элементам взаимоотношений отводится определённая роль и место.

Прежде всего, учитель находится в позиции наставника для учащегося. Рассматривая данный тип взаимоотношений, можно понять, что доминирующим элементом здесь является учитель; именно он берёт на себя всю ответственность за усвоение учебного материала. Единство образовательного процесса определяется на уровне цели. Необходимо задать важные вопросы: есть ли у ученика цели (то какие?), умеет ли ученик учиться и существует ли автономность образовательного процесса? Для начала нужно согласовать эти цели, чтобы дать точные ответы на эти вопросы. Но в свою очередь ученик понимает, что учитель – главнее, что его нужно слушать и с его мнением считаться; беспрекословно принимать на веру всё, что говорит учитель; чувствовать защиту с его стороны. Это основной вид взаимоотношений, который привычен всем, особенно ученикам младших классов.

Чтобы найти подходящий «ключ» к познанию содержания психики индивида, нужно использовать все механизмы перцепции и учитывать все её аспекты, окружить ученика атмосферой «ласкового добродушия», тем самым, рисовать в сознании ребенка портрет учителя-родителя, побуждая доверие.

По праву мы можем считать, что в кодексе учительской этики должно быть написано: педагог - профессия художественная. Каждый человек рождается с чувством собственного достоинства. А любой процесс приобщения к жизни, обучения, воспитания - в какой-то степени процесс принуждения. Как принуждать, не умаляя чувство собственного достоинства? Это искусство. Сделать это может только художник. Следовательно, нужно выделять любовь к ребенку как главную идею, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему – ничто иное пагубное общение.

Великий польский педагог Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Он убеждал в том, что родители не должны требовать благодарности за все, что они делают. Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Януш Корчак учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы. Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными. В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Его идеология педагогически основана на любви к ребенку и помощи в его самореализации.

Как ни странно, но учитель может «накинуть мантию» на себя, чтобы очертить образ друга для ученика. Такой тип взаимоотношений проектирует то, что ученик относится к учителю как к товарищу или как к стороннику идентичных мировоззрений. Это предполагает то, что основное общение направлено не только от учителя к ученику, как объекта к субъекту, но также и в обратном направлении. В данном случае, ученик, к примеру, может излагать свои идеи или переживания учителю, и тем самым давать взаимному диалогу широкую свободу (входящую в рамки коммуникативной проксемики, и дающую свободу социальной природе человека, а именно: интеракцию); Но что означают данные понятия? Например, американский психолог Герберт Мид описывает интеракцию как становление «Я». Эта ситуация происходит действительно в моментах взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Это в большинстве случаев приводит к продуктивной совместной деятельности, разрушению стереотипов, всестороннему развитию, реализации планов. Не исключено, что такой вид отношений сохранится и после завершения обучения.

Создатель науки проксемики Эдвард Холл даёт следующие трактования этому термину. Проксемика - специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Есть даже особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

В данном случае этот факт поясняет то, что расстояние между двумя лицами, находящимися в диалоге, не должно сокращаться до полуметра, чтобы эффективность и продолжительность диалога сохранялась.

Со временем в отечественное понимание педагогического образования все чаще перетекают западные явления. В наше время учитель может играть роль тьютора (организатора проекторного обучения) в образовательном процессе ребенка, который идя по правилам научной методики развития эмоционального интеллекта в соотношении с благополучной обстановкой отношений, сможет влиять на успешность учения, т.е. формировать избирательность, технику учения и мотивировать учеников к учебным содержаниям, предметам и не только. Тьютор - (от англ, tutor — репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) — 1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента.

Таким образом, мы видим, что куратор в университете, директор по воспитательной работе, учитель на внеурочных занятиях (продлёнка), школьный педагог-психолог становятся тьютором для обучающихся (т.е. взаимодействие «объект- субъект»). Я считаю, что это является значимым звеном в процессе обучения детей. Т.к. на этой стадии проявляется аффективное чувство эмпатии у субъекта и объекта. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы... Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

Учитель может быть коллегой ученику? Такое взаимоотношение предполагает равноправие в диалоге и разных учебных вопросах. Стоит отметить, что ни учитель, ни ученик – друг без друга существовать не могут, поэтому их существование в пределах учебного заведения взаимозависимо. Этот факт неочевиден для детей в начальных классах, но к более зрелому возрасту его значение проявляется более ясно. Общение «на равных» приближает ученика к научной деятельности, в то время как учитель начинает видеть плоды своего участия в развитии учащегося и по-новому выстраивать с ним диалог. Благодаря такому сотрудничеству могут развиваться научные проекты, проводиться конференции, семинары, что несомненно отражается на статусе и участников и самого учебного заведения.

Баланс этих основных видов взаимоотношений – залог успеха в учебном процессе. Общение с каждым отдельным учеником находит отражение на всей системе обучения в рамках одного учебного заведения. Поэтому учителю, как грамотному специалисту по определённой дисциплине, так и педагогу – необходимо неустанно следить не только за своим общением с учениками, но и за общением самих учеников друг с другом. Тем самым, преследуя цели адаптивного транзакта среди учащихся, т.е. взаимодействие между всеми. Вот, например, с точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться.

На мой взгляд, главная данность, воспринимаемая учителем как самое истинное и желаемое в транзакте – это личностная способность ученика проявлять себя не только с позиции ребенка, но и с позиции наставника – взрослого по отношению к одноклассникам. В этом кроется самое важное - соблюдение решительности, где волевое усилие должно перевешивать аффективные или фрустрационные эмоции ребенка. А именно: не типологическая акцентуация черт ученика, а сам процесс анализа осознания себя через другого. Который важен, но также труден для понимания школьника. В противном случае – не исключено появление иных видов взаимосвязей между учеником и учеником, учителем и учеником. В худшем случае эти виды могут дестабилизировать потенциальные или ранее установленные взаимоотношения, приводя к конфликтам и всевозможным недоразумениям.

Для других учителей особенно важно задуматься над словами С.З. Казарновского. Он говорил, что учитель, входя в класс, должен "приносить" с собой событие урока, который будет вести. Этически это очень верно. Еще – важны способы разговаривать с людьми. Можно рассказывать ученикам то, чего они не знают. Но это всегда несколько обидно и унизительно. А этически верно делиться тем, что знаешь сам. К сожалению, у нас чаще всего выходит первый вариант. Еще одно важное правило для учителя - никогда не требовать благодарности за то, что делаешь. И разговаривать, разговаривать с детьми. Учителя должны уметь делиться собой. Отдавать себя.

Используемые источники:

  • Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших

учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001

  • Интернет-ресурс © 1998-2017 ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Интервью Сергея Зиновьевича Казарновского

  • Интернет-ресурс © 2017 Учитель немецкого, - Цитаты Януша Корчака

  • Словарь С.М. Вишнякова [М.: НМЦ СПО. 1999]

Просмотров работы: 2716