Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив.
Нами была проведена опытная работа, целью которой было выявление уровня адаптации младших школьников в детском коллективе и разработка рекомендаций по преодолению признаков дезадаптации младших школьников.
Для реализации поставленной цели был применен комплекс методов и методик: наблюдение, анкетирование учащихся, беседы с учителем, социометрия, тест тревожности Л.Филлипса, методика Дембо-Рубинштейн по изучению самооценки.
Исследование проводилось в три этапа:
подготовка методик, анкет, проведение методик, анкетирование учащихся начальных классов;
разработка и апробация рекомендаций по повышению уровня социальной адаптации младших школьников;
обработка результатов и их анализ.
Анализ различных критериев социальной адаптации позволил выделить систему критериев, примененных в процессе опытной работы, на основе которых была разработана анкета для учащихся:
удовлетворенность отношениями с окружением;
позитивная социальная идентичность «Я-полноправный член коллектива»;
позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»;
положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус;
эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, степень удовлетворенности межличностными контактами);
реализация потребностей в самоактуализации;
удовлетворенность деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;
эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);
удовлетворенность жизнью и оптимистическая оценка жизненной ситуации;
высокая активность, эмоциональная стабильность;
продуктивность и эффективность деятельности.
При оценке уровня адаптации мы принимали во внимание признаки дезадаптации:
ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
возвращается из школы подавленным;
часто плачет без очевидной причины;
никогда не упоминает никого из одноклассников;
очень мало говорит о своей школьной жизни;
одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.
Результаты анкетирования показывают, что удовлетворены отношениями с одноклассниками около 80% респондентов. Полноправным членом коллектива не ощущает себя 7,5% учащихся. Практически 100% младших школьников имеют позитивный образ «Мы – хороший, дружный класс», но сказать, что все одноклассники хорошие и нравятся, могут лишь около 67% учащихся.
Оценивая свое положение в коллективе, отношение к себе одноклассников, 25% учащихся отмечают, что отношение могло бы быть и лучше, «ведь я хороший, умный, добрый и пр.»; 38% детей довольны своим положением в классе; 37% респондентов стремятся занять лидирующее положение в коллективе.
Удовлетворены характером и результатами собственной деятельности в классе около 40% младших школьников; остальным 60% не нравятся результаты учебы, общения. Эмоционально переживают успехи и неуспехи в деятельности в условиях коллектива около 80% учащихся, 20% высказывают равнодушие.
50% респондентов оценивают свою активность в коллективе как высокую, 42,5% считают, что активны время от времени в зависимости от ситуации, 7,5% младших школьников активность проявляют редко.
Этот же процент (7,5%) детей неудовлетворен своей жизнью в связи с неполноценностью своего существования в коллективе.
По результатам анкетирования детей можно сказать, что низкий уровень социальной адаптации наблюдается у 7,5 % учащихся, один из которых – новичок, другой – часто болеющий ребенок. Однако, признаки дезадаптации наблюдаются не только у этих детей, но и некоторого количества так называемых «стареньких» учеников. Для подтверждения полученных фактов было проведено дальнейшее исследование.
Результаты изучения уровня тревожности младших школьников с использованием теста тревожности Филлипса показывают, что оптимальный уровень наблюдается у 88,8% учащихся, повышенный уровень тревожности у 11,1% респондентов.
Также с целью изучения уровня социальной адаптации учащихся была проведена беседа с учителем с целью выявления детей, наиболее подверженных негативным факторам и уязвимых в плане адаптации в коллективе.
На основе результатов беседы, анкетирования, проведенных методик детей условно можно разделить на пять групп:
1 группа – адаптированные младшие школьники.
2 группа – младшие школьники с неполной адаптацией.
3 группа – младшие школьники с затрудненной адаптацией скрытого характера.
4 группа - младшие школьники с затрудненной адаптацией открытого характера.
5 группа – дезадаптированные младшие школьники (результаты представлены в диаграмме 1).
Диаграмма 1 – Распределение учащихся по уровням социальной адаптации
Для адаптированных младших школьников характерны: оптимальный уровень школьной тревожности, отличная или хорошая успеваемость, высокий или средний уровень учебной и социальной активности, благоприятное или скорее благоприятное положение в коллективе сверстников, положительное эмоциональное отношение к учителю и отсутствие затруднений на поведенческом уровне. В группу адаптированных вошло 81,4% учеников.
У младших школьников с неполной адаптацией оптимальный уровень школьной тревожности сочетается и/или с хорошей или удовлетворительной успеваемостью, средним или низким уровнем учебной и социальной активности, не всегда благоприятным положением в коллективе сверстников, нейтральным отношением к учителю, затруднениями на поведенческом уровне. Эту группу составили 7,4% учеников.
У младших школьников с затрудненной социальной адаптацией скрытого характера: повышенный уровень школьной тревожности проявляется при отличной или хорошей успеваемости, высоком или среднем уровне учебной активности, благоприятном или скорее благоприятном положении в коллективе сверстников, положительном эмоциональном отношении к учителю и при отсутствии затруднений на поведенческом уровне. В группу школьников с затрудненной адаптацией скрытого характера вошли 3,7% учеников. У них повышенный уровень школьной тревожности проявляется вопреки объективно благополучному положению в наиболее значимых областях жизнедеятельности, являясь следствием личностного конфликта. Подобный конфликт, заставляя школьников этой группы постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости и напряженности. Следствием являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости (А.М. Прихожан).
У младших школьников из группы с затрудненной адаптацией открытого характера: повышенный уровень школьной тревожности сочетается и/или с удовлетворительной успеваемостью, и низким уровнем учебной активности, скорее неблагоприятным положением в коллективе сверстников, нейтральным отношением к учителю, затруднениями на поведенческом уровне. В этой группе было зафиксировано 3,7% учеников.
Для дезадаптированных 3,7% младших школьников характерны: и/или неудовлетворительная успеваемость, низкий уровень учебной активности, неблагоприятное положение в коллективе сверстников, негативное отношение к учителю, нарушения на поведенческом уровне. В эту группу вошли ученики как с высоким уровнем школьной тревожности, так и с чрезмерным спокойствием (чрезмерное спокойствие у школьников-дезадаптантов может иметь защитный характер и препятствовать полноценному формированию личности). Эмоциональное благополучие в последнем случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности социально значимой деятельности – учебной.
С целью определения факторов, обусловивших распределение младших школьников на группы с различным уровнем социальной адаптации, мы обратились к исследованию психологических факторов адаптации.
Первая группа факторов отражала характер социальных отношений школьников, вторая – их индивидуально-личностные особенности.
В первую группу вошли такие показатели, как: социометрический статус, эмоциональная удовлетворенность своим положением в коллективе сверстников, эмоциональная удовлетворенность от общения, активность в учебной и общественной деятельности, эмоциональная привлекательность учителя, депрессия, тревога и враждебность по отношению к детям, эмоциональное напряжение, а также общая тревожность в школе, переживание социального стресса, боязнь ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями и межличностная тревожность.
Вторую группу составили показатели: общительность, эмоциональная устойчивость, уравновешенность, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, умственное развитие, страх самовыражения, самооценка.
Для выявления социометрического статуса учащихся в детском коллективе нами была проведена социометрия. Ребятам было предложено ответить на вопросы:
С кем бы хотел(а) вместе сидеть за одной партой?
С кем бы ты хотел(а) пойти гулять?
С кем бы ты хотел(а) делать уборку в классе?
Результаты социометрии представлены в приложении 4. По полученным данным можно сделать вывод о том, что 2 человека имеют статус отверженного, 22 – принятых, 1 - предпочитаемый, 2 – лидера. Коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями относится к 3 группе. Он колеблется от 27 до 35%.
В ходе исследования изучались личностные особенности школьников с различным уровнем адаптации. Адаптированные младшие школьники обладают гармоничной структурой личности, они общительны, уверены в себе, им свойственны способность к эмпатии, сдержанность и невозмутимость, смелость и активность, умение контролировать свое поведение.
Младшим школьникам с неполной адаптацией свойственны общительность, добросовестность, решительность, умение полагаться на себя, а также зависимость от других, невозмутимость и некоторая жесткость по отношению к окружающим.
Учащихся с затрудненной адаптацией скрытого и открытого характера отличают замкнутость, робость, эмоциональная возбудимость, тревожность, подверженность обстоятельствам, повышенная нервная напряженность в сочетании с неустойчиво выраженным самоконтролем. У учеников с затрудненной адаптацией скрытого характера ярче проявляется нервная напряженность с преобладанием пониженного настроения, для учеников с затрудненной адаптацией открытого характера характерны эмоциональная неустойчивость, нерешительность и жесткость по отношению к окружающим.
Дезадаптированные младшие школьники острее реагируют на свои неудачи, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новым обстоятельствам.
Таким образом, результаты исследования показывают, что необходимо осуществлять целенаправленную работу по повышению уровня адаптации младших школьников в детском коллективе, преодолению проявлений дезадаптации.