ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тройникова О.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Сегодня практический каждый школьник имеет компьютер у себя дома или постоянный доступ к нему в другом месте. Поэтому преподавание школьных предметов с использованием традиционных инструментов – доски и мела, уже не вызывает у них желаемого интереса к обучению. Почему же тогда интерес ребёнка к компьютеру не использовать в учебном процессе? Решишь правильно все примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – твой любимый сказочный герой продвинется дальше к своей цели и т.п. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность. И не только. Многие учителя, имеющие даже небольшой опыт по применению компьютерных технологий, могут утверждать, что систематическое применение ИКТ обладает следующими возможностями:

- применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

- использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

- расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Для реализации этих возможностей чаще всего используют следующие направления:

- создание слайд-презентаций к учебнику;

- создание флэш-анимаций к учебнику;

- подготовка индивидуальных карточек для обучения;

- подготовка дополнительного материала;

- использование готовых электронных учебных материалов.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1–4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Самое главное в процессе обучения – вызвать у ребенка интерес к получению знаний. Ведь еще великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал учебники, в основе которых лежит принцип интереса в обучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию». Он же является родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах;

- проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий.

Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Поэтому чаще всего на уроках русского языка используются презентации с анимационными играми. Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим интернет-ресурсы предлагают игру игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, учитель просит ребят назвать букву первого звука слова ("солнце” - [с]), букву ударного гласного второго слова ("голубь” - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове "крокодил” [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей и имеют коричневый цвет. Затем учитель просит ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем "убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом.

Для отработки навыков грамотного письма и счёта были созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря индивидуальной игре – тренажёру «Остров сокровищ» можно проверить знания и по русскому языку, и по математике, и по окружающему миру.

При использовании мультимедийных технологий знания усваиваются лучше. Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы помогает программа 1С: Репетитор.

Особенно эффективно использование на уроках обучения грамоте электронной энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Также на уроках русского языка широко используется мультимедийная игра Умный Карандашик, которая помогает запомнить последовательность написания буквы. И если за рукой учителя могут следить не все, то за тем, как напишет Карандаш букву, наблюдает весь класс, даже самый непоседливый ученик, ведь потом нужно будет обвести маркером по интерактивной доске эту букву перед всем классом.

Также созданы различные готовые программы, вот некоторые из них: (htt://som.fsij.ru) Сайт «Сетевого объединения методистов» (htt://lesson-history.narod.ru) Уроки презентации (htt://www.it-r.ru) Сайт творческих учителей (htt://his.1 september.ru) Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок» (htt://www.Nachalka.ru) Сайт «Началка» (htt://www.media.zankov.ru) Сайт «Проверь себя» (htt://www.hist.msu.ru/er)

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку “путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Итак, можно придти к выводу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Просмотров работы: 530