ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Кондратьева-Жервез А.В. 1, Шмалий А.В. 2, Гайворонская В.С. 2, Саньков П.Н. 2
1Высшая школа изящных искусств TALM, Ле Ман, Франция
2Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: определение неопределенных пространств в архитектуре и дизайне городской среды приобретает все большее значение в градостроительстве. Современное архитектурное пространство – подмножество пространств, включающее равнозначные материальные элементы: формы, знаки, цвет, свет; нематериальные элементы: информационные, геометрические, тектонические; элементы социальных типов и социальных групп и т.д., связанные между собой коммуникативными связями. Актуальными становятся особенности взаимодействия комплекса различных форм и средств создания пространства именно с точки зрения прямого или опосредованного влияния на человека. Пространство становится определенным только в том случае, если существует взаимодействие архитектуры пространства и человека.

Проблема: не продуманная стратегия урбанизации пост-советских пространств является основной причиной неопределенности комплекса городских пустот, образованных в следствии деструкции либо заброшенности индустриальных застроек, потери функции крупных городских пространств (площади, скверы) либо отстуствия ухода за наиболее распространненными публичными пространствами (городские дворы, улицы и т.д.).

«Redefine undefined space» трехдневный воркшоп-интенсив по урбан-дизайну, который состоялся в октябре 2016 года в городе Днепр (Украина).

Организатор - выпускница Высшей школы изящных искусств (Ле Ман, Франция).

Воркшоп стартовал с лекции под названием «Понимать место». Главная тема лекции - раскрытие основных средств и методов урбан-анализа, которые используются в Европе. Некоторые из них организатор воркшопа использовала во время учебы во Франции.

Цель воркшопа - анализ одного из «неопределенных мест» Днепра, используя методы и средства, представленные во время лекции, и разработка предложения по его «определению» с возможной пост-реализацией.

Понимания места/урбан-анализ. Методы и средства.

Для определения пространства и подальшего назначения функций для него, необходимо его понять и изучить. Для этого существуют несколько методик и средств.

На изображении выше: карта, созданная арт-коллективом г. Днепр (Украина) «Темные пятна» (рис.1). Она была реализована с помощью платформы «Mapbox», позволяющей создать свою собственную картографию. Данная карта является интерактивной и позволяет пользователям (жителям города) обозначить «темные пятна»: заброшенные места, заброшенные здания, урбан пустоты для того, чтобы коллектив смог далее разработать проект благоустройства/реорганизации места.

Картография является средством фиксации/маркировки мест, позволяющей затем обозначить все их характеристики: топографию, топонимию, пути движения, вариативность пространств и т.д. (рис.2)

Рисунок 1 Картография темных пятен

Рисунок 2 картография Armelle Caron

Средство: Зарисовка/Иллюстрация

Зарисовка — это метод субъективной фиксации, позволяющий «трасировать» на бумаге элементы, которые кажутся значимыми для понимания/ощущения места (рис. 3, 4).

Рисунок 3 Patrice Rambaud: иллюстрации французских городов

Рисунок 4 Patrice Rambaud: иллюстрации французских городов

Средство: Фотофиксация

Фотография позволяет фиксировать максимум информации местности: разница цветов, текстур и т.д.

Различные методы фотографии могут быть использованы при анализе местности:

- стрит-съемка (рис.5, 6)

- «портреты» зданий

- 10 шагов через 360 градусов и т.д.

Рисунок 5 Стрит-съемка. Garry Winogrand)

Рисунок 6 Стрит-съемка. Фотография, снятая во время воркшопа «Redéfine undefined space», Днипро, Украина, ноябрь 2016)

Методы: китайский портрет, роза ветров, дартс

На изображении снизу: эти три метода были использованы во время интенсивного воркшопа в Lycée des métiers du design et des arts appliqués Raymond Loewy (La Souterraine, France) , организованного совместно с французским архитектурным бюро «Encore Heureux», специализирующегося на треш-дизайне и архитектуре.

Китайский портрет (рис.7) (французская игра) предлагает характеризировать местность, присваивая ей следующие характеристики: цвет, песня, животное, прилагательное, фильм и, наконец, исторический период.

Роза ветров служит для того, чтобы эвалуировать характеристики места: доступность, посещаемость, освещенность, видимость, сонорность, ухоженность, наличие запаха и т.д.

«Дартс» позволяет показать общий масштаб места и его размещение по отношению к местности.

Данные методы позволяют превратить урбан-анализ местости в некую «урбан»-игру, что очень часто становится необходимым в том случае, когда вы уже хорошо знакомы с анализированной местностью (место находится в вашем городе, квартале и т.д.) и вам нужно «отойти» от объекта на расстояние, необходимое для того, чтобы максимально проанализировать все его характеристики.

Два следующих метода были изучены Анастасией Кондратьевой-Жервез во время теоретического курса в ESBA TALM «Социо-антропология города» (ремарка: один из трех теоретических курсов, который подкреплен практическим заданием (проектом). Основная задача курса — это изучение различных способов проведения урбанистического анализа с дальнейшим применением на практике. Для французов анализ - это практически самая важная часть проекта, которой следует уделять достаточно много времени (от одного до трех месяцев). Например, для курса «La ville des flux» (с фр. Город потоков) для того, чтобы исследовать территорию парка Arche de la Nature, студенты обязательно проводили фото-анализ, катались на велосипедах и каноэ (“чувственный/сенсорный” анализ), обходили территорию в несколько гектар и т.д.) и использованы на практике во время полугодичных воркшопов-дисциплин «Territoires sensibles» (Сложные территории) и «La ville des flux» (Город потоков) (ремарка: Territoires sensibles или сложные территории: семестровый воркшоп, задачей которого была работа с индустриальной территорией, большинство предприятий которой было заброшено. Работа проходила в два этапа: групповой анализ, разделенный на мини-части, которые выполнялись студентами по отдельности (цикл Licence; эквивалент бакалавриата), и последующая экспозиция при поддержке мэрии с вынесением предложения по ревитализации и ребрендингу (цикл Master; эквивалент магистратуры).

Рисунок 7 Oдин из проектов воркшопа

Методы: «état des lieux» или акт о состоянии помещения

Анализ двух составляющих местности: urbs et civitas (лат.)

Urbs включает в себя диагностику (рис.8) :

- эстетики (стиль, формальный язык, пропорции, форма/функция, этикетка (ярлык)/определение)

- истории (урбанистической формы, социальной форма, техник и т.д.)

Civitas включает в себя социологический и политический анализ местности (социальная материя, манера создавать общество, жить вместе; закон/регламентация) (рис. 9).

Рисунок 8 Схема диагностики урбанистической среды

Рисунок 9 Концепт-диаграмма архитектурной студии BIG

Литература

  1. Лекции курса «Социо-антропология города» профессора Miguel Mazeri, Высшая школа изящных искусств ESBA TALM, Ле Ман, Франция, 2015-2016/

Cours de socio-anthropologie de la ville, animés par le professeur, architecte et sociologue Miguel Mazeri, ESBA TALM, Le Mans, France, 2015-2016

  1. Денис Жданов, материалы интенсивного воркшопа проведенного архитектурным бюро «Encore Heureux » в Lycée des métiers du design et des arts appliqués Raymond Loewy (La Souterraine, France), январь 2016

  2. Материалы дипломного исследования «Определение неопределенных пространств» Анастасия Кондратьева-Жервез, ESBA TALM, Le Mans, France, 2015-2016

Просмотров работы: 312