ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В различных науках понятие культуры как феномена может рассматриваться с самых различных точек зрения. Сегодня это понятие несет в себе огромнейший диапазон культурных ценностей, их особенностей, взаимоотношений и связей. И речь идет не только о саморазвитии духовной составляющей человека, но и о влиянии на него культуры окружающей среды. Именно в этой среде начинает мыслить и развиваться человек как личность.

Как особая сфера хозяйствования платные услуги в нашей стране стали появляться с принятием правительственного документа "Комплексная программа производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы». В нем отмечался неудовлетворенный спрос населения на услуги. Особенно низкий рост потребления услуг наблюдался в сфере культуры. Создание широкой системы платных досуговых услуг населению является путем переориентации на потребителя со всем разнообразием его вкусов, потребностей и интересов. Вопросы финансирования социально-культурной сферы, соотношения бюджетных и внебюджетных источников, в том числе проблемы платности услуг, до сих пор еще вызывают множество разногласий.

Есть два направления этой деятельности: первый - обеспечение широкого доступа к культуре, к услугам этой сферы и к любой форме культурной активности; второй - создание условий и механизмов для проявления индивидуального творчества.

У системы платного обслуживания есть свои "плюсы" и "минусы". В пользу платности говорят такие важные факторы:

- платность услуг дает право потребителю требовать от "изготовителя" повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектров индивидуальных запросов населения;

- платные услуги являются важным источником получения дополнительных средств развития культуры.

Минусами же является то, что:

- платность не всегда дает возможность сохранить доступность услуг культуры для наименее защищенных слоев населения;

- нередко расширение круга платных услуг в учреждениях культуры происходит за счет сокращения услуг, предоставляемых ранее бесплатно;

- при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, необеспеченный средствами населения, в расчет не принимается.

Сегодня платные услуги составляют важную часть в деятельности культурно - досуговых учреждений. Тарифы на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, учреждения культуры устанавливают самостоятельно. При этом могут устанавливаться льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, пенсионеров.

За прошедшие годы целенаправленной работы по развитию платных услуг наметился ряд положительных тенденций, возрос не только их объем, но и стало меняться в положительную сторону отношение к этому как потребителей, так и самих работников культуры. Более широким стал перечень предоставляемых услуг. Платные услуги составляют важную часть деятельности культурно-досугового учреждения, действующего в условиях рынка. Цена услуги основана на сумме затрат по их оказанию, которые включают издержки реализации, себестоимость и прибыль.

Анализ современного законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что под платными услугами понимаются два вида деятельности учреждений:

1. деятельность по обеспечению государственных функций органов государственной власти, осуществляемая на платной основе;

2. платные услуги, осуществляемые бюджетными учреждениями культуры.

Государственное финансирование культуры в России не является защищенной статьей бюджета. В первоначальной редакции Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. была закреплена специальная правовая норма, которая гласила: «Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование» (ст. 45). Однако данная норма не обеспечивалась федеральным бюджетом и региональными бюджетами. В связи с монетизацией льгот данная статья утратила свою силу.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в постсоветский период расходы на культуру, кинематографию и СМИ не претерпели существенных изменений, как в общем объеме ВВП, так и в совокупных расходах консолидированного бюджета РФ. За период с 1991 по 2010 гг. расходы на культуру, кинематографию и СМИ варьировались в диапазоне от 0,5 до 0,75% от ВВП, а их доля в общих расходах консолидированного бюджета РФ составляла приблизительно 2–2,25% (рис. 1).

Рис. 1. Доля расходов на культуру, кинематографию и СМИ в ВВП и в общих расходах консолидированного бюджета РФ, (в %) [https://inecon.org/docs/Muzychuk_paper.pdf]

Начиная с 2008 г. наметилась тенденция к снижению объемов финансирования сферы культуры в связи с финансовыми затруднениями, обусловленными мировым финансовым кризисом. В 2010 г. расходы на культуру, кинематографию и СМИ были проиндексированы на величину чуть большую показателя официальной инфляции, поэтому остались практически на уровне 2009 г. в связи с финансовыми затруднениями, обусловленными мировым финансовым кризисом (рис. 2).

Рис. 2. Темпы роста расходов на культуру, кинематографию и СМИ к уровню 2000 г. (в сопоставимых ценах) [https://inecon.org/docs/Muzychuk_paper.pdf]

Целью государственной политики в сфере культуры согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (далее по тексту – Концепция-2020) признается развитие и реализация культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности. В Концепции-2020 отмечается, что принципиальной особенностью государственной политики в сфере культуры становится децентрализация управления отраслью, проектно-ориентированное финансирование деятельности учреждений культуры, развитие института частно-государственного партнерства в этой сфере. Иными словами предполагается расширение привлечения внебюджетных средств финансирования и сокращение бюджетных затрат. Однако, по мнению экспертов, внебюджетные средства, в частности благотворительные пожертвования, не полностью смогут компенсировать сокращение объемов бюджетного финансирования культуры.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

- развитие культуры в силу особой специфики культурной деятельности, требует активной государственной поддержки;

- финансирование культуры должно осуществляться не от достигнутого уровня, а с учетом реальных потребностей отрасли;

- расходы на культуру должны стать защищенной статьей бюджета.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.»

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре ( утв. 09. 10. 1992 г. ВС РФ 1992 №3612-1, ред. от 28.11.2015)

3. Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? — М.: Институт экономики РАН, 2012. – 60 с.

4. Экономика культуры: Учебник. (2005) / Отв. ред. А.Я. Рубинштейн. М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO».

5. https://inecon.org/docs/Muzychuk_paper.pdf

Просмотров работы: 1195