ВЛИЯНИЕ ИМПОРТА ГЕННОМОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ИМПОРТА ГЕННОМОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ.

Курбанова П.Ю. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале краткая предыстория или как все начиналось. История генной инженерии растений началась в 1983 году. Когда ученые, изучая почвенную бактерию, образующую на стволах деревьев и кустарников наросты, выявили, что она переносит участок собственной ДНК в ядро растительной клетки, где он встраивается в хромосому, после чего распознается как свой.

Всеми известная аббревиатура ГМО расшифровывается как "генетически модифицированный организм". Так называют живой организм, чей генотип был искусственно изменён в результате использования методов генной инженерии.

Но мало кому известно, что первые ГМ- продукты разрабатывались ещё в конце 80-х годов Американской военной химической компанией «Монсанто». С 1996 года трансгенные культуры начали заполонять планету и уже в 2009 году 20% от общей площади пахотных земель были ими засеяны.

По результатам исследования, проведенного "Левада-центром" в 2011 г., 80% россиян отрицательно относятся к ГМ-продуктам [1]. Не смотря на то, что 24 апреля 2015г. был введен полный запрет на выращивание ГМО-растений и ГМО-животных, а также на ГМО-семена для посевов. Однако импорт трансгенных продуктов никто не запрещал. В Россию в основном везут ГМ сою, кукурузу, картофель и свеклу из США.

По данным Общенациональной ассоциации генетической безопасности, на российском рынке питания около 30–40% продуктов питания содержат ГМО. Ассоциация за последние 3 года обнаружила ГМО в продуктах таких компаний, как "Микоян"; йогурты, кефир, сыр, детское питание «Denon»; детское питание Nestle; детское питание, продукты "Делми" Unilever (Юнилевер) и другие.

"Границы РФ абсолютно открыты для ГМ-продуктов. В настоящее время нет ни одного документа, который требовал бы от поставщика обязательной сертификации ГМ-сырья при выпуске его на таможенную территорию; ни в одном документе не содержится регламентации ввоза и оборота трансгенного сырья", – указывает В.Кузнецов [3].

"Одним из негативных аспектов ГМО является теневой рынок, продажа ГМ-продуктов и технологий без проверки. Например, в России зарегистрированы лишь 17 линий ГМО и можно с уверенностью предполагать, что незарегистрированные ГМО свободно попадают на наш рынок.

До ноября 2007 года, по российскому законодательству, необходимо было маркировать продукцию независимо от количественного содержания ГМ-ингредиента (ГМИ). В настоящее время действует норма, позволяющая не маркировать продовольственную продукцию, если в ней содержится менее 0,9% ГМИ. "Введённый пороговый уровень 0,9% не имеет к здоровью человека никакого отношения и является послаблением для производителя, скрыто разрешающим использование ГМИ, — подчеркивает А.Баранов. — В Европе 0,9%-ный порог был введён не от хорошей жизни, а из-за того, что там выращиваются ГМ-растения на полях и генетическое загрязнение реально существует. [3].

Казалось бы, результаты, которые дают различные научные организации, комиссии в случае проверок генетически модифицированных технологий и организмов должны быть идентичны. Но порой это не так. Например, по мнению президента Общенациональной ассоциации генетической безопасности (OАГБ) А.Баранова, заключения, которые дал Институт питания РАМН в своих научных отчётах по проверке трансгенных сортов таких растений, как свёкла и картофель, "не вполне объективны и корректны. Во всяком случае, рассмотрев эти же научные данные, Комиссия по ГМО Государственной экологической экспертизы России сделала противоположные выводы, признав эти сорта небезопасными и не разрешив их коммерческое выращивание на территории Российской Федерации… Не всегда уполномоченные институты исполняют все методические требования, предъявляемые к проверке на безопасность" [3].

В конце апреля 2015 года вышел законопроект о запрете на выращивание и разведение в РФ генно-инженерно-модифицированных растений и животных, за исключением их использования для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ. Например, кукуруза, поставляемая в Россию из США часто заражена карантинным объектом-диплодиозом кукурузы. Из-за карантина на импортную зараженную кукурузу рынок РФ ежегодно теряет до 189 000 000 долларов. Именно так, импорт ГМО сказывается на нашей экономике.

В 2015 г. при проведении фитосанитарного контроля в 64 случаях соевые бобы из США были заражены 7 видами карантинных для России объектов. Не смотря на то, что с 15 февраля 2015 года был введён запрет на импорт в Россию сои и кукурузы из США. В январе 2016 г. было выявлено 4 случая заражения четырьмя видами объектов.

За 2015 год Россия импортировала 300 000 тонн сои из США, соевых бобов было завезено 256 400 тонн на 116 000 000 долларов. Россия тратит баснословные средства лишь для того, чтобы их увидеть у себя в тарелке под видом еды? Не удивительно, что такие продукты называют «пищей Франкенштейна» или «бомбой замедленного действия», так как употребление трансгенных продуктов ведет к неблагоприятным последствиям (бесплодию, угнетение иммунитета и другое).

В настоящее время Америка оказывает огромное влияние на рынок семян. Одной из важнейших отраслей экономики США является аграрный бизнес. По данным, экспертов доходы от аграрного бизнеса фактически сравнялись с прибылью, выручаемой государством от фармацевтики. Ежегодные продажи только на внутреннем рынке составляют четыреста миллиардов долларов, не говоря уже об экспорте.

Россия ежегодно тратит огромные средства на импорт продуктов, с большой вероятностью содержащих ГМ ингредиенты. Однако, в стране запрещено выращивать собственные генетически модифицированные культуры.

Существуют страны, наиболее активно сопротивляющиеся экспансии ГМО. Эти страны можно группировать по следующим признакам:

во-первых, страны, объявившие себя полностью свободными от ГМО – Австрия, Венесуэла, Греция, Польша, Швейцария;

во- вторых, жесткие ограничения выращивания и распространения ГМО на значительной территории – Бельгия, Великобритания, Италия, Чили, Франция;

в-третьих, ограничения приняты на уровне нескольких административных районов – Австралия, Болгария, Венгрия, Германия, Индия, Ирландия, Испания, Кипр, США, Япония, Филиппины и другие.

Как видим, ситуация с производством и потреблением генномодифицированных продуктов в России с каждым годом становится все более острой. Проблема с их безопасностью состоит в том, что они были выведены на рынок, не пройдя всесторонних и глубоких лабораторных экспертиз, и с этим соглашаются не только их «ярые» противники, но и сторонники (полагающие, что в этом нет особой нужды). Увы, в сложившейся ситуации каждый человек вынужден самостоятельно принимать решение, употреблять такие продукты в пищу или всячески их избегать.

Список использованных источников:

  1. Игорь Митрохин -директор центра продовольственной безопасности - о вреде и пользе трансгенных продуктов. - http://www.izvestia.ru/news/496866

  2. Краковский О.А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски//Человек.2002.№5.С.158-164.

  3. Кузнецов В., Баранов А., Лебедев В. Генетически-модифицированные организмы// Наука и жизнь? №6, 2008 http://www.nkj.ru/archive/articles/14128/

  4. Лебедев В. Миф о трансгенной угрозе// Наука и жизнь, 2003, №11. №12.

  5. Monsanto Company - http://ru.wikipedia.org/wiki/Монсанто

  6. Электронный источник - raznesi.info

Просмотров работы: 290