КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кластер (в экономике) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Актуальность создания кластеров, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.

В Российской Федерации уделяется значительное внимание кластерному вопросу. Примером тому являются не только разработки учёных в данной сфере, но и законодательное закрепление экономики ряда субъектов. Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. На роль российских кластеров обычно указываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическая отрасль, поскольку по существу лишь в этих отраслях можно говорить об общепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции. Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО, несомненно, зарекомендовали себя на мировых рынках. Производство перечисленных товаров в России конкурентоспособно по самым строгим международным меркам. Однако, их преимущества приобретены не в результате конкуренции, а внерыночным путем: либо как «советское наследие» (фирмы оборонно-промышленного комплекса), либо как дар природы (компании сырьевого сектора)

В Красноярске по инициативе администрации города при взаимодействии науки и бизнеса представлена тематика кластеров со схожей структурой Баварии и выделены 18 кластеров, среди которых, в частности, следующие: «Новые материалы», «Глубокая переработка угля», «Аэрокосмическая техника и спутниковая навигация», «Новые коммуникации и информационно-коммуникативная техника», «Машиностроение и приборостроение», «Переработка древесины, лесохимия. Продукты леса», «Солнечный кластер». Развитие данных кластеров будет зависеть от реализации кластерного подхода региона и местных властей

В Рамках кластерной политики России установленные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и обозначены 13 направлений для формирования региональных технологических платформ (РТП), ориентированных в первую очередь на технологическую модернизацию существующих отраслей экономики края. В настоящее время распоряжением Правительства края утверждены три платформы – космическая, аграрная, энергетическая. В стадии согласования находятся еще 7 РТП: инновационные технологии химического и нефтегазового комплекса, машиностроения, лесного комплекса, инновации в металлургии, комплексное освоение месторождений твердых полезных ископаемых, направление трансляционной медицины, а так же образовательные инновационные технологии экономического и социокультурного развития.

На основании методики AV RegionsCompetitionIndex в России выделено семь регионов – «полюсов роста», формирующих наиболее значительный вклад в социально-экономическое развитие России: г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярский края (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Рейтинг конкуренции регионов России

Уровень ВРП Красноярского края и его прирост достаточно высокий. В экономике края большую долю занимают сырьевые производства, что связано с богатой сырьевой базой на территории региона (Рисунок 2).

Рисунок 2 – «Рынки сбыта»: отдельные показатели, характеризующие рейтинг Красноярского края

По соотношению экспорта к объему отгруженных товаров Красноярский край на 14-ом месте в России, что говорит о достаточно высоком объеме экспорта в регионе (Рисунок 3).

Рисунок 3 – «Рынки сбыта»: позиция Красноярского края

Красноярский край также нельзя отнести к регионам - инновационным лидерам, он имеет невысокий индекс развития информационно-коммуникационных технологий и инноваций в сравнении с другими регионами России (13-е место) (Рисунки4, 5)

.

Рисунок 4 – «Информация и технологии»: позиция Красноярского края

Рисунок 5 – «Информация и технологии»: рейтинги Красноярского края

Тем не менее, в регионе отмечен высокий уровень обеспеченности информационными технологиями.

Конкурентоспособность региона определяется и наличием передовых конкурентоспособных отраслей или сегментов отрасли. Немаловажную роль в развитии этих отраслей играет развитие и внедрение инноваций. Достаточно высокие затраты на информационные технологии (9-е место по России), среднее число персональных компьютеров (15-е место) и созданных передовых производственных технологий (15-е место), небольшое число используемых передовых производственных технологий (31-е место) позволяют говорить о невысоком уровне развития IT-индустрии Красноярского края (Рисунок 6).

Рисунок 6 – «Информация и технологии»: показатели использованияпередовых технологий, характеризующие рейтинг Красноярского края

Высокая инновационная активность и эффективность также оказывает значительное воздействие на уровень конкурентоспособности субъекта. По числу персонала, занятого научным трудом и выданным патентам на изобретения, Красноярский край находится в первой двадцатке среди регионов России (17-е и 14-е место соответственно). Однако, по объему инновационных товаров, работ и услуг и по их доле от общего количества товаров, работ и услуг Красноярский край находится на 33-ем и 64-ом месте среди регионов России соответственно (Рисунок 7). Таким образом, целевой приоритет: дальнейшее повышение инновационной активности, реализация комплекса мер по внедрению инновационных разработок в производственные процессы.

Рисунок 7 – «Информация и технологии»: показатели инновационной

активности, характеризующие рейтинг Красноярского края

Недостаточно развитая транспортная инфраструктура Красноярского края обуславливает невысокий потенциал развития экономики региона и невысокое значение индекса конкурентоспособности. Так, по грузообороту автомобильного транспорта Красноярский край на 14-ом месте среди регионов России. По отправлению грузов железнодорожным транспортом Красноярский край на 6-ом месте в России (8 млн. т в год). Однако, плотность железнодорожных путей в Красноярском крае оценивается как невысокая: 75-е место по России и 9 км на 10 000 кв.м территории (Рисунок 8). Целевой приоритет: повышение качества транспортной инфраструктуры, увеличение объемов грузооборота железнодорожным транспортом.

Рисунок 8 - «Реальный капитал»: транспортные показатели, характеризующие рейтинг Красноярского края

В идентификации кластерных схем в структуре экономике Красноярского края могут быть выделены три основных блока. Первый блок это локальные рынки, где кластеры не могут образоваться (если одним из основных признаков кластера считать его конкурентоспособность за пределами региона). Второй блок – монополизированный сектор, где практически уже созданы производственные комплексы (например, в цветной металлургии). Третий блок отрасли и рынки, где могут возникнуть кластеры.

Локальные рынки не влияют на общую конкурентоспособность края в глобальной экономике. Такие замкнуты локальные сегменты сохраняются на рынках пищевых продуктов, строительства, а также большая часть предприятия агропромышленного комплекса, бытовых услуг, легкой промышленности. Предприятия, которые работают в отрасли машиностроения, например, ОАО «КЗХ «Бирюса», ОАО «Сибтяжмаш», сориентированы либо на производственную кооперацию вне края (НПО «Прикладная механика»), либо на слишком узкие сегменты рынка (ОАО «Красноярская механика»), либо на слишком узкие сегменты рынка (ОАО «Красноярская судоремонтная верфь», ГУП «Электровагоноремонтный завод»). В крае, если не будут достроены соответствующие производственные кластеры, в долгосрочной перспективе данные предприятия обречены на угасание, либо на включение в качестве несамостоятельных процессинговых центров и трансрегиональных корпораций. При этом не исключается возможность перехода отдельных предприятий и комплексов из группы локальных отраслей в потенциально кластерообразующий сектор. На это, по сути дела, и должна ориентироваться промышленная политика в контексте кластерного подхода.

Сектор топливно-энергетического комплекса имеет шанс стать кластером. Но, не смотря на то, то технологические мощности размещаются на территории края, основные звенья цепочки накопления добавленной стоимости (дистрибуция, глубокая переработка сырья, управление финансами) находятся за пределами краевого рынка.

Тем не менее, в сырьевом секторе уже созданы и работают межотраслевые комплексы. Они построены с сочетанием технологического и географического признаков. Фактически они представляют кластеры. Проблема заключается в том, что они работают не на региональный и даже не на российский рынок. ОАО «Красфарма» принадлежит холдинговой группе «Отечественные лекарства», ООО «ПО «Красноярский шинный завод» отошёл к холдингу «Амтел» и преобразован.

Существуют условия для формирования в крае мощного лесного кластера: здесь сконцентрированы лесозаготовительные предприятия, деревообрабатывающие, включая мебельные фабрики, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, биохимические заводы, предприятия транспорта, специализированного машиностроения (ФГУП «Красноярский завод лесного машиностроения»), полиграфической промышленности (ПИК «Офсет»).

Агропромышленный комплекс всё более интегрируется с пищевой промышленностью, возникают производственные объединения. Часть из них являются горизонтальными, т. е объединениями сельскохозяйственных производств вокруг управляющих компаний. Но большая часть – вертикальные, замыкающие цепочку производства-переработки и торговли. Однако малые мощности предприятий пищевой промышленности, отсутствие известных брендов и ориентация на локальные рынки блокирует развитие в крае кластеров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Для формирования системного уровня организации кластерного взаимодействия необходима не только поддержка при подготовке проектов и содействие при решении проблем на уровне города, но и действия по подготовке специалистов, способных работать над совместными проектами, переговоры руководителей кластерных проектов с предприятиями, учреждениями, НИИ, КБ и другими структурами. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость постоянного действия в городе Центра кластерного развития и принятия кластерной политики как концентрированного выражения согласованных действий власти и бизнеса при поддержке общества, создании таких условий, при которых большинство производителей, разработчиков, учреждений науки и власти действуют согласованно в интересах развития наиболее конкурентных, научно-технических продуктов и технологий, развития массового рынка их потребления.

Список использованной литературы:

  1. Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах / П.С.Руднева // Экономика региона. - 2007. - №18.

  2. Куценко Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства / Е. Куценко // Обозреватель-Observer. - 2010. - № 3.

  3. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://econ.krskstate.ru/dat/File/11/Strategiya-16.05.pdf

  4. Концепция пространственного социально-экономического развития Красноярского края до 2020 г.: монография / Коллектив авторов. - Красноярск: Поликор, 2008.

  5. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В.Цихан // Теория и практика управления. - 2003. - № 5.

  6. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://institutiones.com/strategies/1928-klasternyj-podxod-v-strategii-innovacionnogo-razvitiya-zarubezhnyx-stran.html

  7. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации - [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.hse.ru/data/2015/05/20/1097295978/Rating%20regionov_HSE_2015.pdf

Просмотров работы: 590