ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОЛОНТЁРОВ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЁЖЬЮ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВОЛОНТЁРОВ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЁЖЬЮ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Филина Н.С. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема работы с детьми и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации, из года в год остаётся всё такой же актуальной в нашем современном обществе. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения» от 15 ноября 1995 г. даёт следующее определение трудной жизненной ситуации – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Инвалидность, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество, конфликты и жестокое обращение дома (в семье), безнадзорность и многое другое – примеры трудной жизненной ситуации. Есть целые семьи, которые находятся в трудной жизненной ситуации (они имеют детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию, отрицательно влияют на их поведение, жестоко обращаются с ними и т. д). Отдельного внимания заслуживают семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями в развитии. В настоящее время в городе Туле 1528 детей с ограниченными возможностями здоровья, в Тульской области 5001 детей данной категории [2].

В психолого-педагогической работе с детьми и молодёжью, которые находятся в трудной жизненной ситуации, существует такое инновационное направление, как «терапия средой». «Терапия средой» имеет английское происхождение и переводится как - лечебное воздействие среды, (лечение средой). Имеется в виду, что людям, которым нужна помощь и поддержка, необходимо положительное взаимодействие с окружением, средой. Под средой имеют в виду все, что окружает человека (вещи, люди, процессы, события и др.).

Волонтёрская деятельность становится всё более востребованной для общества и государства. Оно рассматривается как значимый фактор развития гражданского общества и участия граждан в решении социальных проблем [3]. По мнению таких авторов, как Сикорская Л.Е., Семья Г.В., Решетников О.В. волонтёрская деятельность с каждым готом обретает новые обороты. На сегодняшний момент создано множество программ по подготовке молодежи к добровольческой деятельности, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую составляющую.

Нами была разработана и апробирована программа подготовки волонтеров для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Теоретические аспекты программы охватывали следующие темы: «Понятие трудной жизненной ситуации», «Подростки группы риска», «Технологии совладания с трудной жизненной ситуацией» и др. Практические занятия проходили с использованием интерактивных технологий: технологий погружения, коллективного творческого дела, игровых, диалоговых, арт-технологий и т.д. Волонтёрским отрядом проведен мониторинг статей, газет, интернет-ресурсов по проблемам оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, выстраивания путей решения проблем. Свою эффективность показало проведение дискуссий с привлечением специалистов по проблемам педагогики и психологии девиантного поведения [1]. Практические аспекты программы включают в себя проведение серии мастер-классов арт-терапевтической, музыкальной, танцевальной направленности («Осенний листопад», «Аппликация из соломки», «Творческий арт-объект из фигур», «Плетение на ромашке», «Танцевальная терапия» и др.).

По итогам проекта волонтеры отметили следующее: «Мне очень понравилась работа с детьми, хочется и в дальнейшем этим заниматься»; «Благодаря проекту я узнал многого нового о будущей профессии, она открылась для меня в новом свете», «Волонтерский проект стал для меня отправной точкой для дальнейшей научной работы» и др. Маленькие участники проекта в своих отзывах писали: «Мне понравилось всё. Саша, 8 лет»; «Мне понравилось, когда мы делали куклу и птичку, я подарю их своей маме. Вика, 10 лет». Родители также не остались равнодушными: «Работа волонтёров помогла сблизиться с моим ребенком, стало намного проще контактировать с ним, понимать его». Воспитатели детского оздоровительного лагеря отметили, что «мастер-классы вызвалиинтерес у младших школьников и подростков, так как соответствоваливозрастным особенностям детей, были хорошо организованы и оснащены» [4].

Роль добровольческой работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации очень велика. Она способствует созданию позитивных социальных связей, формированию доверия к обществу, приобретению социального опыта.

Список литературы

1. Дёкина Е. В., Филина Н. С. Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках проекта «Терапия средой в психолого-педагогической работе с детьми и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации» // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 626-628.

2. Самсонова Г.О, Декина Е.В, Осмоловская Н.Е Современные модели комплексной психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с особыми потребностями в развитии: Учебное пособие – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. - 115 С.

3. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы. - М., 2010. –120 с.

4. Филина Н.С. Добровольческая деятельность в психолого-педагогической работе с детьми, находящими в трудной жизненной ситуации // Инновационное социально ориентированное развитие России: сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции: НОО «Профессиональная наука», 20016.

Просмотров работы: 408