КНИГА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КНИГА ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ

Момот С.А. 1
1Российский государственный профессионально педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В своей работе я провела анализ педагогических коллизий на основе произведения Джоан Роулинг, известной под псевдонимом Дж. К. Роулинг, «Гарри Поттер и узник Азкабана.

Вся серия книг читается на одном дыхание. Джоан Роулинг объединила легкую подачу и весомость наполнения, что меня во время чтения приводило в восторг. Книги подходят как для детей, так и для взрослых, поскольку в ней поднимается множество вопросов о построении межличностных отношений сладко припудренных волшебством.

Для начала, поговорим немного о самом авторе. Джоан Роулинг — британская писательница, сценарист и кинопродюсер, наиболее известная как автор серии романов о Гарри Поттере. Книги о Поттере получили несколько наград и были проданы в количестве более 400 миллионов экземпляров. Они стали самой продаваемой серией книг в истории и основой для серии фильмов, ставшей второй самой кассовой серией фильмов в истории.

Роулинг работала научным сотрудником и секретарём-переводчиком «Международной амнистии», когда во время поездки на поезде из Манчестера в Лондон в 1990 году у неё появилась идея романа о Гарри Поттере[10]. В следующие семь лет умерла мать Роулинг, сама она развелась с первым мужем и жила в бедности, пока не опубликовала первый роман в серии, «Гарри Поттер и философский камень» (1997). Впоследствии она написала 6 сиквелов — последним был «Гарри Поттер и Дары Смерти» (2007), — а также 3 дополнения к этой серии. После этого Роулинг рассталась со своим агентством и начала писать для взрослых читателей.

За пять лет Роулинг прошла путь от жизни на социальное пособие до статуса мультимиллионера. Она наиболее продающийся автор в Великобритании.

В 1990 году, когда она ехала в поезде из Манчестера в Лондон, который задержали на четыре часа, в её сознание «пришла полностью сформированной» идея романа о мальчике, посещающем школу волшебства. Она говорила в интервью: «Я действительно не знаю, откуда пришла эта идея. Она началась с Гарри, после чего в мою голову нахлынули все эти персонажи и ситуации».

Когда она попала домой, то немедленно начала писать. В декабре того же года после десяти лет рассеянного склероза умерла мать Роулинг. Джоан вспоминала: «Я писала Гарри Поттера, когда моя мать умерла. Я никогда не рассказывала ей о Гарри Поттере». По словам Роулинг, эта смерть сильно повлияла на её роман и она более подробно описала потерю родителей Гарри в первой книге, потому что знала это чувство.

Последние четыре книги о Гарри Поттере последовательно ставили рекорды как самые продаваемые книги в истории. Серия книг общим объёмом 4195 страниц была переведена, полностью или частично, на 65 языков. Также было признано, что книги о Гарри Поттере вызвали интерес к чтению среди молодежи в то время, когда дети, как считалось, отказались от книг в пользу компьютеров и телевидения.

«Га́рри По́ттер» (англ. «HarryPotter») — серия из восьми романов, написанных английской писательницей Дж. К. Роулинг. Книги представляют собой хронику приключений юного волшебника Гарри Поттера, а также его друзей Рона Уизли и Гермионы Грейнджер, обучающихся в школе чародейства и волшебства Хогвартс. Основной сюжет посвящён противостоянию Гарри и тёмного волшебника по имени лорд Волан-де-Морт, в чьи цели входит обретение бессмертия и порабощение магического мира.

Отрывок, выбранный мной для анализа – урок профессора Люпина, преподавателя «Защиты от тёмных сил».

(чтение)

Когда ребята пришли на первый урок по защите от сил зла, профессора Люпина ещё не было. Они сели, достали учебники, перья и пергаменты и принялись мирно болтать. Наконец учитель прибыл. Он неуверенно улыбнулся и положил на учительский стол старый потрёпанный портфель. Одежда на нем была та же, потрёпанная и заплатанная, но выглядел он лучше, чем в поезде, как будто поздоровел после нескольких сытных обедов.

Добрый день, — поприветствовал он учеников. — Учебники можете убрать. Сегодня у нас практическое занятие, оставьте только волшебные палочки.

С любопытством переглянувшись, ученики спрятали книги и бумагу с перьями. Практическое занятие по защите от тёмных искусств было у них всего один раз, они его хорошо помнили: профессор Локонс принёс клетку с шалунами пикси, выпустил их, и они перевернули в классе всё вверх дном.

Ну что, готовы? — спросил Люпин. — Пойдёмте со мной.

Школьники сгорали от любопытства. Вышли за профессором из класса, пошли по коридору и свернули за угол. У ближайшей двери висел в воздухе головой вниз, растопырив кривые пальцы на ногах, полтергейст Пивз и замазывал жвачной замочную скважину.

Глупый Люпин, глупый Люпин…

Пивз был известный грубиян и дразнила, но учителей вообще то побаивался. Ученики поглядели на Люпина, как он отнесётся к выходке Пивза. Люпин улыбался.

Я бы на твоём месте вытащил жвачку из замочной скважины, Пивз, — приветливо сказал он, —мистер Филч весьма огорчится, ведь там его щётки.

Пивз однакко пропустил слова Люпина мимо ушей, издав губами непристойный звук.

Профессор Люпин вздохнул и вынул волшебную палочку.

На этот случай есть одно полезное заклинание, — сказал он ученикам через плечо. — Смотрите внимательно.

Он быстроо вытянул руку на уровне плеч, навёл палочку на Пивза и произнёс:

Виддивази!

Жвачка пулей выскочила из замочной скважины и прямо Пивзу в левую ноздрю, Пивз перекувырнулся и , бранясь, умчался прочь.

Здорово, сэр! — в восторге воскликнул Дин Томас.

Спасибо, Дин. — Люпин спрятал волшебную палочку. — Ну что, идём дальше?

Люпин сразу вырос во мнении учеников, и они с уважением поглядывали на него и на поношеную одежду. Пройдя следующий уоридор, Люпин остановился перед учительской.

Ну вот мы и пришли. Заходите. — И он открыл дверь.

В отделанной деревянными панелями просторной учительской стояло много старых разномастных кресел. В одном из них у камина сидел профессор Снегг. Он повернулся на шум и криво улыбнулся, блеснув глазами. Профессор Люпин вошел последний и хотел было закрыть за собой дверь, но Снегг остановил его:

Постойте, Люпин, я, пожалуй, пойду. Зрелище предстоит не из приятных.

Снегг поднялся и широким шагом прошествовал мимо учеников, его мантия развивалась, словно чёрный парус на ветру. В дверях он остановился и с усмешкой сказал:

Хочу вас предупредить, Люпин, в этом классе учится Невилл Долгопупс. Так вот, советую ничего ответственного ему не поручать, он не справится, если только мисс Грейнджер не нашепчет ему на ухо, что и как делать.

Невилл покраснел. Гарри исподлобья посмотрел на Снегга: мало ему унижать Невила на своих уроках, так он науськивает на него и других учителей.

Профессор люпин удивлённо поднял брови:

А я надеялся, что именно Невилл мне сегодня поможет. Уверен, он превосходно справится с заданием.

Невилл побурел как свёкла. Снегг презрительно скривился, вышел и громко хлопнул дверью.

Поглядите на гардероб, — сказал профессор Люпин и жестом указал на дальний конец комнаты, где стоял старый гардероб для мантий.

Люпин подошел к гардеробу, внутри что то завозилось, и гардероб покачнулся, ручка дверцы задёргалась. Ученики в переднем ряду отшатнулись.

Там всего-навсего обычный боггарт, — успокоил их учитель. — Так что бояться нечего.

Большинство всётаки полагало, что боггарта стоит бояться. Невилл с ужасом смотрел на профессора Люпина. Симус Финиган не сводил опасливого взгляда с дверцы: только бы не открылась.

Боггарты любят темноту, рассказывал Люпин. — И чаще всего прячутся в гардеробе, под кроватью, в ящике под умывальником, одного я нашел в футляре напольных часов. Этот появился здесь только вчера. Я попросил директора оставить его для нашего сегодняшнего урока. Кто ответит, что такое боггарт?

Гермиона подняла руку.

Боггарт — это привидение, которое меняет свой вид. Он превращается в то, чего человек больше всего боится.

Замечательно, даже я не ответил бы точнее, — похвалил Гермиону Люпин, и та зарделась. — Так вот, боггарт в гардеробе ещё ни на что не похож. Он не знает, кого и чем станет пугать. Как он выглядит, неизвестно, но стоит его выпустить, он тут же станет тем, чего мы боимся больше всего на свете.

Невилл дико вытаращил глаза и что-то забормотал.

А это значит, — продолжал профессор, не обращая на Невилла внимания, — что у нас перед боггартом огромное преимущество. Можешь сказать, Гарри, какое?

Гермиона вскинула руку и даже на мыски приподнялась, чтобы её вызвали. Это сбивало с толку, но Гарри всё же решился ответить:

Ну-у… нас здесь много.

Гермиона огорчённо опустила руку.

Правильно, — сказал Люпин. — Поэтому с боггартом лучше сражаться вдвоём, втроём, вообще, чем вас больше, тем лучше. Он сразу теряется, не может выбрать, в кого ему превратиться. В безголового мертвеца или огромного плотоядного слизняка? Однажды боггарт на моих глазах хотел напугать сразу двоих и превратился в половинку слизняка. Вот смеху-то было! Заклинание против боггарта простое, нужно только одно: хорошенько сосредоточиться. Лучшее оружие против него — смех. Превратите его во что-нибудь смешное и рассмейтесь, он тут же исчезнет. Сперва поучим заклинание без волшебных палочек. Повторяйте за мной:ридикулус!

Ридикулус! — хором воскликнули ученики.

Замечательно! Но это самая лёгкая часть. Волшебное слово само по себе вам не поможет. Тут-то как раз мне и понадобится, Невилл, твоя помощь. Подойди сюда.

Гардероб снова задрожал, Невилла затрясло от ужаса. К гардеробу он шёл, как на эшафот.

Встань вот здесь. Скажи, чего ты боишься больше всего на свете?

Невилл невнятно что-то пробормотал.

Что ты сказал, Невилл? Я не расслышал.

Невилл умоляюще оглянулся в сторону товарищей и шёпотом произнёс:

Профессора Снегга.

Все дружно засмеялись. Невилл виновато улыбнулся. Профессор Люпин задумался.

Так-так… профессора Снегга… ты ведь, Невилл, кажется, живёшь у бабушки?

Д-да. Только я не хочу, чтобы боггарт обернулся моей бабушкой.

Нет, нет, я тоже этого не хочу, — улыбнулся профессор Люпин. — Скажи, во что обычно одета твоя бабушка?

Невилл удивился, но ответил:

Ну… всегда одна и та же высокая шляпа, на ней чучело грифа. Длинное платье, зелёное… иногда лисий палантин…

И конечно, сумочка, — подсказал профессор.

Да, большая красная.

А теперь постарайся как можно ярче вообразить себе всё, что носит бабушка. Вообразил?

Да-а, — неуверенно ответил Невилл: что-то будет дальше?

Боггарт выскочит из гардероба, увидит тебя и превратится в профессора Снегга. Ты нацелишь на него волшебную палочку, представишь себе бабушкину одежду и громко скажешь:«Ридикулус!»Страшный профессор вырядится в шляпу с чучелом грифа, зелёное платье и в руке у него будет красная дамская сумочка.

Гриффиндорцы дружно захохотали. Гардероб заходил ходуном.

Если у Невилла получится, боггарт станет пугать всех по очереди, — сказал Люпин. — Вспомните теперь, чего вы больше всего боитесь, и придумайте, как страшилище превратить в посмешище.

Все притихли.

«Чего я больше всего на свете боюсь? — задумался Гарри. — Волан-де-Морта, вернувшего себе былое могущество?»

И стал перебирать в голове, как лучше его высмеять. И тут в памяти всплыло…

Из-под чёрного плаща высовывается рука… из-под капюшона вырывается хриплое протяжное дыхание… пронизывающий холод словно засасывает в трясину…

Гарри содрогнулся и посмотрел кругом: не заметил ли кто? Весь класс, зажмурившись, воображал самое-самое ужасное. Рон буркнул: «Оторвать ему ноги…» Рон, конечно, думает о пауках: он их боится до смерти.

Ну что, придумали? — спросил Люпин. Гарри вдруг стало страшно. Он ещё ничего не придумал. Да и что придумаешь против дементора? Но стыдно просить ещё минуту, все уже кивали и закатывали рукава.

Невилл, мы немного отойдём, чтобы тебе было свободней действовать. Потом я вызову следующего, — сказал Люпин. — Все назад, не мешайте Невиллу.

Ученики попятились и прижались к стене. Невилл остался у гардероба один-одинёшенек. Он побледнел от страха, но закатал рукава и крепко сжал палочку.

Начнёшь, Невилл, на счёт «три». — Профессор Люпин нацелил палочку на дверь гардероба. — Раз, два, три!

Из волшебной палочки вырвалась струя искр и ударила в ручку двери. Гардероб распахнулся, из него прямо на Невилла, сверкая глазами, нос крючком, шагнул как живой профессор Снегг.

Невилл отшатнулся, но волшебной палочки не опустил, шепча заклинание одними губами. А Снегг всё надвигался, тянул к Невиллу руки, вот-вот схватит.

Ри-ри-ридикулус! — взвизгнул Невилл.

Раздался щелчок, и Снегг покачнулся. На нём красовалось длинное, отделанное кружевами платье, на голове огромная шляпа, увенчанная грифом, основательно побитым молью, на руке вместительная дамская сумка.

Все так и покатились со смеху. Боггарт растерялся и замер как вкопанный.

Парвати, теперь вы! — крикнул профессор Люпин.

Парвати уверенно вышла вперёд. Снегг двинулся на неё. Щелчок — и вместо него появилась обвитая пеленами в кровавых пятнах мумия. Она слепо уставилась на Парвати, вытянула руки и, медленно волоча ноги, поплелась к девочке…

Ридикулус!

Путы на ногах мумии развились, заплели ноги, и мумия ничком грохнулась на пол, голова оторвалась и покатилась по полу.

Симус, — вызвал Люпин.

Симус стрелой выскочил к привидению.

Щелчок — и вместо мумии появилась банши, костлявая ведьма — привидение с длинными, до пола, волосами и зелёным лицом — вестница смерти. Она широко раскрыла рот, и комната огласилась пронзительным воплем, от которого волосы на голове у Гарри встали дыбом.

Ридикулус! — крикнул Симус.

Банши захрипела, схватилась за горло: совсем пропал голос.

Щелчок — вместо неё крыса гонится за своим хвостом. Ещё щелчок — и мышь обернулась гремучей змеёй, извивалась, извивалась и вдруг превратилась в окровавленный глаз.

Смотрите, он растерялся! — крикнул профессор Люпин. — Скоро совсем сгинет. Дин, ваша очередь!

Дин выбежал к боггарту. Щелчок — на полу запрыгала оторванная рука и по-крабьи поползла к Дину.

Ридикулус! — заорал Дин.

Хлоп — руку захлопнула мышеловка.

Браво, Дин! Теперь Рон.

Рон выскочил на середину комнаты.

Щёлк! Огромный, ростом выше взрослого человека, косматый паук, угрожающе клацая жвалами, пошёл на Рона. Кто-то взвизгнул, Рон на мгновение оцепенел и вдруг как взревёт:

Ридикулус!

И ног у паука как не бывало, он покатился к Лаванде Браун. Та, пискнув, отскочила. Паук покатился к Гарри. Гарри поднял палочку…

Позвольте мне! — крикнул вдруг профессор Люпин и встал между Гарри и пауком.

Щелчок — и безногий паук исчез. В воздухе перед учителем повис серебристый хрустальный шар. Люпин сказал спокойно:«Ридикулус!» — и шар, обернувшись тараканом, шлёпнулся оземь.

Идите сюда, Невилл, докончите его, — позвал Люпин.

Щелчок превратил таракана в Снегга. Невилл — на этот раз уверенно — ринулся на боггарта.

Ридикулус! — закричал он, на мгновение Снегг опять предстал перед классом в длинном платье, Невилл рассмеялся, боггарт лопнул, и с минуту в воздухе висели только крошечные клочки дыма. Привидение исчезло.

Превосходно! — похвалил Невилла профессор Люпин под аплодисменты учеников. — Превосходно, Невилл! Все молодцы. Оценки: по пяти баллов каждому, кто сражался с боггартом. Невиллу — десять за два раза. И по пять баллов Гермионе и Гарри.

Но ведь я ничего не сделал, — смутился Гарри.

Вы с Гермионой правильно ответили на вопросы, — пояснил Люпин. — Молодцы, замечательный урок. Домашнее задание: прочитать в учебнике о боггартах, законспектировать и сдать в понедельник. Всё.

Ученики загалдели и повалили вон из учительской. Вот это да! Вот это урок! Только Гарри приуныл. Профессор Люпин не дал ему сразиться с привидением. Неужели из-за того обморока в поезде? Неужели профессор думает, что он просто слабак? И при виде дементора снова грохнется в обморок?

Но никто, по-видимому, ничего такого не заподозрил.

Видели, как ловко я сладил с этой ведьмой — банши! — кричал Симус.

А я с рукой! — старался перекричать Симуса Дин.

А Снегг-то! Снегг в шляпе с грифом! Вот потеха!

А моя мумия!

Интересно, почему профессор Люпин боится хрустального шара? — задумчиво произнесла Лаванда.

Вот это урок! Лучше у нас ещё не было, — сказал Рон по пути в класс, где они оставили сумки с учебниками.

Очень хороший учитель, — одобрила Гермиона. — Только мне бы тоже хотелось сразиться с боггартом.

Вот бы поглядеть! — хихикнул Рон. — Он наверняка обернулся бы домашней работой, за которую тебе поставили не пять, а четыре.

1)Участниками первой рассматриваемой мной педагогической коллизии являются: профессор Люпин и ученики.

Действия проходят во время урока «защиты от тёмных сил». В этом учебном году его начинает преподавать новый учитель, который не вызвал ни малейшей заинтересованности в учениках во время представления директором на пиру.

Поскольку в Хогвартсе ежегодно сменялись преподаватели по данному предмету, профессору Люпину необходимо представиться ученикам и вызвать у них особый интерес к своему предмету.

Как мы видим, изначально дети не были заинтригованы его персоной, потому что раньше они не слышали об этом волшебнике, к тому же внешний вид его оставляет желать лучшего.

Цель профессора – привлечь внимание учеников к своей персоне, чтоб потом заинтересовать их изучением предмета, дабы знания были не только даны преподавателем, но так же получены учениками и могли быть ими применены в необходимой ситуации.

Интригует профессор с самого начала занятия, сказав, чтоб ученики убрали свои учебники, сообщив о предстоящей практике. Поскольку за два года обучения практика была у них всего раз, и тот был не удачным, то такое заявление вызвало у детей любопытство.

Далее, сопровождая детей на место проведения занятия, группа сталкивается с Полтергейстом, и профессор демонстрирует на практике заклинание, проучив Пивза, нарушающего порядок, в шуточной форме, чем сразу вызывает уважение и восторг своих учеников.

В учительской детей ожидает интригующий и устрашающий гардероб, внутри которого прячется нечто. Элемент устрашающей таинственности целиком и полностью притягивает внимание детей к профессору и предлагаемому заданию.

Предмет изучения профессор Люпин так же выбирает наилучший. Это Боггарт, превращающийся в страхи (что является актуальным, для тринадцатилетних детей, которые «боятся тёмных углов»). И лучшим средством для борьбы с боггартом является смех и воображение. Так, профессор учит детей бороться со своими страхами.

Всё занятие дети практикуют новое заклинание, смеясь побеждая боггарта и ликуют от полученных результатов.

Занятие Люпин заканчивает поставив всем пятёрки, что приводит детей в ещё больший восторг, в следствии чего дети решают, что лучше урока у них ещё не было, а так же, что профессор Люпин очень хороший учитель.

2)Участниками второй рассматриваемой мной коллизии являются: профессор Люпин и Невилл Долгопупс.

Действия так же проходят во время урока по защите от тёмных сил.

Войдя в учительскую, класс встречает профессора Снегга. Тот всегда унижает Невила на своих уроках, потому что тот отличается от других детей своей неуклюжестью, несообразительностью и прочим.

Целью профессора было помочь Невиллу поверить в себя и помочь ему перестать быть недотёпой и неудачником в глазах одноклассников.

В очередной раз Снегг решает унизить Невила в глазах нового учителя, на что Люпин отреагировал совсем неожиданным образом, разозлив Снегга.

Далее Люпин просит Невила первым сразиться с боггартом, тщательно проконсультировав его и страхуя. Видя уверенность профессора и поддержку, Невилл прекрасно справляется с поставленной задачей, что помогает ему поверить в себя и вызывает восторг у одноклассников.

В самом конце занятия, профессор просит Невилла добить боггарта, с чем тот, расхрабрившись, справляется без труда, что повышает его статус в глазах одноклассников и помогает ему ещё больше поверить в себя.

Книги о Гарри Поттере - это удивительное сочетание сказки и инструкций о воспитании, дружбе и построении межличностных отношений с людьми, а так же кладезь педагогических коллизий.

Советую к обязательному прочтению. Вот увидите, только начав, вы уже не сможете оторваться!

Просмотров работы: 291