ПРОЕКТ "ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ ТАНЦА "ЭВИНЭК" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТ "ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ СИБИРИ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ ТАНЦА "ЭВИНЭК"

Бондарева А.А. 1, Кварталова Н.А. 1, Овсянникова Н.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения богатейшего и уникального художественного опыта российских народов значительно усиливается в связи с нарастающей глобализацией жизни людей в поликультурной России. В этих условиях особенно важно освоить историческое наследие народов, которые сохранили ряд существенных черт традиционных культур, основанных на принципах природы и человеческого общества. Кроме того, исследование художественной культуры народов и регионов страны актуально в связи с развитием высказываний о самоопределении российской цивилизации.

Более того, проблемы трансляции традиционных культур российских народов в контексте поисков современной этнической и общероссийской идентичности относятся к числу наиболее острых. Поскольку искусство является самосознанием народа, то его значимость в формировании современной рациональной культурной коммуникации представляется чрезвычайно важной. В этом отношении танцевальная культура народов Сибири является весьма представительной.

Самобытная игровая культура народов Сибири стала основой формирования народного танца. Однако до сих пор системно не изучен многовековой опыт существования и взаимодействия игры и танца в традиционной культуре народов Сибири, не изменены их исторические конфигурации и современные формы в профессиональном и самодеятельном хореографическом искусстве большинства этносов и региона в целом. Между тем рассматриваемая разновидность искусства глубоко воздействует на современное состояние духовной культуры сибирских общностей и нуждается в культурологической интерпретации. Понимание сложности этого феномена в его историческом движении и исследование его современного состояния имеет также большое значение для реализации адекватной национально-культурной политики в регионах России.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Каждый народ отличается своим своеобразием. Одним из представителей являются древнейший народ эвенки. Чтобы не утратить их культуру и ценности темой данного проекта является «Приобщение обучающихся к культуре народов Сибири в процессе постановки танца «Эвинэк»».

Цель проекта: приобщение обучающихся к культуре народов Сибири в процессе постановки танца «Эвинэк».

Задачи проекта:

  1. Теоретически обосновать проблему приобщения детей младшего школьного возраста к культуре танца народов Сибири

  2. Выявить уровень знаний учащихся о национальном танцевальном творчестве народов Сибири

  3. Познакомить обучающихся с народами населяющими Сибирь, их традициями и обычаями, воспитывать любовь к национальному танцевальному искусству и уважение к народным традициям

  4. Привлечь родителей к организации работы над постановкой танца

  5. Обучить детей танцевальным движениям

  6. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями

  7. Разучить танец, оформить результаты проекта

Тип проекта: длительный, творческий.

Участники: обучающиеся младшего школьного возраста, родители, педагог.

Продукт проекта: отчетный концерт творческого коллектива.

Методы реализации проекта: теоретический анализ педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, классификация и обобщение фактов; изучение и анализ педагогического опыта; разработка и постановка эвенского национального танца, анкетирование.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Содержание

Сроки реализации

1.Подготовительный этап

1.1. Постановка цели и задач проекта, определение проблемы, описание теоретического обоснования содержания проекта.

1.2. Подбор учебно-дидактического материала по реализации проекта «Приобщение обучающихся к культуре народов Сибири в процессе постановки танца «Эвинэк».

1.3. Подбор, составление анкеты для выявления знаний обучающихся о культуре народов Сибири.

Сентябрь

2. Основной этап

2.1. Анкетирование обучающихся «Кто такие народы севера» с целью выявления знаний о культуре народов Сибири (Приложение 1).

2.2. Проведение родительского собрания на тему «Многонациональная Сибирь».

2.3. Конкурс рисунков для детей, посвященный народам Сибири; классный час на тему «Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей» (Приложение 2), «Знакомство с жизнью эвенков» (Приложение 3); просмотр видеофильма на тему «Танцы Эвенков» (Приложение 4), презентаций по теме «История Сибири», «Культура народов Эвенки» (Приложение 5); посещение виртуального музея «Узоры предков» (Приложение 6); знакомство с экспозицией о культуре народов Сибири; музыкальная викторина «Музыкальная Сибирь».

2.4. Разучивание танца в соответствии с этапами.

Этапы постановки танца:

  1. Идея. Художественный замысел. Тема. Сюжет в хореографической композиции.

  2. Тематика сюжетных танцев.

  3. Творческий процесс (собирание и обобщение жизненного материала; моделирование характеров, образов; воплощение внешних черт образа).

  4. Драматургические звенья в хореографическом произведении (завязка, развитие, кульминация, развязка, финал).

Разработка костюмов, оформление сцены.

Октябрь-Апрель

3.Заключительный этап

3.1. Оформление продуктов проекта.

3.2. Отчетный концерт творческого коллектива.

Май

Описание этапов проекта

На подготовительном этапе сформулирована актуальность проекта, определены цель, задачи, подобрана анкета с целью выявления знаний обучающихся о культуре народов Сибири, учебно-дидактический материал (методы и формы реализации проекта).

В ходе подготовки проекта проанализирован опыт М.Н. Тарасовой, учителя родного (эвенского) языка, МОУ «Анавгайская средняя общеобразовательная школа», Быстринского муниципального района.

Педагог актуальность опыта связывает с тем, что возрождение этнокультурных традиций воспитания, выявление их непреходящей ценности, реализация их социально-педагогического потенциала является сегодня важнейшим условием сохранения уникальной автономной культуры, этнической идентификации подрастающего поколения, поддержания исконных видов хозяйственной деятельности.

Эвены – один из коренных малочисленных народов на северо-востоке Сибири. Старое русское название эвенов – ламуты, ламские тунгусы, ламские мужики (от эвенкийского ламу – море).

Говорят они на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В эвенском языке насчитывается около 20 диалектов и говоров, объединяемых в три наречия: восточное, среднее и западное. В качестве литературного языка используется диалект эвенов Магадана, имеющий достаточно широкое распространение. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.

Одной из основных задач опыта является ориентирование педагога на самостоятельный творческий поиск. Если педагог не будет знать национальные традиции, обычаи, фольклор и историю своего родного края, он не сможет приобщить к этому школьников. Именно поэтому очень важно педагогу самому изучить историю народа, работать сообща с родителями, привлекать все заинтересованные стороны. Целенаправленная, продуманная работа под руководством взрослого будет способствовать обогащению школьника новыми знаниями, научит его самого размышлять над тем, что он узнает.

Также в проекте осуществлен подбор и составление анкеты для выявления знаний обучающихся о культуре народов Сибири.

Вопросы анкеты направлены на выявление уровня знаний учащихся о культуре народов Сибири и их эмоционально-оценочное отношение к проблемам этнического народа. Так как, у первоклассников быстрота письменного навыка еще не достаточно развита, поэтому анкетирование предлагается учащимся 2-4-х классов. Вопросы анкеты констатирующего этапа эксперимента представлены в Приложении 1.

Основной этап предполагает реализацию проекта. Он включает в себя проведение таких форм воспитательной работы как конкурс рисунков для детей, посвященный народам Сибири; классный час на тему «Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей» (Приложение 2), «Знакомство с жизнью эвенков» (Приложение 3); просмотр видеофильма на тему «Танцы Эвенков» (Приложение 4), презентаций по теме «История Сибири», «Культура народов Эвенки» (Приложение 5); посещение виртуального музея «Узоры предков» (Приложение 6); знакомство с экспозицией о культуре народов Сибири; музыкальная викторина «Музыкальная Сибирь».

На данном этапе обучающиеся познакомятся с традициями и обычаями эвенского народа, такими как проведение национального праздника («Эвинэк») – это встреча Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня), проведение церемонии «Встреча солнца», «Цветение тундры»; познакомятся с национальными спортивными играми; узнают о соревнованиях по метанию аркана – мавутладьак; об обычаи использовать оленя и элементы транспорта в погребальных обрядах как средство передвижения в потусторонний мир.

В рамках данного этапа планируется обучение детей элементам национального танца «Эвинэк».

Заключительный этап подразумевает отчетный концерт творческого коллектива.

Цель: выявление уровня освоения образовательной программы обучающихся хореографического объединения, представив заслуги воспитанников за учебный год.

Задачи:

  • Закрепить полученные обучающимися в течении учебного года знания и умения по программе, изученный новый репертуар посредством концертной деятельности.

  • Развивать творческие возможности, организаторские навыки воспитанников в организации и проведении мероприятий.

  • Показать умение обучающихся держаться на сцене.

  • Способствовать воспитанию культуры общения в кругу товарищей, преподавателей, родителей.

Идея: мир танца через движение.

Оформление сцены: на заднем плане плакаты разных народностей, разноцветные шары, цветомузыка.

Список литературы:

  1. Малые и большие народы Сибири [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://сибирь-инфо.рф/content/21

  2. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/etnohudozhestvennoe-obrazovanie-shkolnikov-v-hanty-mansiyskom-okruge-yugre

  3. Сохранение этнокультурных традиций эвенского народа [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studydoc.ru/doc/3792970/sohranenie-e-tnokul._turnyh-tradicij-e-venskogo-naroda.-m.n

  4. Традиционная культура эвенков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fond-tatiana.ru/histdan_001

  5. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moluch.ru/archive/30/3508/

Приложение 1

Анкета «Кто такие народы севера»

Цель: выявление уровня знаний учащихся о культуре народов Сибири.

1. Какие народы Сибири вы знаете?2. Где они живут?3. Как называется их жилище?4. Основная пища народов западной Сибири?5. Основной вид деятельности (Чем занимаются)?6. Какие вы знаете национальные праздники народов?7. Дополнительные сведения о народах Сибири?

а - полный правильный ответ

б - частичный ответ

в - не правильный ответ

г - нет ответа

Приложение 2

Таймырское муниципальное казенное образовательное учреждение

«Потаповская средняя общеобразовательная школа №12»

Классный час

Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей.

1-4 класс

Злыгостева С. Г.

Цель:

Воспитание у учащихся доброты, заботы, милосердия, уважения к старшим на примере обычаев и традиций малочисленных народов севера.

Приобщение к системе культурных ценностей родного края.

Задачи:

Познакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.

Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Ожидаемый результат:

Продолжили следовать правилам и традициям предков.

Учитель: Обычаи и традиции Севера сформировались и сложились в результате отбора на протяжении длительного времени. В них отражается исторический путь развития народности, стремления и чаяния. Жизнь северных народностей отличается от жизни остальных территорий России. Им приходится в жгучую стужу за сотни километров от жилья выслеживать зверя в тундре, перегонять стада оленей на новые пастбища, часто оставаясь один на один с суровой природой. Поэтому было очень важно соблюдать те обычаи и традиции, которые позволяли человеку выжить. Огдо Аксенова и Любовь Ненянг ярко выразили это в своих стихах.

Ученик: Огдо Аксенова « Древний обычай».

Хочешь охотником быть, мой сын?

С детства запомни обычай мужчин.

Он до тебя установлен веками.

Первой добычей со стариками

беспрекословно делись,

не жалей первой удачи своей.

Гостю отдай, не жалея, вторую.

Истину с детства запомни простую:

Сколько отдашь старикам и друзьям.

Столько добудешь охотою сам.

Ученик: А вот что об обычаях и традициях своего народа пишет Любовь Ненянг в своем стихотворении «Добро рождает добро».

Тебе, наверно, друг мой, невдомек:

Законы тундры избегут забвенья,

Ведь мало ли кого на огонек

Случайно приведет тропа оленья?

И значит надо, что б горячий чай

Ждал путника - пусть он душой оттает,

Любого гостя в тундре привечай,

Запомни: лишь добро, добро рождает.

Да будет гость покоен и здоров!

А ты – богат ли, беден – не причина.

Бывает лишь, что не хватает дров,

Ну, а тепло души неистощимо.

И сам не бойся в тундре заплутать,

Не бойся ветра мерзлого за нюком,

И если ты не зимогор, не тать

В чум ненца забредешь – и будешь другом.

А если в сердце льдинка холодна…

Что ж, Бог тебе судья,

Но только в тундре

Тебе, мой мальчик, будет очень трудно.

И все ж оттает капельку она.

Ученик: Педагогика Севера своими истоками уходит в жизненную практику. Все традиции и обычаи направлены на воспитание личности. В народной педагогике народов Севера отработана система использования обычаев и традиций в воспитании детей.

Ученик: Эвенки издавна почитали огонь. Это источник жизни в тундре. Огонь обладает сверхъестественной силой. При помощи огня очищали от злых духов чумы. Эвенки обращались к огню с просьбами: послать благополучие, здоровье семье, оленьему стаду. Если кто-то из приезжих обстукивал головешку, говорили «Зачем огонь обижаешь».

Ученик: Почиталось у эвенков взаимное гостевание. Хантайские эвенки сохраняли связь с эвенками из Эвенкии. Они ездили друг к другу в гости, обменивались оленями, что имело огромное значение для развития оленеводства.

Ученик: Происходило освежение крови поголовье оленей.

Ученик: Широко был распространен общетунгусский обычай нимат. Мясо убитого зверя делилось между всеми присутствующими при разделе туши, а шкуры охотник отдавал по своему желанию.

Ученик: Существовал обычай материальной поддержки стариков и инвалидов. Кто заготовит топливо, кто наколет дров, принесет мясо, воды. Этот обычай имел важное значение в жизни эвенков. Были одинокие старики, но не было обездоленных.

Ученик: Наставления старших, обычаи ненцев собирала ненецкая писательница Любовь Ненянг. Опубликованы они в книге «Не только бабушкины сказки». Вот некоторые из них о почитании старших.

1) Никогда не поднимай руки на родителей, на старших - иначе в старости с тобой плохо будут обращаться твои и чужие дети.

2) Никогда не отказывай в просьбе старому человеку, иначе жизнь твоя опрокинется.

3) Беги навстречу старому, больному, убогому. Об отце и матери не говори плохо.

4) Свою первую добычу непременно отдай в руки отца или матери, бабушки или дедушки, взрослого человека, что б они порадовались, поделили их с соседями.

Ученик: Как и другие северные народности ненцы почитали гостей, было в традиции народа хорошо принять его: накормить, уложить спать, одарить. Любовь Ненянг в книге « Не только бабушкины сказки» опубликовала следующие наставления.

1) Гостя с пустыми руками, без подарка, не отправляй.

2) Гостя непременно угости чаем: иначе счастье потеряешь.

3) Посуду, которую ты принес от соседей с гостинцем, назад пустой не относи.

Ученик: Обычай гостевания широко распространен у долган. Не столько развлекательный, сколько с целью обмена оленями. Здесь обменивались новостями, подарками. Домашние надевали праздничную одежду. Каждый чувствовал себя как дома.

Ученик: Одной из значительных ценностей у народностей Севера издавна считалась справедливость. Эвенки обычно охотились на зверя вместе, добычу делили поровну. А если у кого было много детей, тому давали побольше, деля добычу, а другим давали поровну. Если кто-то слыл лентяем, тому иного не давали, а кто убивал зверей много тому давали побольше.

Ученик: Для воспитательных традиций каждого народа характерна черта: каждый взрослый, если в том есть необходимость, становится педагогом для своего или чужого ребенка. Может быть, он всего одну минуту будет педагогом, но самое главное – это готовность дать подрастающему поколению добрый урок жизни.

Ученик: Осуждали малочисленные народности Севера зависть, нескромное поведение. Зато поощрялась щедрость, приветливость, взаимопомощь. Исторически это объяснение тем, что суровыми климатическими условиями, отдаленностью от центральных районов России, малочисленностью, общностью обычаев, традиций, нравов этих народов. Общими интересами и задачами борьбы с трудностями, созданием условий для выживания человека.

Ученик: Здесь особенно было важно, что бы люди заимствовали и развивали свои знания и житейски опыт, без чего трудно жить, трудиться в этом суровом крае. Если бы не развивались эти связи, вряд ли бы сумели выжить эти народности. Именно они формировали высокие моральные качества, воспитывали культуру поведения, чувства дружбы, товарищества, позволяли сохранить общность территории, нравов, языка и психического склада.

Учитель: Какие обычаи и традиции северных народностей вы сегодня узнали? Какие наставления старших вы запомнили?

Учащиеся отвечают то, что запомнили.

В классе вывешиваются плакаты.

Никогда не поднимай руки на родителей, на старших – иначе в старости с тобой плохо будут обращаться твои и чужие дети.

Никогда не отказывай в просьбе старому человеку, иначе жизнь твоя опрокинется.

Беги навстречу старому, больному, убогому. Об отце и матери не говори плохо.

Свою первую добычу непременно отдай в руки отца или матери, бабушки или дедушки, взрослого человека, что б они порадовались, поделили их с соседями.

Гостя с пустыми руками, без подарка, не отправляй.

Гостя непременно угости чаем: иначе счастье потеряешь.

Посуду, которую ты принес от соседей с гостинцем, назад пустой не относи.

Плакаты висят на стенах несколько дней, потом можно снять.

Приложение 3

Классный час со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью эвенков»

Марина Жмакина Конспект занятия со старшими дошкольниками «Знакомство с жизнью эвенков»

Цель: Знакомство детей с устройством эвенкийского жилища, их быта, особенностями национального костюма.

Знакомить с национальными эвенкийскими играми и сказками (эвенкийская подвижная игра «Оленьи упряжки», эвенкийская сказка «Дружба»)

Расширять представления о родном крае, его коренных жителях. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям, живущим в нем.

Дидактический материал. Иллюстрации с изображением чума, национальной одежды, охотничьих принадлежностей, домашней утвари, украшений и т. п.; сборник «Байкал-озеро сказки» 1, стр. 277.

Ход занятия.

Сегодня мы продолжим знакомиться с коренными жителями Приангарья. Ко времени прихода русских в Прибайкалье вторыми по численности считались эвенкийские племена, они расселялись по берегам Байкала, рек Лены и Ангары. Эвенки занимались оленеводством, охотой, рыбной ловлей (чтение эвенкийской сказки «Дружба»).

Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей которые обтягивались оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстия для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг. Чум устраивали очень быстро, причем делали это почти всегда женщины.

Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. Мужчины занимались охотой, осматривали свои капканы, ловушки самострелы. Охотились эвенки на лося, дикого оленя, кабаргу, козулю. Орудиями охоты эвенков были медвежья рогатина, лук со стрелами, позднее появилась винтовка с пороховницей. Мужчины изготавливали изделия из дерева, кости и металла, делали нарты (сани, лодки-долбленки, лодки-берестянки. Бересту для таких лодок сшивали женщины, которые были очень трудолюбивыми. Они выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, из бересты делали посуду, сумки. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме и вокруг него. Некоторые женщины наравне с мужчинами ходили на охоту, женщина могла быть шаманом.

Питались эвенки мясом, рыбой, молоком. Оленье мясо заготавливали впрок, валяли и сушили. Рыбу ели в свежем или замороженном виде, иногда сушили или валяли ее на солнце. Во время перекочевок мясо складывали в особые сумки, где оно при трении превращалось в муку. Ее заваривали кипятком, и получался хороший бульон. Соли и хлеба эвенки почти не ели. Каждая хозяйка готовила лепешки из брусники, смешанной с икрой, лепешки из черемухи, замешанные на жире, на молоке варили черемуховую кашу. По торжественным случаям готовили саламат, т. е. кашу из муки и жира.

Передвигались эвенки на оленях верхом, зимой на нартах. Их одежда была легкой, удобной и теплой. Зимой они носили сукуй (полушубок) из оленьих шкур, парку (доху из оленьих шкур). Носили эвенки и казакин, полукороткий меховой кафтан. Казакин подпоясывали широким ремнем или бисерным поясом. На поясе висели кошельки для трубки, огнива и табака, а в ножнах - ножи. Спереди на казакин надевался передник из оленьей шкуры, который расшивался бисером и обшивался беличьими хвостами. Нагрудник защищал грудь эвенка от встречного ветра.

Женская одежда почти не отличалась от мужской. Казакин женщины тоже подпоясывали ремнем или расшитым бисером поясом, но на нем висели наперсток, трубочки с иголками и нитками. На голову эвенкийские женщины надевали повязку типа венка из беличьих хвостов, которая называлась «Вача». Мужчины и женщины носили шапки из выдры, росомахи, из песцовых и лисьих лапок.

На ноги эвенки надевали камасы (камусы, унты, т. е. сапоги их оленьей кожи шерстью вверх, кульмеи (сапоги с короткими голенищами, бокари. Вся обувь украшалась меховым орнаментом или расшивалась бисером.

Эвенки отличались выносливостью, они очень наблюдательны. Это народ храбрый, веселый, добрый. Эвенки - большие хлебосолы, но и сами любили подолгу находиться в гостях.

А как вы думаете, на чем ездили эвенки в гости? Верно, на оленьих упряжках. Я предлагаю вам поиграть в народную игру «Оленьи упряжки»

Правила игры. Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки подвое (один изображает запряжённого оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до «стойбища» (до противоположной стены площадки, «каюры»отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!»каждый игрок – каюр ловит свою пару.

Содержание диска (приложение к проекту «Приобщение обучающихся к культуре народов Сибири в процессе постановки танца «Эвинэк»»)

Содержание

1

Анкета «Кто такие народы севера»

2

Классный час на тему «Правила и традиции взаимопомощи малочисленных народностей»

3

Классный час на тему «Знакомство с жизнью эвенков»

4

Видеофильм «Танцы Эвенков»

5

Презентация «Культура народов Эвенки»

6

Виртуальный музей «Узоры предков»

7

Музыка для постановки танца «Эвинэк»

Просмотров работы: 428