Эмоциональный интеллект (далее - ЭИ) является одной из важнейших сторон когнитивных способностей человека. В современном мире это наиболее важная область для исследований, ведь способы общения и коммуникации сильно изменились за последние несколько лет. В том числе, изменились способы передачи информации среди молодежи и в частности, студентов. Сейчас, большинство обучающихся в вузах пользуется всеми возможными гаджетами: смартфоны, планшеты, ноутбуки. В каждом устройстве есть доступ в интернет. Коммуникации не только студентов, но и людей в целом, стала все больше зависеть от социальных сетей. Пропадает живое общение «лицом к лицу», чаще всего мы не видим и не слышим, с какой интонацией говорит собеседник, а значит, мы не воспринимаем его настоящие эмоции в полной мере, для передачи своих состояний все чаще применяем «смайлики», обобщенные речевые обороты, нередко характерные для сленга или даже арго. Т.е. человеческое общение становится все более опосредовано знаками и символами, а каналом передачи чувств выступает техническое устройство, что существенно искажает содержание и глубину переживаний, которые мы пытаемся передать собеседнику.
Самыми активными пользователями гаджетов являются подростки и молодежь. Это позволяет высказать гипотезу, что опыт активного использования технических устройств для опосредованного и отсроченного (когда собеседник офф-лайн) общения отрицательно влияет на развитие ЭИ современных студентов.
Недостаток межличностного общения «лицом к лицу» ведет к снижению эмоциональной вовлеченности собеседника. Человек слабо осознает собственные переживания, не распознает эмоции, снижается способность рефлексировать, появляется склонность к алекситимии [5].
Люсин Д.В. понимал ЭИ как способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и управлять ими. Способность к пониманию эмоций предполагает, что человек:
способен распознать эмоцию (установить факт наличия эмоционального переживанию у себя или собеседника);
способен идентифицировать эмоцию (способен вербализовать ее);
понимает причины, которые могли ее вызвать, а также следствия этой эмоции.
Способность к управлению эмоциями предполагает, что человек:
способен контролировать интенсивность эмоций;
способен контролировать внешнее выражение эмоций;
способен вызвать определенную эмоцию при необходимости.
Способность к пониманию и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей, т.е. мы можем говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Они связаны между собой, хоть и предполагают актуализацию разных когнитивных процессов [6].
В результате анализа литературы и ранее проведенных исследований, мы выдвинули частную гипотезу, что студенты Института психологии (далее - ИПс) имеют более высокие показатели развития ЭИ, чем студенты Института физической культуры (далее - ИФК). Целью нашего исследования выступает исследование особенностей ЭИ у совреемнных студентов, на примере сравнения показателей ЭИ у студентов ИПс и ИФК. Объектом исследования выступил эмоциональный интеллект, предметом – различия эмоционального интеллекта студентов разных направлений подготовки. Перед нами стояли задачи: 1) провести психодиагностическое исследование студентов; 2) описать результаты психодиагностического исследования; 3) на основе результатов и заключений сделать выводы о различиях в развитии ЭИ студентов.
В нашем исследовании приняли участие 26 студентов первых курсов (13 человек из Института психологии, 13 человек из Института физической культуры) в возрасте от 18 до 21 года. Среди них 12 юношей и 14 девушек. Местом проведения выступили вузы Екатеринбурга УрГПУ и УралГУФК. Респондентам были представлены методики: 1) словарь эмоций «Ассоциативный вербальный тест» (авторская методика Ивановой Е.С.) [3]; 2) методика «Тест лицевой экспрессии» (авторская методика Ивановой Е.С.) [4]; 3) тест эмоционального интеллекта Люсина (ЭмИн) [7]; 4) Торонтская алекситимическая шкала; 5) методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2) [3].
По результатам методики «Словарь эмоций», представленных на рис.1., мы может сделать следующие выводы: очень высокого результата (более 25 названий эмоций) не выявлено, преобладают средние показатели в обеих группах.
Рисунок 1
Показатели владения словарем эмоций у студентов ИФК и ИПс, в %
Таким образом, из рис.1. мы можем сделать вывод о том, что и студенты ИФК и студенты ИПс в среднем владеют запасом эмоций от 11 до 17 эмотивов-номинативов. Но высокие показатели больше отмечены у студентов ИФК, т.е. у студентов ИФК запас слов от 17 до 24 встречается чаще, чем у студентов ИПс. Этот результат может объясняться тем, что студенты ИФК старше студентов ИПс, т.к. поступили в вуз преимущественно по окончании колледжа, имея опыты участия в соревнованиях, тренировки навыком саморегуляции и прослушав курс психологии в колледже.
По методике Тест оценки лицевой экспрессии были получены результаты, представленные в таблице 1. и рис.2.
Таблица 1
Наиболее узнаваемые эмоции у студентов, в %
ИФК |
ИПс |
||
Эмоции |
Частота, в % |
Эмоции |
Частота, в % |
Радость |
92,3 |
Радость |
84,6 |
Апатия |
69,2 |
Удивление |
76,9 |
Удивление |
Отвращение |
69,2 |
|
Отвращение |
61,5 |
Апатия |
61,5 |
Грусть |
Смущение |
||
Смущение |
53,8 |
Грусть |
53,8 |
Испуг |
30,8 |
Агрессия |
38,5 |
Гордость |
23,1 |
Спокойствие |
30,8 |
Спокойствие |
15,4 |
Презрение |
23,1 |
Агрессия |
7,7 |
Гордость |
|
Пренебрежение |
Пренебрежение |
7,7 |
|
Напряжение |
0 |
Вина |
|
Презрение |
Напряжение |
0 |
|
Вина |
Испуг |
Рисунок 2
Частота узнавания эмоций среди всех студентов, в %
Из таблицы 1 мы видим, что лучше всего студенты ИФК распознали эмоции: радость, апатия, удивление, отвращение и испуг. Радость точно распознали 92,3% испытуемых. А вот напряжение, презрение и вину не смог распознать ни один студент. Студенты ИПс лучше всего распознают эмоции: радость, удивление, отвращение, апатия и смущение. Радость точно распознали 84,6% респондентов, а вот напряжение и испуг - 0%. Из рис.2. мы видим, что все студенты лучше всего распознают эмоции: радость, апатия, удивление и отвращение, но никто не может увидеть эмоцию напряжение. Можно предположить, что напряжение является наиболее сложной эмоцией, при которой человек задействует разные мышцы лица.
С помощью методики ЭмИн мы смогли выявить уровень межличностного (МЭИ) и внутриличностного (ВЭИ) эмоционального интеллекта. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Значения межличностного (МЭИ) и внутриличностного (ВЭИ) эмоционального интеллекта у студентов ИФК и ИПс, в %
Шкала |
Значения |
Институт |
|
ИФК |
ИПс |
||
МЭИ |
очень низкое |
0 |
0 |
низкое |
7,7 |
0 |
|
среднее |
23,1 |
7,7 |
|
высокое |
7,7 |
15,4 |
|
очень высокое |
61,5 |
76,9 |
|
ВЭИ |
очень низкое |
30,8 |
0 |
низкое |
0 |
0 |
|
среднее |
23,1 |
0 |
|
высокое |
7,7 |
7,7 |
|
очень высокое |
38,5 |
92,3 |
Из таблицы 2 мы видим, что большинство студентов ИФК и ИПс имеют очень высокие показатели владения МЭИ и ВЭИ. Студенты ИФК, также, показали и средний результат по МЭИ (23,1% учащихся) и средний показатель ВЭИ (23,1%) учащихся. У студентов ИПс, помимо очень высоких значений, присутствуют и высокие, а именно по владению МЭИ 15,4% учащихся, ВЭИ – 7,7%. Отсюда мы можем сделать вывод, что студенты ИПс при самоотчете склонны считать, что владеют навыками контроля и управления эмоций, своих и чужих, больше, чем студенты ИФК. Также, они заметно больше заинтересованы во внутриличностном ЭИ и уделяют этому аспекту больше внимания. Можно сказать, что эти люди не случайно выбрали в сферу своей учебы и дальнейшей деятельности Институт психологии. Они больше склонны к самоанализу и рефлексии.
На рис. 3 и 4 представлены результаты методики Торонтская алекситимическая шкала.
Рисунок 3
Показатели алекситимии для студентов ИФК, в %
Рисунок 4
Показатели алекситимии для студентов ИПс, в %
Из рис.3 и 4 мы видим, что группа риска у студентов ИФК больше, чем у студентов ИПс. Это может говорить о том, что у студентов ИФК чаще встречаются трудности в вербализации эмоциональных состояний и чувств, как собственных, так и чужих. Также, существуют сложности в различии между чувствами и телесными ощущениями.
По методике коммуникативные и организаторские склонности мы получили следующие результаты:
Рисунок 5
Сравнение коммуникативных склонностей студентов ИФК и ИПс
Рисунок 6
Сравнение организаторских склонностей студентов ИФК и ИПс
На рис.5 и 6 мы видим, что для большинства студентов ИФК характерно проявление среднего уровня коммуникативные склонностей, а также среднего и высокого уровня организаторских склонностей. Это говорит о том, что большинство студентов стремятся к контактам с людьми, способны заводить знакомства в новой группе и могут проявлять себя. Проявляют инициативу в общении и принятии решений. А для студентов ИПс больше характерен низкий уровень коммуникативных склонностей и высокий уровень – организаторских. Это говорит об их предпочтениях проводить время наедине с собой. Возможно, испытывают трудности в установлении контактов с новыми людьми, но при необходимости всегда помогают близким и друзьям. Способны брать на себя ответственность за решение трудных или нестандартных ситуаций.
Для сравнения данных обследованных выборок мы использовали U-критерий Манна-Уитни. В результате расчетов выяснилось, что все значения U-критерия получились выше критических показателей. Это говорит о том, что выборки не имеют значимых отличий, следовательно, наша частная гипотеза не подтвердилась.
В результате описательной статистики, мы отметили следующее. Студенты ИПс более склонны к рефлексии, имеют средний запас словаря эмоций, а также, менее склонны к алекситимии. Студенты ИФК имеют похожие результат, но отличаются более развитыми коммуникативными навыками. Таким образом, мы можем сделать вывод, что студенты имеют предпосылки для развития своего потенциала в той или иной сфере, но на первом курсе проследить сильные различия не удается, т.е., в возрасте от 18 до 21 года нет влияния специализации на уровень эмоционального интеллекта. Результаты нашего исследования могут стать основой для следующих направлений деятельности. Мы можем продолжить исследование и протестировать этих же студентов уже на 3 или 4-ом курсе. К тому времени они глубже погрузятся в сферу своей деятельности и тогда различия станут более явными.
Общая гипотеза о том, что постоянное пользование гаджетами для межличностного общения негативно влияет на эмоциональный интеллект, подтвердилась частично. Во-первых, тем, что в целом по выборке преобладают средние значения навыков вербализации эмоций, во-вторых, недостаточным уровнем точности распознавания эмоций, в том числе, базовых. В-третьих, тем, что часть выборки (около 15%) оказались с низкими значениями ВЭИ, т.е. испытывают трудности с регуляцией своих состояний. В-четвертых, 45% выборки имеют среднюю или выраженную тенденцию к алекситимии. Все это неблагоприятным образом характеризует развитие эмоциональной сферы студентов и требует специальных занятий для коррекции. Дальнейшее исследование призвано на более расширенной выборке уточнить состояние эмоционального интеллекта у представителей различных специализаций и степень воздействия развивающих программ на эмоциональную сферу современных студентов.
Список литературы
Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта //Социально-психологические проблемы ментальности. – 2004. – Т. 6. – С. 22-26.
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.263-265.
Иванова Е. С. Возможности методики «Словарь эмоций» для диагностики и развития эмоциональной сферы //Психологическая диагностика. – 2008. – №. 1. – С. 101-112.
Иванова Е.С. Лицевая экспрессия эмоций: этнические и гендерные особенности. Дискуссия, 2013. №9 (39). С. 151-161.
Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн //Психологическая диагностика. – 2006. – Т. 4. – С. 3-22.
Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте //Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/под ред. ДВ Люсина, ДВ Ушакова.–М.: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29.
Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
.
10