ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ КРЕДИТОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ КРЕДИТОВАНИЯ

Воронов В.С. 1
1Институт Управления Бизнес-Процессами и Экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, что бы быть конкурентоспособным и клиентоориентированным банком необходимо использовать все возможности информационных технологий. Это стало главным правилом сегодняшнего дня. По данным рейтинга CNews Analytics банки все больше начинают инвестировать в информационные технологии [1]. Но в связи с непростой экономической ситуацией и постоянно возрастающим числом невозвратных кредитов пытаются направлять средства на удешевление текущей деятельности. Некоторые крупные банки создают собственные компании по разработке информационных технологий [2].

Можно сделать вывод, что банки пытаются сократить затраты на рискованные проекты. В связи, с чем актуальность информационных систем, таких как системы дистанционного банковского обслуживания (СДБО) возрастает и играют ключевую роль, позволяя снижать операционные затраты и переводить взаимодействие с клиентом в электронные каналы [3].

Процесс кредитования можно условно разделить на следующие этапы:

  1. выбор кредитного продукта;

  2. рассмотрение заявки;

  3. документооборот;

  4. обслуживание долга;

  5. анализ.

На этапе «Выбор кредитного продукта» в основном применятся web-сервисы (официальные сайты банков, калькуляторы кредитов), internet приложения и другие. На данном этапе необходимо предоставить потребителю максимально полную и понятно изложенную информацию о кредитном продукте. От этого зависит «качество» заемщика, а так же позволяет снизить затраты времени на обслуживания клиента непосредственно в офисе банка.

На этапе «Рассмотрения заявки» банковские организации применяют такие информационные технологии как базы данных, системы принятия решений, системы анализа данных, CRM-системы и другие. На данном этапе происходит оформление клиентов заявки в виде заявки на сайте или в виде заявки на бумажном носителе в офисе банка. После чего банк оценивает кредитоспособность и финансовое состояние клиента, анализирует обеспечение кредита.

Одним из главных инструментов в процессе принятия решения о кредитовании заемщика выступает скоринг. Это метод оценки кредитоспособности лица с помощью рейтинговой оценки [4]. Он учитывает влияние различных параметров (пол, возраст, стаж работы, наличие детей, брак и прочее) на платежеспособность клиента. Для реализации такого анализа используются различные инструменты, начиная от таблиц Excel заканчивая нейронными сетями и генетическими алгоритмами.

Для поддержания процесса документооборота в банках существуют системы электронного документооборота (СЭДО). Они позволяют автоматически составить текст кредитного договора, закрепить все необходимые копии документов за заемщиком. Эти системы позволяют значительно сократить время на обработку документов и обслуживания клиентов. Одним из главных недостатков на данном этапе является неотъемлемость СЭДО от бумажного документооборота. Это обусловлено законодательством и стандартами Российской Федерации.

На этапе обслуживания долга используются web-сервисы (например, интернет банк), а также специализированным программным обеспечением по мониторингу за выдачей, погашению, начислению процентов и составлению отчетности.

Этап анализа информации должен сопровождать весь процесс кредитования. Он предполагает сбор и анализ данных. На основе полученной информации нужно оптимизировать кредитные продукты, совершенствовать стратегию взыскания просроченной задолженности и другое. Например, в ходе анализа больших данных можно управлять программами лояльности и скидками для клиентов [3].

На сегодняшний день большинство специализированных банковских систем объединяют в себе такие этапы как рассмотрение заявки, документооборот, обслуживание долг и анализ. Это позволяет привести обмен информацией между модулями системы к единому формату, упростить поиск и классификацию нужной информации, а также стандартизировать документооборот внутри компании.

Таким образом, были рассмотрены этапы процесса кредитования в коммерческом банке и применяемы информационные технологии. Исходя из приведенной информации, можно сделать вывод, что в условиях кризисной ситуации, падении платежеспособности населения банки переходят к оптимизации ИТ-инфраструктуры с целью сокращения расходов. Информационные технологии все больше проникают в бизнес процессы банковских организаций, но не исключены и помехи в развитии данной отрасли. Банки начинают активно осваивать социальные сети, так социальные сети начинают использоваться для нужд скоринга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Расходы банков на ИКТ [Электронный ресурс] : CNews Аналитика – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/banks2015/review_table/d0ce78afd4c95f4a252434bd4ef9d1e785c88cb8/.

  2. Крупнейшие поставщики ИТ для банков [Электронный ресурс] : CNews Аналитика – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/banks2016/review_table/8f811d10a69f1791be5d34016f7c08610e60d9e0/.

  3. ИТ в банках и страховых компаниях 2015 [Электронный ресурс] : CNews – Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/banks2015/.

  4. Скоринг (scoring) [Электронный ресурс] : banki.ru – Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/skoring/.

Просмотров работы: 509