СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной задачей образовательной политики России в последнее время является обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Для ее решения правительство РФ и Министерство образования разработало «Концепцию модернизации российского образования на период 2010г.»

Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о современном состоянии дошкольного образования, стоит отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, такие как: физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно- эстетическое и др. Предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, которые сочетают различные стороны педагогического процесса. Также появляются новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на новый стиль общения и игры с ребенком — с учетом личностно-ориентированного взаимодействия. Сегодня, в образовательном пространстве предлагается широкий спектр отечественных программ, которые реализуют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет образования: познавательное развитие, эстетическое, экологическое. Важно учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других приводит к обеднению личностного развития и ухудшению физического и психического состояния дошкольника. Несмотря на это, среди тенденций образовательного процесса в ДОУ на современном этапе существенно возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология, ОБЖ и т.д. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во многих дошкольных учреждениях нет адекватных педагогических условий и не разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Новшества подобного рода снижают уровень двигательной активности и оказывают отрицательное воздействие на состояние здоровья детей. Потребность детей в двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОУ лишь на 45— 50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий, а в настоящее время во многих ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю. В современных программах для ДОУ физическое воспитание не приоритетный раздел. Однако в проведенных ранее многочисленных исследованиях отмечена тесная зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека. Установлено, что наибольшая результативность процесса дошкольного образования достигается лишь в том случае, если суточный объем двигательной деятельности ребенка составляет от 30 до 40% времени бодрствования. Ориентация содержания программ преимущественно на умственное развитие детей снижает интерес педагогов к физическому воспитанию дошкольников. Реализация концепции сохранения здоровья ребенка представлена в отечественных образовательных программах «Основы безопасности детей дошкольного возраста». «Дружные ребята», «Наследие» и «Золотой ключик» направлены на социальное развитие ребенка. Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие», «Истоки», «Детство». Наряду с отечественными в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания: Монтессори, «Пилотная школа», и др. Несомненно, что в них накоплен положительный опыт работы, однако его внедрение у нас требует предварительного глубокого изучения и проведения сравнительной оценки эффективности программ. Практика показывает, что применение программ зарубежных авторов в образовательно-воспитательном процессе ДОУ не всегда обоснованно. Материал в таких программах представлен специфично: в некоторых достаточно выраженная структура, другие в большей степени представляют собой некую философию, третьи — педагогическую технологию. Следует отметить, что, несмотря на своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования различных стран мира стремятся к разрешению общих проблем. Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей. Анализ литературы показал, что зарубежные программы дошкольного образования в большинстве своем направлены на интегрированный характер учебного курса. Дошкольные программы Великобритании, признавая самоценность детства, рассматривают его как часть жизни, а не как подготовку к обучению на следующей ступени жизни, ребенок воспринимается как целостное существо, все стороны развития которого взаимосвязаны. Поэтому обучение не разделяется на предметы. Требования американской Национальной ассоциации образования маленьких детей США также ориентируют дошкольные учреждения на развитие и образование «ребенка в целом»: практика должна соответствовать уровню развития детей, т.е. учебный курс не должен расчленяться на отдельные дисциплины. Продолжая разговор о проблемах образовательных программ для ДОУ, нельзя не сказать, что все они предназначены главным образом для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, составляет лишь около 10%. При планировании педагогического процесса в ДОУ практически не учитываются состояние психического здоровья, адаптационные ресурсы и возможности детей. Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. В современной системе дошкольного образования произошли качественные изменения, связанные с появлением многообразных типов и видов ДОУ. В связи с этим детям, воспитывающимся в таких ДОУ, предоставляются разные образовательные условия. К третьей (низшей) категории отнесен детский сад, реализующий государственный образовательный стандарт (ГОС); ко второй — с превышением ГОС по одному или нескольким направлениям развития (интеллектуальному, физическому, эстетическому и др.); к первой (высшей) — с превышением ГОС по всем направлениям (Центр развития ребенка). В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема умственных перегрузок и ухудшающегося состояния здоровья детей. Это обусловлено большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. В программах ДОУ по различным учебным дисциплинам не уделяется должного внимания применению здоровье сберегающих технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности детей. Несмотря на предлагаемые сегодня для ДОУ разные разработки, отсутствуют такие, которые отвечали бы за высокую потребность детей в двигательной деятельности, организованной в соответствии с особенностями детского организма. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о незаменимом вкладе целенаправленного физического воспитания в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — решающий период жизни человека в формировании отношения к физической активности как существенному элементу здорового стиля жизни.

Список литературы:

Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2001

Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.

Просмотров работы: 534