ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Буялова Г.В. 1, Бурляева В.А. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Кардинальным событием в системе реформирования высшего профессионального образования явился масштабный переход вузов на реализацию ФГОС ВПО с 2011 года, а следом и ФГОС ВО с 2013 года. С первого сентября 2011 года высшее профессиональное образование в России осуществляется в рамках Федерального государственного стандарта третьего поколения (ФГОС ВПО), с 2013 уже вступил в силу ФГОС ВО, который существенно изменил систему подготовки специалистов.

По планам различных министерских структур, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, должны были стать федеральной нормой качества высшего образования по направлениям подготовки, которые призваны минимизировать возможности их противоречивых интерпретаций в субъектах Российской Федерации и вузах. Кроме того, данные стандарты призваны упростить интеграцию системы образования России с общеевропейской, что позволит выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации.

Ситуация с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения - это достаточно критическая ситуация для всей российской высшей школы. Социальный драматизм данной ситуации определяется тем, что от качества ее прохождения зависит не только судьба российского общества, в котором образовательная система более двадцати лет находилась в состоянии аномального функционирования, но и судьба каждого человека, включенного в этот процесс.

ФГОС ВО - это социально-нормативная система, которая задает вектор функционирования образования в обществе и возникает необходимость напомнить, что процесс перехода с одной социально нормативной системы на другую - это, прежде всего, когнитивная трансформация профессионально-педагогического мышления людей со сложившимся опытом профессионального функционирования в иной системе координат и методов высшего образования.

Этот процесс является сложным и крайне болезненным. Он затрагивает глубинные структуры сознания профессорско-педагогического состава, а именно, концептуальную систему личности, систему концептов, которые выступают в качестве психологических регуляторов педагогической деятельности и определяют содержание методов и технологий образовательного процесса.

Проводя анализ Советской высшей школы, мы отметили, что она давала студентам широкие фундаментальные общенаучные знания, знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. Высшее образование строилось таким образом, чтобы у студентов в период обучения развивалось целостное мировоззрение, развивались творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения и экспериментировать.

Практическая подготовка выпускников была достаточно серьезной, так как они имели возможность проходить производственную практику на самых передовых предприятиях, НИИ, конструкторских бюро. Именно по этому, еще обучаясь в вузе, студент мог осуществлять вторичную занятость на предприятии или в организации, выполняя трудовые функции будущей своей профессиональной деятельности.

Немаловажным являлась и то, что налицо была мощная поддержка высшей школы государством. Оплата работы специалистов со студентами-практикантами была обязательным условием. На первые три года работы выпускникам вузов государством был определен «статус молодого специалиста». Связано это с высокой ответственностью работника за результаты труда, поэтому в этот период продолжалось обучение выпускника конкретным навыкам и знаниям на рабочем месте, что было характерным для многих отраслей промышленности, предприятий или организаций.

Таким образом, фактический период подготовки специалиста длился 18 лет: 10 лет школа, 5 лет вуз и 3 года учебы в статусе молодого специалиста. С введением ФГОС ВО третьего поколения срок подготовки специалиста сократился минимум на 4 года.

Последние годы многие стали сомневаться в высоком уровне российского образования, несмотря на то, что это единственный бастион фундаментального порядка, который не удалось разрушить в ходе, так называемых демократических реформ. При этом необходимо отметить, что отечественная промышленность была практически разрушена, а соответственно государство потеряло контроль над практико-ориентированным «доучиванием» молодых специалистов. Западные аналитики отмечают, что ущерб от такого характера реформ существенно превзошел ущерб, нанесенный нашей стране Великой Отечественной войной.

Относительно сохранённым, остался сырьевой сектор экономики и транспорт, который наполовину стал частным и не подконтрольным государству, чему есть объяснение: сырье поставляется в основном западу, а для его транспортировки нужен транспорт.

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не гарантирует выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Переход России на рыночные отношения способствовал постановке перед системой высшего образования новой цели и ясно осознаваемой потребности глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего образования.

Факторы, обусловившие актуализацию данной идеи:

-стремление к обновлению в связи с набирающими силу международными тенденциями, которые обозначены в Болонской декларации;

- развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

- стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, исследователей;

- использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;

-сохранение принципа автономности учебного заведения, забота о сохранении национального богатства, накопленного опыта и исторических традиций в контексте современной социокультурной ситуации;

- переход страны в целом и образования, в частности, на рыночные отношения, возникновение и развитие рынка образовательных услуг, его взаимодействие с рынком труда, достижение релевантности степеней, квалификаций и дипломов на рынке труда;

-достижение максимальной индивидуализации обучения, реализация профессионального обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых.

В результате, образовательные организации оказались направленными к поиску новых форм и методов обучения, но при этом сами по себе, они уже не в состоянии модернизировать образование, так как наряду с перестройкой содержательного аспекта, явно ощущается потребность в реструктуризации самой системы и ее организационной стороны.

В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров для этой трудовой сферы идут разными дорогами и в разные стороны. За последнее десятилетие произошли радикальные изменения в содержании всех профессий, ряд профессий оказался невостребованным, но в то же время появилось много новых профессий. Данные изменения произошли в связи:

- с переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;

- распространением автоматизированных систем управления производственными процессами;

- упадком спроса на неквалифицированный ручной труд;

- спадом массового производства;

- повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда;

- ростом необходимости непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;

- повышением уровня взаимодействия работников в коллективе;

- стиранием границ между профессиями и т.д.

Всё это привело к существенному повышению степени гибкости профессионального образования, созданию принципиально новых механизмов, которые обеспечивают его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда.

Кризиссистемы профессионального образования вызван целым рядом факторов:

- постоянно меняющиеся условия жизни;

- возросший спрос на качество высшего образования;

-необходимость формирования профессионального мышления, активности, ответственности, устойчивой профессиональной мотивации будущих специалистов для обеспечения их готовности к профессиональной мобильности и социальной адаптивности;

-инертность и консерватизм сферы профессионального образования, ее неадаптированность к социокультурной динамике;

-неэффективность педагогического труда;

- слабая разработанность технологий профессионального обучения.

Модернизация высшего образования требует подготовки нового поколения исследователей, высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно-организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Вышеперечисленные проблемы ставят под сомнение возможность качественной вторичной занятости обучающейся молодежи. Руководители организаций и предприятий не охотно соглашаются на трудоустройство, так называемых «недоучек», да и самим студентам не достаточно знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, соответствующей будущей профессии. Перевес распределения часов по учебному плану в сторону увеличения самостоятельной работы студентов, не привел к осознанному самообразованию.

Введённая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Многое придется менять, а что-то - ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования.

Список использованных источников:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

  2. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник. – М., 2001.

  3. Высшее образование России в условиях «двустороннего движения»: сборник научных материалов. - М., 2006.

  4. Ганчеренок, И.И. Европейская система переноса кредитов (ECTS) — Европейский стандарт в высшем образовании // Материалы совещания «Пробле­мы введения кредитной системы высшего профессионального образования». — М. : ЦСОП, 2002.

  5. Гармонизация профессиональных и образовательных стандартов: общий подход. А.И. Азаров, Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. Москва [email protected]

  6. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. - Екатеринбург: УГПП , 2000. - 218 с.

  7. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 80-83
  8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1998.

  9. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006.

Просмотров работы: 201