Адаптация – это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды [1, с. 29]. Бывший школьник достаточно сложно адаптируется к вузовской системе взаимоотношений. Он нуждается в помощи, поскольку еще не готов к самостоятельной жизни. Студенческая жизнь вводит бывшего школьника в новую систему отношений, которая требует от него самодисциплины, самоорганизации и самоконтроля. Все эти трудности обычно называют процессом адаптации. И.Т. Зайнышев и А.А. Чернецкая выделяют четыре стадии процесса адаптации, характеризуя каждую из них: Начальная стадия - адаптирующийся улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается. Во второй стадии (терпимости) выделяется признание равноценностей эталонов поведения в отношении социальной среды индивида. Третья стадия - приспособление, «аккомодация», связана с с взаимными уступками: индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Четвертая стадия – стадия полной адаптации, «ассимиляция», индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые [4, с. 156]. Также различают три формы адаптации студентов первокурсников к условиям вуза: адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям; общественная адаптация, процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [1, с. 35].
В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [5, с. 138]. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации. Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.
С целью изучения адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в ВУЗе, был использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [3, с. 549]. В опросе приняли участие 20 студентов первокурсников Физико-технического института СВФУ, из них 14 девушек и 6 юношей в возрасте 17-21 год.
Высокая и нормальная адаптация |
Удовлетворительная адаптация |
Низкая адаптация |
|
юноши |
1 |
2 |
3 |
девушки |
3 |
6 |
5 |
Анализ результатов исследования показал, что 45% из опрошенных первокурсников входят в группу низкой адаптации, 35% это группа удовлетворительной адаптации, и 20% входят в группу высокой и нормальной адаптации. Также можно увидеть, что девушки более адаптивны, чем юноши. Ответы юношей показали их меньшую, по сравнению с девушками, коммуникабельность. Для более углубленного изучения адаптивности студентов, мы решили проверить влияние IQ студентов на процесс их адаптации. Для этого был использован коэффициент корреляции Ч.Э. Спирмена. Коэффициент корреляции Спирмена – мера линейной связи между случайными величинами. Корреляция Спирмена является ранговой, то есть для оценки силы связи используются не численные значения, а соответствующие им ранги. Коэффициент инвариантен по отношению к любому монотонному преобразованию шкалы измерения [2, с. 626]. Подсчет корреляции показал результат - 0,18, то есть уровень интеллекта студентов не влияет на их способность к адаптации к условиям обучения в вузе.
Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы. Адаптация первокурсника – это процесс приспособления студента к условиям обучения и воспитания в учебном заведении. Процесс этот неизбежен, поскольку высшая и средняя школы, имея соотносимые цели, отличаются при этом своими задачами, формами и методами организации обучения. Столь резкое изменение учебного пространства нередко приводит к стрессу и трудностям при получении высшего образования. Это может привести к низкой адаптации студента. Наше исследование показало, что большинство первокурсников менее адаптивны. Низкую адаптацию можно объяснить тем, что бывшие школьники испытывают трудности при интеграции в социальную группу студенчества с принятием ее норм и ценностей, в овладении навыками самоорганизации, в развитии осознанного отношения к учебно-профессиональной деятельности, в формировании профессиональной идентичности будущих специалистов.
Мы предлагаем кураторам проводить психологические тренинги, направленные на сплочение и развитие коммуникативных способностей, тренинги личностного роста. Проведение таких тренингов снимет эмоциональное напряжение, застенчивость, агрессивность и установит благоприятные межличностные отношения.
Список литературы:
1. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе – Кишинев, 1990. – С. 29-41.
2. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. – М.: Физматлит, 2006. – С. 626-628.
3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – С. 549-558.
4. Технология социальной работы / под ред. И.Т. Зайнышева. – М.: Владос, 2002. – С. 156.
5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998. – С. 138.