ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИНАМИКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Марков В.П. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджетная сфера в России стабильно объединяет около 30% всех трудовых ресурсов [4]. Это и работники образовательной сферы, сферы культуры и здравоохранения, государственного и муниципального управления и ЖКХ. Заработную плату данные работники получают из бюджета, следовательно, государство обязано грамотно регулировать эти расходы. Так как бюджетная сфера – достаточно распространенное понятие, в данном реферате она будет рассмотрена на примере здравоохранения и образования.

Заработная плата работников бюджетной сферы – вопрос открытый и не теряющий актуальности. И, если с зарплатами учителей все ясно (она стабильно возрастает и продолжит возрастать по заявлению главы Минобрнауки, О. Васильевой) [1], то реальные заработные платы врачей, по некоторым данным, ниже официальных до 60%.

Реферат основан на показателях государственной статистики (Росстат), научных журналах. Основными инструментами статистического исследования послужили методы анализа временных рядов, их прогнозирование, корреляционный анализ.

Заработная плата бюджетников на сегодняшний день состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Базовая часть включает в себя оклады, ставки, повышающие коэффициенты, доплаты за звания. Стимулирующая часть – это выплаты за интенсивность работы, их качество, непрерывный стаж и различные премии.

Рассмотрим динамику заработной платы работников бюджетной сферы на примере здравоохранения и образования (рис. 1) [4].

Рис. 1. Среднемесячная номинальная зарплата в 2010-2015 гг. (руб.)

На графике видно, что среднемесячные зарплаты бюджетников значительно ниже общероссийских показателей. В здравоохранении этот разрыв составляет 20,7%, в образовании – 26% [4].

Проведем анализ временных рядов заработной платы работников здравоохранения (рис. 2).

Рис. 2. Фактическая и прогнозируемая зарплата медицинских работников (руб.)

На графике показано, что медленно возрастающая (в среднем на 12% за рассматриваемый период) заработная плата работников сохранит эту тенденцию на протяжении следующих двух лет. Похожая тенденция намечается и в образовательной сфере (рис. 3).

Рис. 3. Фактическая и прогнозируемая зарплата работников образовательной сферы (руб.)

Возрастающая в среднем на 14% за рассматриваемый период заработная плата работников бюджетной сферы продолжит медленный рост.

В целом, можно сделать следующий вывод. Заработная плата работников социальной сферы, к которым относятся здравоохранение и образование, отстает от среднероссийских показателей в среднем на 20%. Хотя правительство и проводит различные реформы, которые в долгосрочной перспективе помогут вывести заработную плату бюджетников на новый уровень, в данный момент увеличение едва покрывает инфляцию.

Заработная плата работников бюджетной сферы отличается стабильностью, т.к. зависит, главным образом, от выделения средств из государственного бюджета. Это одновременно и главный ее плюс, и главный минус. Государственный бюджет зависит от социально-экономической ситуации в стране, внутренней и внешней политики. Следовательно, на формирование зарплат бюджетников могут оказывать влияние не только размер бюджета, но и инфляция, и среднемесячная заработная плата работников в целом по стране.

Рассмотрим в динамике факторы, оказывающие воздействие на формирование заработных плат работников сферы здравоохранения и образования (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика инфляции, среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы и доходов государственного бюджета в 2011-2014 гг.

Показатели

2011

2012

2013

2014

Доходы бюджета (руб)

11 366000000000

12 853700000000

13 019900000000

14 496800000000

Заработная плата работников образовательной сферы (руб)

15809

18995

23458

25862

Заработная плата медработников (руб)

17545

20641

24439

27068

Среднемесячная з/п по России (руб)

23369

26629

29792

32495

Годовая инфляция (%)

6,1

6,58

6,45

11,36

Проведем корреляционный анализ и выявим зависимость естественного прироста населения от приведенных показателей. Для этого воспользуемся формулой (1).

, (1)

Полученные в результате расчетов данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей

 

Коэффициент корреляции

Сила корреляции

З/п в здравоохранении

З/п в образовании

Доходы гос.бюджета

0,94

0,93

Очень сильная

Среднемесячная зарплата

0,99

0,99

Очень сильная

Годовая инфляция

0,77

0,74

Сильная

Доходы государственного бюджета имеют очень сильную корреляцию с заработными платами работников образовательной сферы и сферы здравоохранения. Огромное значение имеет и среднемесячная зарплата по стране, которой, конечно, должно придерживаться государство при назначении зарплаты бюджетникам. Инфляция также имеет вес в данном случае.

Россия в последнее время сталкивается со своеобразным парадоксом. С одной стороны, каждый понимает значимость социальной сферы для преумножения человеческого капитала, который, в конечном итоге, повысит уровень благосостояния государства в целом. С другой стороны, на данном этапе развития наша страна еще не может позволить себе поднять заработные платы работников бюджетной сферы на достойный уровень. Этому мешает и нестабильная геополитическая обстановка, и коррупция, и недостаток инвестиций, и то, что слишком большая часть российской экономики все еще принадлежит государству.

Особенно важен вопрос о том, что заработная плата и производительность труда в бюджетной сфере (как и в целом по экономике) находятся в недостаточно высокой корреляционной зависимости. Недостаточная оплата ведет к тому, что работники теряют мотивацию к труду, выполняют его некачественно. Говоря о здравоохранении, жизненно важной сфере общества, именно недостаточное качество оказываемых услуг может оказаться фатальным [3].

Именно поэтому в последнее время участились случаи недоверия граждан учреждениям здравоохранения. Все большее количество людей предпочитает обращаться в частные клиники, а не в бесплатные медицинские учреждения. Это, в свою очередь, ведет к тому, что муниципальные органы здравоохранения не выполняют намеченные планы и сотрудники, как следствие, получают меньшую заработную плату, что еще больше их демотивирует. Этот замкнутый круг и призваны разрушить чиновники. Однако расходы на здравоохранение планомерно снижаются на протяжении последних нескольких лет [5].

С каждым годом заработные платы бюджетников стараются повышать, причем повышение несколько выше уровня инфляции. Однако если верить независимым исследованиям, данные официальной статистики о заработных платах бюджетников сильно завышены [2]. Таким образом, правительство не получает достоверных данных, на основании которых должно строить дальнейшую политику.

Список источников и литературы:

  1. Базовую часть зарплаты учителей закрепят на уровне 70% - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/527942(дата обращения: 2.02.2017)

  2. Зарплата врачей не успевает за статистикой [Электронный ресурс]. - Business FM. – 31.01.17. - URL: https://www.bfm.ru/news/345313 (дата обращ.: 2.02.17)

  3. Резервы повышения производительности труда в бюджетной сфере (по материалам научно-методического семинара Аналитического управления) // Аналитический вестник. – М.: 2014. - № 17 (535). - (С.70).

  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращ.: 2.02.17)

  5. Шаинян, К. 2016: конец эпохи здравоохранения [Электронный ресурс]. – 12.02.2014. - URL: http://slon.ru/economics/2016_konets_epokhi_zdravookhraneniya-1055737.xhtml (дата обращения: 2.02.2017)

Просмотров работы: 1789