ТЕОРИИ РЕЧИ И ЯЗЫКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРИИ РЕЧИ И ЯЗЫКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ

Корякина М.С. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наука, которая изучает естественный человеческий язык, называется языкознание. В ней существует два понятия, язык и речь, которые хоть и являются тесно связанными между собой, но их нужно научиться различать. Язык представляет собой систему элементарных и сложных знаков-фонем, морфем, слов, словосочетаний, высказываний и комбинации высказываний, он, как такая система, существует в человеческом разуме в виде нескольких форм, которыми мы наслаждаемся, произнося наши любимые фразы. Если язык - это средство и орудие общения, определенная система знаков, правил и средств говорения, который объединяет представителей определённого сообщества и является постоянным явлением для определённого времени, то речь – понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и т. д. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем. Можно даже сказать, что это составляющие одного и того же, достаточно сложного, явления. Их можно даже сравнить с ручкой и текстом, которые имеют разные смысловые нагрузки.

Американский логик и философ Чарльз Пирс, определил знак, как нечто такое, узнавая которое мы накапливаем систему знаний, и происходит это уже много веков в разных социальных средах. Наука о знаках – семионика подходит к их делению очень серьёзно и выделяет среди их общего числа иконические знаки, индексы, а также символы.Наибольший вклад в изучение языка, как системы знаков внёс швейцарский лингвист начала прошлого века Фердинанд де Соссюр. Положения его теории и сегодня изучаются лингвистами всего мира. Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно-морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.

Учёные по-разному подходили к изучению и по-разному определяли понятие знака, например, немецкий логик Г. Фреге, ввел различение между денотатом выражения и его глубоким смыслом, соглашаясь с определением которое дал знаку Ф. де Соссюр.Кроме этих двух учёных проблемами языка занимались также: семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, английские лингвисты Чарльз Огден, Айвор Ричардс, которые в 1923 году в книге «Значение значения» представили наглядно знаковое отношение в виде, так называемого, семантического треугольника или треугольника референции.

Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции: Коммуникативная функция; Мыслеформирующая функция; Когнитивная (гносеологическая) функция

Речи также уделялось и уделяется много внимания отечественными и зарубежными лингвистами. Функции речи исследовал русский и американский лингвист начала прошлого века Роман Осипович Якобсон. Он также определял и понятие речи. Он выделил следующие функции речи: Коммуникативная (референтивная) функция; Экспрессивная (эмотивная) функция; Поэтическая (эстетическая) функция; Апеллятивная (директивная) функция; Фатическая функция (контактоустанавливающая); Метаязыковая функция.

Важными средства передачи эмоционального состояния человека является - интонация и жесты, которые во многом вносят разнообразие в нашу речь.

В своей практике основные положения языкознания использовал К.С. Станиславский, который, обучая актёров, использовал всевозможные речевые приёмы и различные упражнения с использованием интонации, голоса и т.д. Например, великий русский режиссёр использовал упражнение, по которому его студентам нужно было передать 40 сообщений в разной форме, но произнося одну лишь только фразу, например, «Пожар, господа, пожар!». После произношения этой фразы слушатели должны были определить, о какой ситуации идёт речь.

Иногда человеку может нравиться форма слова, и он её произносит по нескольку раз. Например, в романе «Война и мир» Долохов с удовольствием произносил слово «наповал» об убитом солдате не потому, что он имеет садистские наклонности, а потому, что ему очень нравилось это слово, его форма и звучание. Высказывания, реплики, споры – мы не можем без них представить сегодня нашу жизнь. Она будет казаться скучной и однообразной. Именно речь и знаки вносят яркие краски в нашу жизнь [3].

Письменная речь - это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации. Письменные документы представляют собой сложную форму коммуникации: для их составления требуются не только специальные знания и навыки, но и творческий подход к тексту. Характерной чертой текста является самостоятельность. Разумеется, она не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Адресат же при восприятии текста может что-то упускать, утрачивать из вложенного в текст автором содержания, а что-то добавлять от себя, домысливать. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени и/или пространстве, с принадлежностью одному автору.

Специфическим качеством текста, органически слитым с его самостоятельностью, является целенаправленность. В тексте реализуется определенная и единая цель, и каждая его часть целенаправленна в составе целого. Их первых двух характеристик вытекает третья - целостность текста, предполагающая единство содержания и речевой формы. Под целостностью внутренней формы подразумеваются внутренняя организованность, структурность и оформленность содержания текста. С другой стороны, текст обладает и целостностью внешней языково-речевой формы, под которой понимаются оформление начала и конца произведения, соразмерность членения на части, обозначения связей и переходов между частями, стилистическая целостность, принципы отбора номинативных единиц и т.д.

Устная речь. Монолог- это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. Устная монологическая речь является основой древнейшей науки – риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества. Виды монологической речи: информационная речь, убеждающая речь, побуждающая речь. Диалог представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается. Виды диалогов: 1. Событийный уровень (всегда есть предмет общения; осуществление тактики принятия партнера; реализация ситуации партнерства в общении; самопрезентация личности), 2. Деловой уровень (бытовой разговор; деловая беседа; собеседование; интервью; переговоры) [1].

Данная таблица показывает, какие из этих языков находятся в отношениях близкого или отдаленного родства, а какие не являются родственными [3].

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Английский

Мать

Мати

Маци

Matka

Matka

Mother

Сестра

Сестра

Сястра

Siostra

Sestra

Sister

Голова

Голова

Галава

Glowa

Hlava

Head

Корова

Корова

Карова

Krowa

Krava

Cow

Три

Три

Тры

Trzy

Tri

Three

В заключение отметим, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, - важная задача для каждого человека. В настоящее время приходится осознавать, что учащаяся молодежь в Якутии недостаточно уделяет внимание развитию своего языка. На якутском языке написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Он представляет собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотному пользованию богатствами своего родного языка - вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.

Литература:

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272 с.

  2. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина.– М.: Наука, 2004. – 256 с.

  3. [Электронный ресурс] http://www.edu-psycho.ru/yazyk-i-rech-ponyatie-yazyka.html (15.12.16)

Просмотров работы: 411