ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВГУЭС)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема повышения успеваемости студентов высших учебных заведений продолжает оставаться актуальной. Одной из причин, влияющих на успеваемость, можно считать мотивацию [3].

Мотивами обучения в ВУЗе могут являться стремление получения знаний как таковых, приобретения профессиональных знаний, стремление к творческой реализации, получение документа об образовании, желание продолжать находиться в кругу сверстников, мотивы достижения, социальные мотивы и др., могут «конфликтовать» друг с другом [1].

По мнению исследователей (А.Н. Печников, Г.А. Мухина и др.), ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получение диплома) и «познавательные» [4].

П.М. Якобсон предложил классификацию, согласно которой мотивация учебной деятельности может быть разделена на внутренние мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы [4].

С.А. Пакулина и С.М. Кетько считают, что внешняя и внутренняя мотивация учебной деятельности может подразделяться на мотивы поступления в ВУЗ, мотивы учения и профессиональные мотивы.

В.А. Якунин разделил цели обучения и цели учения. Первые задаются извне и выявляют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта [9].

А.И. Гибос выделил ряд факторов, способствующих формированию у студентов положительной учебной мотивации. К этим условиям можно отнести: осознание цели обучения, осознание теоретической и практической значимости знаний, форма изложения учебного материала, профессиональная направленность учебной деятельности, возможность творческой самореализации и др. [4].

Все мотиваторы могут находиться в различных соотношениях друг с другом и иметь различное влияние на учебную деятельность. Полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.

Исследователи уже не сомневаются в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Известно, что «сильные» и «слабые» учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по уровню мотивации учебной деятельности. Недостаток способностей может восполняться развитием мотивационной сферы, и тогда учащийся добивается значительных успехов в учебной деятельности [2, 5].

В данной работе целью исследования является выявление и анализ взаимосвязи мотивации учебной деятельности и успеваемости студентов психологов ВГУЭС.

Предметом исследования выступает мотивационный комплекс личности (выявление наиболее значимых мотивов учебной деятельности).

В качестве объекта исследования выступили студенты-психологи ВГУЭС.

На сегодняшний день, количество студентов Института очного обучения направления «Психология» составляет - 96 человек (их них, 17 % юноши и 83 % девушки) в возрасте 18-22 года. Исследования проводились на всех курсах Института очного обучения. В исследовании приняли участие 67 человек (20% юноши и 80 % девушки).

Задачи исследования:

  1. Выявить структуру мотивации учебной деятельности студентов;

  2. Проанализировать успеваемость студентов;

  3. Проверить гипотезу о том, что ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «познавательные»;

  4. Подтвердить или опровергнуть предположение о том, что более значимой является внутренняя мотивация.

В качестве методов исследования использовались методики: «Мотивация обучения в ВУЗе» (МОВВУЗ), автор Т.И. Ильина; «Диагностика учебной мотивации студентов» (ДУМС), авторы А.А. Реан, В.А. Якунин; «Мотивация учения студентов ВУЗа» (МУС ВУЗ), авторы С.А. Пакулина, С.М. Кетько, «Влияние на позицию и мотивация личности» (ВПМЛ), «Мотивы выбора профессии» (МВП), автор Р.В. Овчарова [6, 8].

Результаты тестирования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты тестирования мотивации студентов-психологов

Мотивационный комплекс личности

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Ср.значение

МОВВУЗ

Приобретение знаний

7,43

6,78

7,62

9,96

7,95

Овладение профессией

5,63

6,40

6,00

5,21

5,53

Получение диплома

5,54

6,05

6,00

6,90

6,12

ДУМС

Учебно-познавательные мотивы

3,45

3,38

3,52

3,06

3,35

Профессиональные мотивы

4,08

3,58

4,08

3,90

3,91

Мотивы творческой самореализации

3,60

3,70

4,00

3,30

3,65

Мотивы избегания

2,30

2,08

2,16

1,90

2,11

Коммуникативные мотивы

3,54

3,34

3,58

3,53

3,50

Мотивы престижа

2,79

2,57

2,54

2,50

2,60

Социальные мотивы

3,41

3,09

2,89

3,02

3,10

МУС ВУЗ

Мотивы поступления в ВУЗ

33,33

33,66

31,47

30,40

32,22

Мотивы учения

41,56

39,99

38,87

41,48

40,47

Профессиональные мотивы

45,75

43,05

37,94

43,93

42,67

МУС ВУЗ (внутр-внеш)

Внутренняя мотивация

63,70

58,25

56,73

61,00

59,92

Внешняя мотивация

57,67

58,45

51,54

54,80

55,61

ВПМЛ

Внутренняя мотивация

55,42

54,05

53,77

57,70

55,23

Внешняя мотивация

42,92

51,55

49,38

53,70

51,14

МВП

Внутренняя мотивация

34,67

31,95

32,15

36,80

33,89

Внешняя мотивация

25,00

24,50

22,92

26,50

24,73

Результаты успеваемости приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты успеваемости студентов психологов

Курсы

Общая успеваемость курса

(в %)

Успеваемость

по проф.предметам (в %)

Средний балл общей успеваемости

Средний балл успеваемости по проф. предметам

«5»

«4»

«3»

Не аттестовано

«5»

«4»

«3»

Не аттестовано

   

2 курс

0

41

48

11

4

59

30

7

73,15

75,82

3 курс

7

73

20

0

20

60

20

0

81,30

82,52

4 курс

13

37

44

6

20

37

37

6

76,37

77,63

Среднее значение

7

50

37

6

15

52

29

4

76,94

78,66

Основным методом обработки информации был выбран метод ранговой корреляции Спирмена [7].

Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Значение коэффициента корреляции мотивации и общей успеваемости студентов

Мотивационный комплекс личности

Значения коэффициента корреляции

2 курс

3 курс

4 курс

ср значение

МОВВУЗ

Приобретение знаний

-0,14

-0,15

-0,33

-0,13

Овладение профессией

-0,17

0,41

-0,20

0

Получение диплома

0,43

0,14

-0,31

0,07

ДУМС

       

Учебно-познавательные мотивы

0,50

0,34

0,86

0,49

Профессиональные мотивы

0,44

0,44

0,83

0,60

Мотивы творческой самореализации

0,44

-0,07

0,29

0,27

Мотивы избегания

0,04

-0,34

0,26

-0,05

Коммуникативные мотивы

0,38

0,28

0,56

0,28

Мотивы престижа

0,44

0,25

0,32

0,35

Социальные мотивы

0,42

0,09

 

0,23

МУС ВУЗ

Мотивы поступления в ВУЗ

0,45

-0,21

0,16

0,08

Мотивы учения

0,49

0,59

0,90

0,54

Профессиональные мотивы

0,40

0,58

0,73

0,41

МУС ВУЗ (внутр-внеш)

Внутренняя мотивация

0,54

0,58

0,70

0,49

Внешняя мотивация

0,45

0,24

0,73

0,33

ВПМЛ

Внутренняя мотивация

-0,07

0,53

0,43

0,25

Внешняя мотивация

0,07

-0,29

0,52

0

МВП

Внутренняя мотивация

0,16

0,31

-0,22

0,13

Внешняя мотивация

-0,12

-0,35

-0,27

-0,25

Таблица 4. Значение коэффициента корреляции мотивации и успеваемости по проф.предметам

Мотивационный комплекс личности

Значения коэффициента корреляции

2 курс

3 курс

4 курс

ср значение

МОВВУЗ

Приобретение знаний

-0,18

-0,16

-0,35

-0,18

Овладение профессией

-0,01

0,34

-0,25

0

Получение диплома

0,24

0,11

-0,22

0,07

ДУМС

Учебно-познавательные мотивы

0,44

0,39

0,86

0,49

Профессиональные мотивы

0,60

0,49

0,84

0,60

Мотивы творческой самореализации

0,48

-0,02

0,30

0,27

Мотивы избегания

-0,09

-0,26

0,26

-0,05

Коммуникативные мотивы

0,26

0,35

0,31

0,28

Мотивы престижа

0,25

0,32

0,54

0,35

Социальные мотивы

0,31

0,12

0,32

0,23

МУС ВУЗ

Мотивы поступления в ВУЗ

0,27

-0,17

0,20

0,08

Мотивы учения

0,32

0,68

0,89

0,54

Профессиональные мотивы

0,23

0,61

0,73

0,41

МУС ВУЗ (внутр-внеш)

Внутренняя мотивация

0,36

0,63

0,73

0,49

Внешняя мотивация

0,24

0,32

0,70

0,33

ВПМЛ

Внутренняя мотивация

-0,02

0,50

0,46

0,25

Внешняя мотивация

0,02

-0,29

0,53

0

МВП

Внутренняя мотивация

0,20

0,28

-0,15

0,13

Внешняя мотивация

-0,25

-0,31

-0,22

-0,25

В результате проведенных исследований было выявлено:

  1. По тесту «Мотивация обучения в ВУЗе» у всех студентов преобладает мотив приобретения знаний. К четвертому курсу увеличивается значимость мотива получения диплома. Наименьшее значение имеет мотив профессиональный.

  2. В «Диагностике учебной мотивации студентов» у учащихся преобладают профессиональные мотивы. Высокое значение имеют мотивы творческой самореализации, коммуникативные мотивы и учебно-познавательные. Наименьшее значение имеют мотивы избегания и мотивы престижа.

  3. По методике «Мотивация учения студентов ВУЗа» наиболее значимыми оказались профессиональные мотивы. Наименее значимыми – мотивы поступления в ВУЗ.

  4. У всех студентов-психологов и по всем тестам внутренняя мотивация преобладает над внешней.

Учебная успеваемость студентов ВУЗа является критерием их успешности. Она выражается в баллах и отражает уровень учебных достижений. Учебная успеваемость студентов первокурсников не рассматривалась, так как ее еще просто нет.

Анализ результатов успеваемости показал, что средний балл студентов очников – 77, что соответствует оценке «4». Среди студентов 2, 3 и 4 курсов на «5» учится 7 %, на «4» - 50 %, на «3» - 37%, неуспевающих - 6 %. Наиболее успешно учится 3 курс (80 % «отличников» и «хорошистов», 20 % учится «удовлетворительно», неуспевающих – нет). Разница между средним баллом общей успеваемости и успеваемости по проф. предметам незначительная и составила лишь 2 %.

Наглядно успеваемость студентов-психологов представлена на диаграмме.

Математическая обработка результатов исследования дала возможность выявить взаимосвязь мотивации и успеваемости студентов-психологов 2, 3 и 4 курсов.

  1. В «Диагностике учебной мотивации студентов» выявлена высокая значимая корреляция между профессиональными мотивами и успеваемостью. По результатам тестирования профессиональные мотивы стоят на первом месте. Выявлена высокая значимая корреляция между учебно-познавательными мотивами и успеваемостью, хотя по результатам тестирования учебно-познавательные мотивы по значимости оказались лишь на четвертом месте. Выявлена значимая корреляция между мотивами престижа и успеваемостью, хотя мотивы престижа не являются значимыми по результатам тестирования.

  2. По методике «Мотивация учения студентов ВУЗа» выявлена высокая значимая корреляция между профессиональными мотивами, мотивами учения и успеваемостью, что подтверждается результатами тестирования.

  3. Выявлена высокая корреляция между внутренней мотивацией и успеваемостью по тесту «Мотивация учения студентов ВУЗа».

  4. Выявлена корреляция между внутренней мотивацией и успеваемостью по тестам «Влияние на позицию и мотивация личности» и «Мотивы выбора профессии».

  5. Не выявлена взаимосвязь мотивации и успеваемости по методике «Мотивация обучения в ВУЗе» (значение коэффициента корреляции не попало в зону значимости).

Анализируя результаты корреляционного анализа по курсам можно сказать, что у студентов 3 и 4 курсов в структуру мотивационного комплекса вошли профессиональные и учебно-познавательные мотивы с преобладанием внутренней мотивации.

У студентов 2 курса в структуру мотивационного комплекса вошли учебно-познавательные и профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации, мотивы престижа и поступления в ВУЗ, с преобладанием внутренней мотивации.

Результаты проведенных исследований подтвердили гипотезу о том, что профессиональные и познавательные мотивы являются значимыми и могут оказывать влияние на успеваемость. Подтвердилась и гипотеза, что наиболее значимой для студентов-психологов является внутренняя мотивация. Выявлена ее взаимосвязь с успеваемостью.

Литература

  1. Бубновская О.В. Потребностная обусловленность внутриличностного конфликта в юношеском возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2005.

  2. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://1scola.ru/112-vliyanie-motivacii-na-uspeshnost-uchebnoj-deyatelnosti.html

  3. Данилова И.В. Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности и успеваемости (на примере студентов-психологов ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3. – С. 405-407

  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. –512 с. – с. 253-269.

  5. Логинов О.Н., Мусафирова Е.Н. Влияние мотивации на успеваемость студентов ВУЗа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-uchebnoy-motivatsii-na-uspevaemost-studentov-vuza

  6. Полякова О.Б. Общий психологический практикум: сборник диагностических процедур. Ч. IV: Индивидуально-психологические особенности личности: в 2 т. Т. 2: Мотивационно-потребностная сфера. Способности. Самооценка, уровень притязаний / О.Б. Полякова. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. – 448 с.

  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь. 2010. – 350.

  8. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015. – 704 с.

  9. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 349 с. – с. 130-145, 151-163.

Просмотров работы: 709