РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Шленкин А.К. 1, Шленкина Т.М. 1, Шленкин К.В. 2
1Ульяновская ГСХА
2Ульяновский ГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям роль человеческого фактора в обеспечении безопасности труда на производстве очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология и эргономика.

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы обеспечения безопасности и снижения уровня травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей и неудовлетворительное психическое состояние человека..

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рисунок 1), которые составляют основу психической деятельности, качества личности (характер, темперамент) и структурную организацию компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывав положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Рисунок 1 - Структура психической деятельности человека

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Наиболее важным с точки зрения психофизиологических возможностей человека, влияющих на безопасность, является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность. Основные виды трудовой деятельности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Виды трудовой деятельности человека

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды [1].

Например, для мужчин, если масса поднимаемых и перемещаемых тяжестей (не более двух раз в час) до 15 кг - труд легкий, до 30 кг - средней тяжести, более 30 кг - тяжелый. Для женщин соответственно - 5 и 10 кг.

На сегодняшний день перечень реально действующих негативных факторов, как производственной среды, так бытовой и природной, насчитывает более 100 видов

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить не превышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Таким образом, речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышали бы защитных способностей организма.

При выборе профессии человек должен учитывать все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, уметь правильно соотносить состояние своего здоровья и негативные факторы профессии. Это позволит ему на больший срок сохранить свои жизненные силы и, в конечном счете, добиться больших успехов в жизни и карьере.

Психологические причины формирования опасных ситуаций и травматизма на производстве очень разнообразны и в значительной степени зависят от типа нервной системы человека, его темперамента, образования и воспитания. Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.

Поэтому правильная организация работы по безопасности труда на предприятиях и в организациях возможна только тогда, когда руководители и специалисты производства располагают достаточными знаниями: о ее содержании, формах и методах проведения, выполняют обязанности, возложенные на них законодательством, а также соответствующими положениями и инструкциями, учитывая психофизиологические особенности человека.

Библиографический список:

1. Р2.2.2006 - 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

2. Шленкин К.В., Лапшин Ю.А., Жирнов А.В. Организационно-психологические факторы безопасности труда. Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 374…377.

3. Шленкин К.В., Жирнов А.В. Психофизиологические аспекты охраны труда. Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 593…596.

4. Шленкин К.В. Биодинамические модели тела человека. Вестник УГСХА. Серия «Механизация сельского хозяйства». № 11, Ульяновск, ГСХА, 2004. – С.134…138.

5. Шленкин К.В. Общая структурная расчетная схема системы «дорога – шина -зерноуборочный комбайн-оператор». //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. «Современное развитие АПК: Региональный опыт, проблемы, перспективы». Ульяновск, ГСХА, 2005. – С373-376.

6. Шленкина Т.М. Применение интерактивных форм обучения в учебном процессе. //Материалы научно - методической конференции профессорско - преподавательского состава академии «Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании», 27-28 ноября 2014г.- Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 329…332.

7. Шленкин К.В., Лапшин Ю.А. Вредное воздействие вибрации на операторов мобильных энергетических средств. Энергоресурсосберегающие технологии и системы в АПК: Межвуз. Сб. науч. тр. М-ВО образования и науки РФ, МГУ им. Н.П. Огарева, Ин-т механики и энергетики; (редкол.: П.В.Сенин, и др.; отв.ред. А.В.Котин).-.Саранск: Тип. «Крас.Окт.»,

8. Шленкин К.В. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Аграрная наука и образование в реализации национального проекта «Развитие АПК». Ульяновск, ГСХА, 2006. – С108…111.

Просмотров работы: 1672