ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФРАГМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНОФРАГМЕНТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Долгушин И.А. 1
1Уральский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время значительное внимание уделяется имажинальной географии, центральным понятием которой является географический образ. Обучающиеся отлично знакомы с различным спектром средств информационно-коммуникационных технологий и более четко усваивают новые знания наглядным способом, так как более 80% обучающихся являются визуалами.

Кинофильмы значительно помогают учителю возбудить интерес у обучающихся к изучению новой темы. Отбор кинофрагментов из художественных фильмов для использования на уроках географии требует значительных усилий и большого количества времени у учителя, но в то же время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения. [3]

Использование кинофрагментов на уроках географии целесообразно и необходимо, так как именно в географии наиболее эффективным способом можно показать особенности природных территорий, отличительные черты растений и животных, населяющих их, причины происхождения физических процессов и явлений, продемонстрировать причинно-следственные связи между компонентами природы.

Цель исследования - создание методики применения кинофильмов на уроках географии для развития познавательной компетенции обучающихся.

География, как школьный предмет, является удобной площадкой для использования кинофрагментов в образовательном процессе. Их применение в 7 классе по курсу “Физическая география материков и океанов” является незаменимой составной частью учебного процесса. Главным достоинством кинофрагментов является то, что именно в них объекты и явления в наибольшей степени приближены к реальности. Чаще всего они несут в себе существенный объем информации, визуально передавая специфику физических явлений природы, более конкретно передают фактический материал [4].

По причине стремительного прогресса и развития информационно-коммуникационных технологий учитель получил возможность широкого использования аудиовизуальных средств обучения на всех формах проведения уроков географии. Современные обучающиеся лучше всего воспринимают действительность через построение зрительного образа. [2]

Самой главной и ведущей задачей, стоящей перед учителем, является методически верное определение и выбор художественного фильма, который целесообразно использовать на уроке географии. Выбранный кинофильм необходимо заранее просмотреть, а для лучшего понимания даже несколько раз. Видеопросмотр позволит учителю определить, каким образом его методически верно использовать, а также установить длительность показа всего кинофильма или фрагментов. Все эти моменты помогают разработать методику, наиболее соответствующего требованиям использо­вания кинофильма, при решении подходящих образовательных задач [6].

Применение кинофрагментов на уроке методически подразделяется на три этапа:

  1. Выявление взаимосвязей между изучаемой темой и содержанием кинофрагмента;

  2. Работа с кинофрагментом во время показа на уроке;

  3. Работа с кинофрагментом после просмотра.

Для того чтобы материал был грамотно воспринят и усвоен в полном объеме, учителю необходимо подготовить обучающихся к восприятию кинофрагмента. Перед его демонстрацией необходима вступи­тельная речь учителя, в которой: обращается внимание на важные аспекты изучае­мой темы; предоставляется дополнительная информация к вызвавшим наибольшую трудность фактам; демонстрируются фактические ошибки и неточности, если таковые имеются.

Выбор кинофрагментов из художественных фильмов для использования на уроках географии требует значительных усилий и большого количества времени у учителя, но в то же время сильно облегчает достижение поставленных результатов обучения. Огромную роль играют комментарии и пояснения учителя по ходу просмотра кинофрагмента. В зависимости от того, насколько доступно и понятно учитель объясняет процессы и явления, продемонстрированные в фильме, и как он показывает связь увиденного с темой урока, за­висит качество понимания обучающимися фактического материала и результат всего учебного процесса [1].

Существуют разнообразные методы и приемы применения кинофрагментов: на этапе изучения нового материа­ла, при повторении уже изученного и для его систематизации. Кинофрагменты могут быть использованы на любом этапе урока по-разному, это зависит от постановки и решения конкретных целей и задач обучения, а также уровня мастерства учителя.

Кинофрагменты целесообразнее всего использовать совместно, комплексно, так как зачастую они одновременно включают в себя информацию и о природных явлениях и процессах, и о рельефе данной территории, и о растительном и животном мире района. Такой метод применения кинофрагментов помогает обучающимся сформировать наиболее достоверное представление о каком-либо объекте или явлении. Но иногда бывает и так, что кинофрагмент содержит только лишь один элемент. Тогда учителю необходимо дополнительно продемонстрировать обучающимся другие кинофрагменты, в которых показаны иные объекты и процессы.

Перед показом кинофрагментов, учитель должен составить по ним вопросы и задания. Вопросы могут иметь открытый тип, подразумевающие получение более объемного и исчерпывающего ответа. Например: почему ареал обитания данного животного распространяется на несколько зон? Помимо этого учитель может применять вопросы требующие конкретизации, к примеру: какое явление показано в кинофрагменте?

Учитель обязательно должен предоставить обучающимся вспомогательный материал для ответа на вопросы - это географические карты и атласы. Данное сочетание различных средств обучения предмета будет способствовать формированию знаний, умений и навыков, таких как работа с картой, так как с помощью нее образ местности будет максимально дополнен разнообразными характерными признаками [5].

В результате исследования было просмотрено 57 художественных кинофильмов и 20 из них отобраны для применения на уроках географии. Причем, использовались как отечественные, так и зарубежные фильмы. Вырезанные из них кинофрагменты были скомпонованы по всем разделам курса по шести материкам. Из просмотренных художественных фильмов больше всего было фильмов, содержащих материалы по Евразии и Северной Америке, значительно труднее было найти кинофильмы по Австралии. Для примера приведем задания по фильму “Выживший” (2015 год).

  1. Как называется природное явление, показанное в кинофрагменте? Дайте определение данному термину. Когда и почему происходит это явление на северных реках?

Ответ: в кинофрагменте показано половодье – один из гидрологических сезонов водного режима реки, ежегодно повторяющийся в одно и то же время года. Половодье вызвано весенним таянием снега на равнинах.

  1. В какой природной зоне происходит действие фильма? Как называется род лишайников, изображенный в сюжете? Индикатором чего служит наличие лишайников в лесу?

Ответ: действие происходит в зоне тайги. Изображенный в сюжете лишайник называется уснея. Наличие лишайников в лесу является показателем чистоты воздуха.

  1. В какой части Северной Америки протекает эта река? Как вы можете это доказать? Определите тип речной долины? Какие части речной долины вы можете выделить?

Ответ: в кинофрагменте показана река Маккензи. Она протекает на севере Северной Америки в нижнем течении в зоне тундры (берега без древесной растительности). Река равнинная, долина реки ящикообразная. Показаны русло, пойма, террасы и коренные берега реки.

  1. Какое животное представлено в кадре? Перечислите приспособительные качества этого животного.

Ответ: в кадре представлено стадо бизонов и напавшие на них волки. Бизоны обитают в зонах тайги и лесостепи. Они обладают густым мехом, живут стадами и быстро и легко передвигаются, несмотря на массу тела и размеры.

5. Какое явление показано в кинофрагменте? Дайте определение данному термину. Где можно его встретить? Каковы последствия действия явления?

Ответ: В фильме показан сход лавины. Лавина - это масса снега, падающая или соскальзывающая со склонов гор. Сход лавины происходит в тот момент, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения. Они возникают летом в горах выше снеговой линии, зимой на безлесных склонах гор крутизной от 10о до 40о. Лавины обладают большой разрушительной силой, уничтожая целые населенные пункты.

После проведения серии уроков с использованием кинофрагментов школьники прошли анкетирование, для установления их отношения к использованию художественных фильмов в образовательном процессе.

Все обучающиеся считают, что использование кинофрагментов на уроках необходимо, так как это способствует наилучшему усвоению информации и получению новых знаний. 86% школьников отмечают, что после просмотра кинофрагментов у них изменилось отношение к предмету в положительную сторону, появился больший интерес к предмету, так как его изучение становится красочнее и познавательнее. Некоторые из них стали лучше понимать происхождение процессов и явлений природы. В целом работа с кинофрагментами обучающимся понравилась больше, чем с учебником и картой в связи с тем, что нагляднее формирует образ территории и является для них новой формой работы.

Полученные данные свидетельствуют о высокой продуктивности использования кинофрагментов для формирования познавательных компетенций у обучающихся. Методически грамотно подобранные художественные фильмы оказывают благоприятное влияние на эффективность процесса обучения и в значительной мере повышает мотивацию у обучающихся к предмету.

Литература

  1. Важенина И.С. Формирование имиджа и репутация территории: основанные технологии и инструменты // Связи с общественностью в государственных структурах.-2012.-№1.-С.64-65.

  2. Осмоловская, И. М. Наглядные методы обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 255 с.

  4. Практикум по методике обучения географии : учеб. по! собие для студ. вузов / В. Д. Сухоруков, Д. П. Финаров, Н. О.Верещагина, Т.В. Вилейто. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 144 с

  5. Прессман, Л.П. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе [Текст] / Акад.пед.наук СССР.Науч.-исслед.ин-т шк.оборудования и техн.средств обучения;под ред.Л.П.Прессмана. – М. : Педагогика, 1987. – 152 с.

  6. Филатова О. П. Процесс формирования методической компетенции педагогов при освоении аудиовизуальных технологий обучения [Текст] / О. П. Филатова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2013. – № 1 (14). – С. 119-124.

Просмотров работы: 671