Материнская депривация детей, оставшихся без попечения родителей, часто протекает на фоне переживаемых или пережитых психических травм: смерть родителей, алкоголизация (наркотизация) одного или обоих родителей, физическое, психологическое насилие. Отражаясь на нервно-психическом развитии, психические травмы зачастую определяют специфику адаптации ребенка к новым условиям, усиливая неблагоприятное течение адаптации в виде повышения импульсивности, появления поведенческих и невротических расстройств, обострения регрессивных тенденций, гневных реакций, подозрительности и недоверия [2].
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходимо объединение усилий педагогов, медицинских работников, психологов, всех специалистов, причастных к адаптации ребенка к условиям детского дома [1].
За период реализации программы в учреждение прибыло 25 воспитанников. До завершения занятий пятеро из них были возвращены в кровную семью.
Выборка составила 20 человек в возрасте от 7 до 15 лет. По результатам первичной диагностики социально-психологической адаптации было выявлено, что более половины вновь прибывших воспитанников имеют низкий уровень адаптивности (55%) и высокий уровень эмоционального дискомфорта (45%).
При изучении процесса адаптации вновь поступивших воспитанников детского дома так же было выявлено следующее: вне зависимости от возраста ребенка его успешность и быстрота адаптации зависит от нескольких факторов: эмоциональное состояние прибывшего, субъективное отношение педагогов, первое общение с коллективом; дети младшего школьного возраста быстрее адаптируются и легче находят общий язык с коллективом; дети старшего возраста ищут в новом коллективе «помощника», который смог бы помогать ему первое время, рассказывать о правилах и традициях учреждения.
Целью нашей программы является создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребенка в детском доме.
Срок реализации программы в среднем составляет 1-1,5 месяца и зависит от темпа и сложности протекания адаптационного процесса у ребенка.
Программа ориентирована на индивидуальную работу с ребенком, хотя по мере необходимости не исключено его включение в групповые формы деятельности.
Формы работы: беседы; практическая работа; моделирование ситуаций; практические упражнения.
Направления деятельности: психолого-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности; содействие формированию и развитию социально-значимых качеств личности; сопровождение процесса адаптации к новым условиям.
Литература:
Гилева Т.А. Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома [Электронный ресурс] // http://pedportal.net/po-tipu-materiala/pedagogika-socialnaya/programma-psihologo-mediko-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-rebenka-v-period-ego-adaptacii-k-usloviyam-detskogo-doma-dlya-detey-3-ndash-12-let-746686
Иванов И.П. Программа индивидуального педагогического сопровождения вновь прибывшего ребёнка в период его адаптации к условиям детского дома «На пути к успеху» [Электронный ресурс] // https://infourok.ru/programma-individualnogo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-vnov-pribivshego-rebyonka-v-period-ego-adaptacii-k-usloviyam-detskogo--468442.html
Шептенко П. А. Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. завед. Под ред. В. А. Сластенина. – М. Академия, 2002. – 208 с.