ОЦЕНКА КОМФОРТНОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КОМФОРТНОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Слобожанина Е.С. 1, Лаврова О.П. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Городская визуальная среда складывается из сочетания накладывающихся друг на друга гомогенных, агрессивных и гетерогенных визуальных полей, а также из информационных и динамических визуальных загрязнений. Их соотношение различно в разных визуальных картинах, воспринимаемых горожанами [1].

По мнение ученых, визуальная среда оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на человека. Большое количество гомогенных и агрессивных визуальных полей вызывают нарушения физиологических механизмов зрительного восприятия, что ведет к эмоциональному дискомфорту. В гетерогенной визуальной среде (природные элементы), напротив, механизмы зрительного восприятия работают в оптимальном режиме, такая среда является комфортной для человека [2].

Для оценки комфортности визуальной среды нами была разработана методика на основе психофизиологического метода. На основе опроса респондентов, которым было предложено рассмотреть визуальные картины с разным содержанием природных и антропогенных элементов в городском пространстве и выбрать преобладающую эмоцию, было выделено 4 типа среды по степени визуальной комфортности [3]:

1. Визуально дискомфортная среда (визуальные картины не содержат природных элементов), преобладающие эмоции респондентов – отвращение, чувство опасности, уныние;

2. Относительно визуально комфортная среда (визуальные картины, содержащие от 10 до 40 % природных элементов), преобладающие эмоции респондентов – безразличие, спокойное созерцание;

3. Визуально комфортная среда (картины, содержащие от 50 до 70 % природных элементов), преобладающие эмоции респондентов - спокойное созерцание, безразличие, удовольствие;

4. Среда с визуальным оптимумом (визуальные картины, содержащие более 80 % природных элементов), преобладающие эмоции респондентов – умиление, радость, удовольствие [3].

Данная классификация может быть использована для оценки комфортности визуальной среды городских пространств. Визуальная среда, в зависимости от степени ее комфортности, будет оказывать то или иное влияние на психоэмоциональное состояние человека.

Для апробации методики оценки комфортности визуальной среды были выбраны фрагменты городской территории в Канавинском районе Нижнего Новгорода: ул. Чкалова, пл. Революции, ул. Советская, прилегающие улицы: Канавинская, Ивана Романова. На данной территории располагается ж/д вокзал, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, торговые центры, проходит маршрут трамваев и автобусов, располагаются выходы из станций метро, прилегают скверы, жилые микрорайоны, парк культуры и отдыха имени 1 Мая.

На исследуемой территории были выделены точки наибольшего тяготения населения – это остановки общественного транспорта, выходы из крупных магазинов и вокзала, пешеходные переходы [4]. В данных местах человек останавливается, осматривается в ожидании транспорт или зеленого сигнала светофора, воспринимая окружающее пространство как серию визуальных картин. Всего на исследуемой территории было выделено 46 точек наибольшего тяготения населения. В них были сделаны панорамные снимки, отображающие визуальные картины, которые видит человек. Радиус панорамы составил 250 градусов, что соответствует углу зрения человека при повороте головы [5].

Для определения комфортности визуальной среды на каждой панораме была определена доля природных и антропогенных элементов.

В соответствии с разработанной методикой, на обследованной территории были выявлены следующие типы среды по степени визуальной комфортности: визуально дискомфортная, относительно визуально комфортная, визуально комфортная среда (рис. 1).

А

 
   

Б

 
   

В

 

Рис. 1 Примеры панорам с разным типом среды по степени визуальной комфортности: А - визуально дискомфортная среда, Б - относительно визуально комфортная среда, В - визуально комфортная среда.

На основании проведенного обследования можно отметить следующее. На 78 % выбранной территории преобладает визуально дискомфортная среда. Она выявлена на 36 панорамных снимках из 46 и в основном сосредоточена в зоне вокзала, площади Революции, по ул. Советской, части ул. Чкалова.

Такая среда характеризуется почти полным отсутствием природных элементов, преобладанием антропогенных элементов, наличием гомогенных и агрессивных визуальных полей. В визуальных картинах, наблюдаемых человеком, отмечается наличие большого количества дорожного покрытия, монотонной застройкой, торцов зданий. Также дискомфортная визуальная среда включает информационное загрязнение (большое количество пестрых рекламных щитов) и динамическое загрязнение – плотный автомобильный поток. В зоне вокзала комфортность визуальной среды нарушается массивными опорами метромоста, полным отсутствием зеленых насаждений. В такой визуальной среде у людей будут преобладать отрицательные эмоции. Это ведет к снижению эмоционального фона, усилению состояния тревожности у человека.

Относительно визуально комфортная среда наблюдается в 7 точках, что составляет 15 % обследованной территории. Это сквер у парка имени 1 мая и вход в Парк имени 1 мая. В зоне относительно визуального комфорта сосредоточены жилые дома, дорожное покрытие, увеличивается количество зеленых насаждений, появляются газоны, отдельно стоящие деревья и древесно-кустарниковые группы. Такие визуальные картины будут вызывать у человека нейтральные и отрицательные эмоции – безразличие, скука, спокойное созерцание, тоска, уныние, печаль.

Визуально комфортная среда была выявлена только на трех панорамных снимках (возле Парка имени 1 мая, школы №52), что составляет всего 7 % от обследованной территории. Зона визуального комфорта характеризуется наличием большого числа зеленых насаждений: газонов, деревьев и кустарников; отсутствием рекламных баннеров, снижением динамического загрязнения, разнообразием зрительных элементов: множество разнообразных разноудаленных деталей, плавные, округлые, кривые линии разной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение зрительных элементов. В такой визуальной среде человек будет испытывать нейтральные и положительные эмоции, такие как спокойное созерцание, любопытство, безразличие, удовольствие, уверенность, умиление.

Таким образом, большая часть обследованной территории включает визуально дискомфортную среду. На территории исследования из 46 визуальных картин в точках наибольшего тяготения 78% составляют картины с визуально дискомфортной средой, 15% - картины с относительно визуально комфортной средой и только 7 % - с комфортной визуальной средой. Такое соотношение будет отрицательно сказываться на психоэмоциональном состоянии жителей, длительное время наблюдающих визуально дискомфортную среду. Для повышения визуальной комфортности обследованной территории необходимо увеличить там долю природных элементов за счет различных способов и приемов озеленения.

Литература

1. Дрягалова, Е.А. Влияние природных элементов в визуальной среде городских пространств на психоэмоциональное состояние человека / Е.А. Дрягалова, О.П. Лаврова, Е.С. Слобожанина // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2016»: труды научного конгресса в 3 т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – том 3 – С. 409-413.

2. Особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://bobych.ru/referat/97/22287/1.html

3. Лаврова, О.П. Значение природных элементов в визуальной среде городских пространств / О.П. Лаврова, Е.С. Слобожанина // Ландшафтная архитектура. Современные тенденции: Материалы XII науч.-практич. конф. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – С. 46-51.

4. Городские центры тяготения [Электронный ресурс]. Режим доступа http://stroy-server.ru/notes/gorodskie-tsentry-tyagoteniya

5. Условия зрительного восприятия [Электронный ресурс]. Режим доступа http://snip1.ru/blagoustroystvo/blagoustrojstvo/interer-i-monumentalno-dekorativnoe-iskusstvo/usloviya-zritelnogo-vospriyatiya

Просмотров работы: 343