Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Обобщая научные труды Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г. Витцлак, Й. Шванцара, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадрикова, в своей работе мы выделили такие компоненты как: интеллектуальная и речевая готовность, мотивационная, произвольная и личностная. Все составляющие готовности тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказываются на успешности обучения, поэтому в работе с дошкольниками немало важен комплексный подход при выявлении трудностей в обучении, выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения, а также грамотно составленная коррекционно-развивающая работа в период подготовки к школе. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, нельзя забывать и про индивидуальный подход к каждому ребёнку.
При создании программы учитывались следующие принципы: индивидуального подхода; дифференцированного обучения; совместной деятельности ребенка с взрослым, обеспечивающей развитие психических процессов. Основные направления в работе с дошкольниками базируются на принципах развивающего обучения (формирование познавательной активности, развитие навыков мнестической деятельности и речи), а также на принципах деятельностного подхода в воспитании и обучении [5]. Только с соблюдением этих и многих других принципов коррекционно-развивающая программа будет эффективной.
При составлении коррекционно-развивающей программы, в работе с детьми приоритет отдается игровым формам работы. Коррекционная направленность предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, продуктивных видов деятельности обеспечивается введением новых разделов в содержание занятий или специальными методиками изучения программ общеобразовательного дошкольного учреждения. Основываясь на знании возрастных норм и индивидуальных возможностей детей содержание занятий со старшими дошкольниками, направленно на развитие общей осведомленности, познавательных процессов, коммуникативных навыков, способности к регуляции поведения, мотивации, предпосылок к учебной деятельности и соответствует целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования [4]. Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления. Кроме того, на занятиях уделяется внимание развитию эмоций и чувств детей; развитию навыков общения, установлению контакта со сверстниками, умению проявлять взаимное внимание и уважение. В ходе коррекционно-развивающих занятий мы работаем и над мотивационной готовностью, выполнение заданий на активизацию познавательных процессов, вызывает у дошкольников неподдельные положительные эмоции, создаются ситуации успеха, что влечет развитие познавательной мотивации [2].
Обучение на занятиях ставит своей целью формирование общей способности к учению, развитию учебных навыков. Работа с детьми строится на постепенном усложнении их деятельности: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образцы, показа и конкретных указаний взрослого – к умению опираться на наглядную модель и словесные указания. При этом совершенствуется словесная регуляция действия: от сопровождения действий речью – к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы [1].
Программа коррекционно-развивающего обучения детей составлена с учетом, ведущих положений Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, таких как: онтогенетический подход, в котором соблюдаются принципы поэтапного формирования всех видов детской деятельности, учитываются особенности, а также индивидуальный темп психического развития каждого ребенка; своевременность коррекционно-педагогической помощи детям; предупреждение отклонений в развитии эмоционально – волевой и познавательной сферах ребенка; решение проблем взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на период с декабря по апрель, занятия проводятся 2 раза в неделю и состоят из вводной части (ритуал «приветствия»), основной части и заключительной (ритуал «прощания»). Занятие включает в себя игры, упражнения, расслабляющие тренинги, тестовые задания, пальчиковую гимнастику. Задания и игры разнообразны и доступны детям по содержанию.
Особенностью данного материала является то, что в нем кроме проверочных заданий (тестов) приводятся и тренировочные (коррекционные) упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствование "западающих звеньев". Использование групповых развивающих игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, сотрудничества, взаимопомощи, сопереживания радости и неудач своих товарищей (например: п/и "Разведчики", "Сочувствие", "Два друга" и т.д.). На каждом занятии представлены игры и упражнения, направленные на решение разных задач, что позволяет обеспечить всестороннюю психологическую готовность ребёнка к школе.
Ожидаемый результат от программы: позитивное отношение детей к занятиям; отсутствие тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); повышение уровня школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста, в частности: повышение уровня произвольной, интеллектуальной готовности, формирование направленности мотивационной готовности на учебную деятельность (формирование учебного мотива), повышение уровня развития коммуникативных навыков.
Список литературы
Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. / Т.В. Ананьева. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.- 96с.
Веракса А.Н., Гутова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 144с.
Ильина М.Н. Парамонова Л.Г. Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. / М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - СПб.: Дельта, 1997. - 384с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Дата обращения 16.01. 2017)
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. /Г.А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 384с.