ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семенюк Е.Н. 1, Артеменко О.Н. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы количество детей с нарушенным развитием речи стало увеличиваться. Одним из самых распространённых и тяжёлых нарушений речи является общее недоразвитие речи. При ОНР нарушены все компоненты речи. Это обуславливает неблагоприятное развитие у детей категорий родного языка.Поэтомусвоевременное формирование лексических и грамматических категорий является основным требованием для правильного и полноценного речевого развития ребёнка.

Нарушение лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позже формируется речь, беден словарный запас, присутствуют аграмматизмы в речи, правильное употребление глаголов, предлогов, союзов нарушается, также дети неправильно согласуют слова в роде и числе. Всё это влияет на общение с окружающими и дальнейшее нормальное развитие речи ребёнка.

Речь – это важнейшая функция для человека, которая необходима всем людям для познания, самоорганизации, саморазвития, для развития своей личности, своего внутреннего мира.

Для формирования лексических средств языка необходимо соблюдать следующие задачи. К ним относятся:

  • усвоение лексических и грамматических средств языка на практике;

  • развитие правильного произношения;

  • обучение грамоте;

  • формирование навыков связной речи.

Для решения этой задачи важно:

  • формирование и увеличение словаря;

  • развитие грамматически правильного оформления речевого высказывания.

Словарь – это слова, которые обозначают предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Развитие грамматического строя речи (синтаксической структуры предложения, словоизменения) происходит на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При развитии словоизменения дети в первую очередь должны иметь навыки различения грамматических значений (рода, падежа, числа и т.д.), потому что прежде чем начать применять языковую форму, дети должны понять, что она значит. При формировании грамматического строя речи они должны понять и запомнить сложную систему грамматических правил и закономерностей на основе анализа окружающей его речи, выделить общие правила грамматики на практике, обобщить эти правила и применять их в своей речи.

Грамматический строй речи – это согласование слов между собой в словосочетаниях, предложениях. Развитие грамматического строя речи содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса у ребёнка (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Разделяют синтаксическую и морфологическую системы лексико-грамматического строя языка. Синтаксическая система - это умение составлять предложения, грамматически правильно комбинировать и использовать слова в предложении. Морфологическая система - это умение владеть приёмами словоизменения и словообразования.

Развитие грамматического строя речи при ОНР 3 уровня намного сложнее, чем овладение словарём. Потому что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.

Задачи коррекционной работы по формированиюлексико-грамматических представлений:

I. Развитие навыка общения – как основного источника развития языка.

1. Научить сопоставлять предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

  • познавать обобщающие слова;

  • понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

  • узнавать и понимать глаголы и прилагательные, разные по значению;

  • узнавать понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

  • познавать количественные числительные.

2. Научить дифференцировать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам:

  • различать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;

  • познавать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;

  • познавать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • познавать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.

3. Научить понимать простые предложения и короткие тексты.

II. Развитие понятия слова – как основного источника общения.

1. Усовершенствование в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем:

  • формировать способность общаться со взрослыми;

  • формировать представления о предметах ближайшего окружения;

  • формировать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).

2. Усовершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

  • продолжать формировать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

  • стимулировать образование и употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • формировать умения составлять и употреблять в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);

  • продолжать формировать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Научить активно произносить в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

  • формировать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

  • формировать умения дополнять предложения недостающими словами.

III. Развитие умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические.

1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом:

  • увеличивать запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;

  • формировать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;

  • увеличивать глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;

  • формировать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;

  • увеличивать активный словарь относительными прилагательными;

  • формировать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

  • увеличивать и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

2. Научить усваивать и использовать в речи формы словоизменения и словообразования:

  • формировать умения образовывать однокоренные слова;

  • увеличивать практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

  • формировать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;

  • формировать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;

  • улучшать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.

3. Научить строить предложения разной структуры:

  • формировать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

  • улучшать умения составлять простые предложения с противительными союзами;

  • формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

IV. Развитие инициативы в общении для получения новых знаний.

1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им:

  • развивать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

  • углублять эмоционально-оценочную лексику детей;

  • улучшать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

2. Сформировать и закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

  • продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;

  • улучшать умения образовывать (по образцу).

3. Научить говорить в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения:

  • развивать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);

  • формировать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;

  • улучшать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Во время коррекционной работы вся система речи должна быть задействована в работе, внимание логопеда должно быть направленно только на преодоление отдельных дефектов, потому что все элементы языка взаимосвязаны друг с другом.

Так как необходимо устранять недоразвитие лексической и грамматической сторон речи, выделяется 2 задачи:

  • первая задача заключается в углублении у детей имеющихся знаний, для дальнейшего увеличения и обогащении их словарного запаса за счет накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • вторая задача состоит в углублении и дальнейшем улучшении грамматического оформления речи, это происходит за счёт овладения различного рода словосочетаниями, связью слов в предложении: согласованием, управлением, служебными словами и усвоением моделей предложений различных синтаксических конструкций. Важное значение и на этом этапе уделяется работе по упорядочению и расширению морфологических и синтаксических обобщений.

Эффективность работы во многом зависит от правильной организации занятий, от равномерности распределения нагрузки от преемственности в работе логопеда и педагога.

Правильная организация работы логопеда поможет достичь хороших результатов: устраняются недостатки речевого развития, восполняются пробелы в сформировании грамматических понятий, закрепляется адекватное использование лексико-грамматических конструкций.

Следовательно, в процессе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствам, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Большое внимание уделяется формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций. В своей практической деятельности мы стремимся, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности для ребенка Применение облегчающих и активирующих приемов обучения при условии направленной помощи педагога, неоднократного повторения тренировочных упражнений, широкого использования игровых форм занятий способствует успешному усвоению детьми навыков грамматически правильной речи.

По мнению многих авторов (Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина и др.), преодоление ОНР происходит с помощью применения поэтапной системы развития речи.

Так, Лалаева Р.И выделяет следующие этапы формирования словаря:

  1. Увеличение объёма словаря;

  2. Конкретизация и уточнение значений слов;

  3. Формирование структуры значения слов;

  4. Развитие лексической системности и семантических полей;

  5. Распространение связей между словами в своём лексиконе.

Структуру логопедической работы предложила Л.Н. Ефименкова, она нацелена на формирование лексико-грамматического строя речи и ведётся по трём направлениям (увеличение словаря, развитие фразы и использование её в связной речи) [4].

Сначала происходит работа над словом, где увеличивается, конкретизируется и активизируется словарный запас. Дети сталкиваются с такими понятиями, как словоизменение и словообразование. Обучаются делить слова на слоги. Также расширяется активный и пассивный словарь. Увеличение словаря происходит не только на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок.

Н.В.Серебрякова и Р.И. Лалаева считают, что логопеду важно проводить работу по увеличению словаря одновременно с распространением представлений ребёнка об окружающем мире, так же требуется учитывать развитие познавательной сферы ребёнка, а именно мышления, памяти, внимания и т.д. Логопед в процессе работы должен конкретизировать значения слов, которые не знакомы ребёнку [4, с. 33-35].

Помимо увеличения словаря, необходимо формировать фразовую речь. Работа по развитию фразовой речи включает в себя работу над структурой фразы, над интонационным и грамматическим оформлением. Для этого применяются специальные упражнения, их основой является постепенный переход от простого предложения к сложному и распространённому. Расширение простого предложения происходит постепенно. Для начала в предложение включается дополнение (слов в винительном, творительном, дательном падежах), затем присоединятся определение. И только в конце в предложение включается косвенное дополнение родительного, творительного, винительного дательного падежей, а также обстоятельство.

Наряду с развитием у детей простого распространённого предложения и простого предложения с однородными членами (сказуемое, подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство), проводится работа и по грамматическому оформлению предложения. Для начала усваивается согласование существительного с прилагательным в роде, падеже и числе, местоимение с глаголом в лице, роде и числе, а также существительного с глаголом в числе и роде.

Далее работа ведётся над подчинительной связью, при которой подчинённое слово используется в косвенном падеже без предлога или с ним. Работа над падежными формами происходит по возрастающей трудности при их понимании (винительный падеж, творительный падеж, дательный падеж, родительный падеж).

Одновременно с работой над фразовой речью, идёт работа по формированию интонации у детей.

Развитие лексико-грамматического строя речи происходит на логопедических занятиях, которые проводятся с учётом специальных и дошкольных требований. Поэтому при подготовке к занятию логопеду необходимо:

  1. Обозначить тему занятия и цели, которые нужно достигнуть;

  2. Определить предметный и глагольный словарь, которые дети впоследствии должны усвоить и применять в своей речи;

  3. Исходя из темы и целей занятия, подобрать грамматический и лексический материал;

  4. При подготовке занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

  5. Важно обозначать основные этапы занятия и формулировать цель для каждого этапа;

  6. Необходимо постепенно усложнять задания, а также включать дидактические и игровые упражнения;

  7. Следует уделять особое внимание организации занятий, включать в каждое занятие повторение изученного материала.

Необходимо воспитывать у детей самоорганизацию, это даст им поучаствовать в коллективно речевой деятельности. Для этого детям предлагается свободно выбрать место для занятия, но так, чтобы было хорошо видно предложенный материал, также дети смогу общаться друг с другом, а это повышает продуктивность занятия. На протяжении всего занятия важно стимулировать общение между детьми и с самим логопедом. Для этого можно подобрать вопросы, которые направлены каждому ребёнку либо группе детей, применение картинок и других интересных пособий помогут вызвать интерес к занятию у детей. Важно разделять эмоциональные моменты так, чтобы интересные упражнения или игры проводилось тогда, когда у детей чувствуется усталость. При появлении трудностей у ребёнка, логопед не делает замечания детям, так как они могут негативно прореагировать. Для исправления ошибок у детей существует несколько вариантов:

  1. Можно попросить обозначить и исправить ошибку другого ребёнка;

  2. Повторить правильный ответ хором, а затем правильный ответ повторяет тот ребёнок, который допустил ошибку;

  3. Достаточно аккуратно исправить ребёнка в процессе занятия;

  4. Привлечение внимания всех детей к ответу ребёнка, и определение допущенной ошибки.

Лучше всего логопедические занятия проводить в игровой форме. Так как это облегчает понятие материала, развивает слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Использование дидактической игры позволяет развивать детей, формировать навыки словарной деятельности. Дидактическая игра является многообразным, сложным педагогическим явлением. Она является формой обучения, и в тоже время игровым методом обучения детей дошкольного возраста. Это средство всестороннего развития ребёнка. Именно при использовании этого метода дети получают возможность обогащать, активизировать, конкретизировать, совершенствовать свой словарь.

Таким образом, рекомендаций по коррекции лексико-грамматического строя у детей достаточно много. Различные авторы разработали большое количество методик, рекомендаций и пособий в этом направлении. Каждый учитель, педагог, логопед выбирает для себя наиболее эффективные рекомендации, которые так полезны при формировании лексико-грамматического строя речи у детей и не только.

Список литературы.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  2. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед, 2004 - № 1.

  3. Козырева О.А., Борисова Н.Б. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, 2016 (ЭБС СКФУ).

  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону., 2004.

  5. Ладович К.С. Некоторые методические рекомендации к развитию словаря у дошкольников с недостатками речи //Коррекционная педагогика – 2015 - №2.

  6. Мещерякова Л.В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР. //Логопед. – 2004 - №6.

  7. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логопедические задачи, игры, занятия. – М., 2005.

  8. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед. – 2005 - №2.

  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – М., 1991.

Просмотров работы: 1595