ВЛИЯНИЕ ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ПРОСТРАНСТВО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ПРОСТРАНСТВО

Сошко Е.В. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема: влияние зеркальных поверхностей на восприятие человеком пространства, идентификации себя в нем, обозначении места и создании пространственных ориентиров.

Степень изученности проблемы: на протяжении 20 века зеркальные поверхности становилось предметом исследований, проявлявших интерес с разных сторон. Условно рассматриваемые аспекты можно представить следующим образом: 1) зеркало как предмет прикладного искусства, 2)история зеркал, 3) магическая сторона, 4) анализ живописного материла, использующего образ зеркал, 5) зеркало как часть интерьерного пространства. Но в современном мире с распространением новых материалов, все больший интерес архитекторов получают зеркальные поверхности в экстерьерах из-за возможности игры с восприятием пространства.

Цель и задачи: доказать, что любая поверхность, обладающая свойствами зеркальности, содержит семиотические возможности (пространство, восприятие, самопознание); систематизировать основные моменты функционирования зеркальных поверхностей в пространстве; рассмотрение конкретной реализации зеркальных поверхностейв архитектурных объектах и их упорядочивание с точки зрения полученной систематизации.

Чтобы лучше воспринимать пространство человек чувствует необходимость определения места и создание ориентиров. Симон Анвин определяет место как звено, связывающее архитектуру с жизнью. [3] Ведь жизнь подразумевает упорядочивание мира через организацию мест: для работы и для отдыха, просмотра и показа, мест «своих» и «чужих», приятных и не приятных, холодных и теплых, внушающих страх и хорошо защищенных, и т.д.

А. Раппапорт выделяет два вида пространства: реальное– вечно движущаяся природа окружающего мира, где протекают различные процессы (вне сознания человека), перцептивное – отраженное в человеческом восприятии реальное пространство (т. е. преобразованное движением отражения). [1]

В восприятии пространства и инициализации места важную роль играют не только 5 основных чувств человека, но и индивидуальное внутреннее восприятие каждого. Кевин Линч полагал, что возможность человека ориентироваться в пространстве определяется «средовыми образами», хранимыми его сознанием, – обобщённой мысленной картиной физического мира.[4] Однако 90% процентов всей информации, воспринимаемой человеком, приходится именно на зрение. В современном мире с распространением новых материалов, все больший интерес архитекторов получают зеркальные поверхности из-за возможности игры с восприятием пространства.

Таким образом, определение места все больше индивидуализируется и обретает большее количество нюансов, ведь зеркальная гладь вовлекает зрителя в собственный процесс мышления и осознания пространства. Выходит некая точка невозврата: невозможно повторить спустя время ту же мысленную картину – здания статичны, но люди и автомобили вокруг, время суток и года – все это отраженное в зеркальной поверхности неповторимо, а значит и определение места каждый раз обретает новые нюансы.

Взгляд, брошенный на фасад с лепниной, определяет в нашем восприятии перцептивное пространство, обусловленное реальным пространством (материалом, текстурой, цветом, окружением), накладывая поверх наши личные воспоминания, предпочтения. В то же время расположенный рядом фасад с отражающим отделочным материалом дает в разы больше информации для обработки мозгом, нагружается как реальное, так и перцептивное пространство. В этом случае перед архитектором стоит усложненная задача для облегчения определения места и его ориентиров для «зрителя».

В этом главная опасность и изюминка использования зеркальных поверхностей. Как объединить и не «взорвать» пространство, как подтолкнуть «зрителя» индивидуальное восприятие архитектурного объекта, не теряя при этом явную прослеживаемую функцию этого объекта.

Таким образом возникает два вопроса. Как с помощью зеркальных поверхностей подчеркнуть среду (принцип ассимиляции) и как выделиться на ее контрасте, создавая городской акцент (принцип фокусных точек) "Tall Tree and the Eye" Anish Kapoor.

Принцип фокусных точек возникает из-за нашей потребности быстро идентифицировать неизвестное и предупредить нас о потенциальной опасности, а принцип растворения выгодно используется для подчеркивания городской среды и получения двух изображений в одном (рис. 1, 2) [1]

Рис.1. Примеры принципа фокусных точек – центральная площадь г. Чикаго, принцип растворения – исторический квартал г.Базель

Но как именно влияют зеркальные поверхности на визуальное восприятие пространства?

Систематизация основных моментов функционирования зеркальных поверхностей в пространстве:

  1. Расширение пространства: Stadthaus ballhausgasse, Грац, Австрия.

  2. Дополнительная глубина: Miroir ombrière-Vieux-Port-Marseille-Norman Foster

  3. Растворение: Tree Hôtel de Tham et Videgard Hansson

  4. Деструктуризация (бесконечное зеркало): Superficielle - MICHEL DE BROIN

  5. Дублирование пространства: la place de la Bourse à Bordeaux

Рис.2 Фотофиксации вышеперечисленных примеров (слева на право)

С физической точки зрения внезапное раскрытие перспективы в глубину перед взглядом, скользящим по плоскости, вызывает мгновенную перестройку зрительного аппарата. Это вызывает сильный эмоциональный импульс. Особую силу эмоции подобный прорыв вызывает, если он соединен с организацией света. Характерным свойством плоского зеркала является образование изображения предмета на расстоянии за зеркалом, равным расстоянию, на котором предмет находится перед зеркалом. С помощью нескольких зеркал, расположенных под углом φ друг к другу, можно получить несколько изображений одного и того же предмета. При этом число изображений n будет 360° равно n=360°/φ —1.

Восприятие зрением трех измерений пространства взаимосвязано, однако их визуальная оценка неодинакова. Зрению свойственно уменьшать пространственные величины, причем ошибки растут в геометрической прогрессии с возрастанием величины объекта (рис. 3) [2]. Так и возникают иллюзии, когда привычное, усвоенное опытом представление сталкивается с незнакомым, необычными очертаниями объектов.

Рис.3. Принцип «игры» с пространством с помощью отражающих поверхностей: 1 -отсутствие отражающей поверхности, 2 – появление отражающей поверхности, 3 – игра со структурой отражающей поверхности, 4 – вовлечение зрителя в «игру».

Функционирование зеркала в мире культуры можно расслоить на два уровня отражения зеркалом: через отражение зеркалом предмета и его самоотражение /приблизительно, можно сказать, хотя это и не полно, что отражение идет на уровне сознания и самосознания.

Первый уровень - уровень непосредственного отражения зеркалом мира, т. е. непосредственное, бытовое, обыденное понятие зеркала. Для отражения таким зеркалом объектов мира и характерно снижение размерности изображения, т. е. в зеркале объемный мир отображается в плоскостном, двумерном.

Второй уровень - уровень опосредованного отражения зеркалом мира, т. е. когда зеркало сознательно помещено в объект отражения. В живописи зеркало помещено в предмет картины как средство добиться полноты восприятия за счет искривления , а тем самым и расширения визуального пространства картины. На данном уровне визуальное пространство свертывается, уплотняется, невидимое становится видимым, актуально зримым. Визуальное пространство становится более полным, замкнутым и завершенным. Активно применяется в интерьерных решениях.

Принцип зеркальности как принцип познания, как принцип духовно-практического освоения мира, имеет довольно противоречивую форму. Через зеркальность человек устанавливает связь со своим внутренним миром и с внешними явлениями, через зеркальность различалось положительное и отрицательное, тайное и явное. Зеркало в общем понимании используется и как средство самовыражения, самокритики, иронии, иносказания. Кстати, в современной психологии различение пространственного сознания и самосознания самым явным образом также проявляется через зеркальное отображение человеком своего тела. Зеркало не только отражает определенные ситуации, но и создает их для смотрящего. На основе зеркала происходит и нравственная оценка, и самооценка людей, зеркало может стать соперником и недоброжелателем, оно же как источник самолюбия.

Кудряшов А.Ф. в статье “Бесконечность в себе” говорит о бесконечности зеркал: “Поразительна метафора Борхеса, известная под названием “Вавилонская библиотека”. Здесь образ грандиозной Вселенской библиотеки задается множеством одинаковых шестигранных галерей, по двадцати полок в каждой. Галереи располагаются этажами и сообщаются коридорами с другими соседними галереями. “В коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое. Зеркала наводят людей на мысль, что Библиотека не бесконечна (если она бесконечна на самом деле, зачем это иллюзорное удвоение?); я же предпочитаю думать, что гладкие поверхности выражают и обещают бесконечность…” [5]

«В каждом из нас, - писал философ Хорхе Анхель Ливрага, - есть внутреннее зеркало, способное менять свое положение. Если зеркало направлено вниз, в нем отражаются грязь и камни. Если его чуть приподнять — в него попадают светлеющие горизонты и множество интересных существ и предметов. А если поднять внутреннее зеркало вверх, то «мудрость покажет истинные чудеса и двигатели всех вещей».

Г. Г. Гадамер писал, что: “Фокус субъективности - кривое зеркало. Самоосмысление индивида лишь тусклое мерцание в круговороте исторической жизни. Поэтому предрассудок индивида в гораздо большей мере образует историческую действительность его бытия, чем его рассудок”

Архитектор Константин Мельников полагал, что архитектор должен учитывать визуальное восприятие и «играть на глазе зрителя, как на инструменте». Логические построения, сколь академически правильны они ни были, далеко не всегда достигают нужного эффекта. Сам по себе рациональный подход не создаёт архитектуры, он сковывает творческую фантазию.

"Le miroir a un pouvoir : un pouvoir évocateur. Chacun y voit ce qu'il veut y voir. Il se passe toujours quelque chose dans le cadre du miroir, en notre présence ou en notre absence. " Зеркало имеет большую силу – силу провоцировать воображение. Каждый видит в нем то, что он желает. Но в кадре зеркальной поверхности всегда происходят события, и в наше присутствие, и в наше отсутствие. Но лишь зритель может идентифицировать происходящие через призму своего сознания.

В Днепре зеркальные поверхности активно не используются архитекторами по причине дороговизны фасадной системы, но примеры встречаются: Башни Мост Сити и офисное здание «Призма» играют на перцептивном восприятии и создается впечатление расширения затесненной улицы и продолжения пространства за счет отражения друг в друге; на Набережной деловой центр «Куб» выступает акцентом, некой фокусной точкой, отражая активное движение машин, выступает ориентиром на довольно протяженной Набережной.

Проведя анализ застройки города, для разнообразия пространства можно предложить следующие моменты:

  • Принцип фокусных точек: создание малых архитектурных форм-образов на главных видовых площадках, которые отражая будут акцентировать внимание на окружающей среде и являться знаковыми для города (Фестивальный причал, Набережная Левого берега), перенимая опыт центральной площади в г.Чикаго.

  • Принцип растворения - частичная реконструкция на перекрестке ул. Короленка и ул.Вернандского, «оформление» поворота

Рис. 4. Фотофиксациио бъектов г. Днепр(сверху вниз): 1-ТРК «Мост Сити Центр», 2-деловой центр «Куб», 3-деловой центр «Призма»

Зеркало представляет собой границу организации между мирами, где существует зеркальная симметрии, и замена правого - левого становится знаками структурной переорганизации пространства. Понятие «зеркало» функционально значимо для архитектуры, поскольку создаёт логически последовательную ступень в портретировании мира.

Итак, истинное восприятие архитектуры базируется не только на оптических, но и на моторных впечатлениях: только виды здания плюс движение в нем создают истинное представление о его художественном организме. Одним словом, мы воспринимаем архитектуру не только в пространстве, но и во времени. Таким образом, зеркальная архитектура становится вовлеченной в процесс смены времен года, дня и ночи, метеорологических изменений. Форма перестает играть единоличную роль основы архитектурного образа. Все большее значение приобретают пространственно-визуальные связи между зданием и окружающей средой.

Литература

1. Раппапорт А., Концепции архитектурного пространства. Центр научно-технической информации (ЦНТИ) Госкомархитектуры. Вып.1. — М., 1988;

2. Andrea Bruno, Bollinger + Grohmann Ingenieure, Markus Feldmann, Federico Mazzolani ,”Featuring steel. resources, architecture, reflections», Institut fur internationale Architektur-Dokumentation GmbH & Co. KG – 2009

3. Симон Анвин, Основы архитектуры, СПб, 2012 ;

4. Линч К., Образ города, 1982;

5.Кудряшев А.Ф.,Бесконечность в себе, Бесконечность в математике: философские и исторические аспекты. М. 1997;

6. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.

Просмотров работы: 602