ТРЕНИНГ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРЕНИНГ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ

Имаева Д.Р. 1, Рубцова Н.И. 1
1БГПУ им М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: На сегодняшний день необходимо формировать у детей коммуникативную компетентность, которая не может быть развита вне деятельности. Ее основой является опыт человеческого общения.

Коммуникативную компетентность в школе можно развить через различные упражнения, а так же через внеурочные мероприятия, куда будут входить различные развивающие игры. Игра является ведущей формой организации общения детей, поэтому важно развивать коммуникативные навыки ребенка в игровой форме. В игре дети:

  1. проявляют инициативу и самостоятельность, которую так сложно проявить в совместной жизни со взрослыми;

  2. проявляют способность к морально-этическим оценкам себя и других. Когда ребенок берет на себя положительные и отрицательные роли, проигрывая их, он более осознанно начинает относиться не только к данным персонажам, но и к поступкам других людей;

  3. учатся принимать на себя различные роли, что способствует более быстрой адаптации к смене обстановки в будущем.

Для того, чтобы развить у детей навыки общения, студенты 2 курса направления «Начальное образование» ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» совместно с учениками МБОУ СОШ №35 г. Уфы, под руководством к.п.н., доц. кафедры теорий и методик начального образования Гуровой Е.В., реализовали проект «Учимся общаться». Проект организовывается в виде тренинга и направлен на учащихся начальной школы.

Цель: расширить знания учащихся об общении с людьми.

Задачи:

- познакомить обучающихся с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми;

- способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности;

- прививать навыки учтивого общения.

Материально техническое обеспечение: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход выполнения проекта:

1. Приветствие. Учитель приветствует учащихся, объявляет тему:

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об общении, его правилах. Знаете ли вы, что значит быть вежливым? Давайте проверим. Какого человека вы считаете вежливым? (слушаем ответы детей)

«Вежливость — моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к окружающим стало нормой поведения и привычным способом общения»

— Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Объясните, почему вы так думаете?

— А теперь мы проверим, как хорошо вы знаете все слова, которыми пользуется вежливый, воспитанный человек. Начнем?

(учащиеся по очереди выполняют задание)

  1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаете?

  2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаете?

  3. Назовите все слова извинения, которые вы знаете?

  4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаете?

  5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их.

— Молодцы, ребята, вы отлично справились.

2. Игра «Словарь вежливых слов»

— С предыдущим заданием вы справились на «ура», поэтому с легкостью выполните и это.

(на интерактивной доске появляется стихотворение с пропущенными словами, выражающими вежливое отношение)

Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого… («спасибо»).Зазеленеет старый пень,Когда услышит… («добрый день»).Если больше есть не в силах,Скажем маме мы… («спасибо»).Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… («здравствуйте»).Когда нас бранят за шалости,Говорим… («прости, пожалуйста!»).И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорим… («до свидания!»).

3. Игра «Пантомима»

— Ребята, а вы знаете, что такое пантомима? (ответы детей)

«Пантомима – это бессловесное выражение какой-либо мысли, чувства, состояния»

— Давайте проведем конкурс на лучшее изображение:

  • грустного пингвина, задумчивого кота;

  • человека, только что плотно пообедавшего;

  • сцену приглашения (на день рождения, на прогулку, в кино);

  • сцену объяснения причины опоздания на урок.

Эта игра развивает у обучающихся умение выражать и передавать эмоции, а так же учит восприятию и пониманию эмоционального состояния собеседника.

4. Физкультминутка

5. Решение нравственных задач.

Решение нравственных задач необходимо для развития совести, чести, честности, вежливости и множества других нравственных качеств. На данном этапе тренинга учащимся в игровой форме предлагают проанализировать различные ситуации и найти для них решение.

— Вы очень артистичны, ребята. Молодцы! А теперь я дам вам другое задание: мы разделимся на команды, и каждой я раздам карточки с заданиями. Пять минут вам на обсуждение.

  1. Олег встретился в дверях с Надеждой. Что он должен делать?

  2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку?

  3. Двое учащихся идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй ученик, который его не знает?

  4. Дежурному нужно немедленно обратиться к учительнице, а она в это время разговаривает с отцом Леночки. Какой выход?

  5. Учительница дает задание Юре: «Юра, сходи, пожалуйста, в учительскую и принеси журнал». Объясните, как это надо сделать?

  6. Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

(из каждой команды выходит по одному представителю и объявляет свой ответ)

6. Рефлексия: Формулировка правил общения.

На данном этапе тренинга дети самостоятельно выдвигают правила общения, которые они уже знали раньше и которые почерпнули для себя во время тренинга.

— Наше с вами занятие подходит к концу, поэтому давайте попытаемся составить свою памятку правильного общения.

(Ниже приведены возможные ответы детей)

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

  3. Не дерись без причины.

  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  9. Старайся быть аккуратным.

  10. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  11. Помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

После учитель сам рассказывает основные правила общения:

Первое правило. Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Второе правило. Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы. Третье правило. Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее. Четвертое правило. Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать прежде всего себе, а потом и другим.

Заключение.

Наш проект направлен на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий: дети учатся общаться с людьми, работать в коллективе и жить в социуме. Так же в ходе данного тренинга дети усваивают основные нормы морали, развивают свои нравственные качества через решение моральных задач.

Личностные универсальные учебные действия, приобретаемые учащимися в ходе тренинга:

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные универсальные учебные действия, приобретаемые учащимися в ходе тренинга:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Литература

  1. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. № 6. 62—76 с.

  2. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев.- М.:. Просвещение, 2005. - 214 с.

  3. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников [Текст] /Казаева Т.Н. // Начальная школа. 2007 - №6 – 76-79 с.

  4. Лемяскина Н.А.Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. – 68 с.

Просмотров работы: 362