КРЕСТЬЯНСКАЯ ЖИЗНЬ В КАРТИНАХ А. А. ПЛАСТОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРЕСТЬЯНСКАЯ ЖИЗНЬ В КАРТИНАХ А. А. ПЛАСТОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пластов Аркадий Александрович(1893 г.-1972 г.) - советский живописец, народный художник СССР.

Родился в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители мечтали, чтобы их сын стал священником, поэтому по окончанию трех классов сельской школы в 1903 году Аркадий стал учеником Симбирского духовного училища. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной 1908 года на будущего художника неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, работавших в родной сельской церкви. С этого момента мальчик твердо решил: "Быть только живописцем и никем более".

Дальнейшее постижение художественного мастерства Пластов продолжил в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова).[5]

После Октябрьской революции Пластов вернулся в родное село. Почти восемь лет он работал в сельсовете секретарем, трудился на полях вместе с односельчанами и незаметно для себя влюбился в простую крестьянскую жизнь, решив создать цикл картин, рассказывающих о крестьянском «житие-бытие». Он ежедневно выходил на пленэр в поля, писал с натуры работающих односельчан, искал народные костюмы и просил соседских ребят в них позировать.

В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы. Это подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен. В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". С этого момента он прочно закрепился в рядах постоянных участников всех крупных художественных выставок.

Основной темой творчества Пластова стали жизнь и труд на земле. Его полотна пропитаны глубоким чувством природы, знанием быта русской деревни. С большой теплотой и любовью он изображает простых сельских жителей, проникновенно прославляет нелегкий труд крестьянина, это особенно читаемо в картине «Ужин трактористов» (рис 1)[1]

Рис.1 «Ужин трактористов», 1951 год.

Художник наделил полотно легким для восприятия смыслом, незатейливым сюжетом и простотой образов. Пластов изобразил вечер на вспаханном поле в теплых золотых оттенках, одновременно показав зрителю приближающуюся ночную прохладу. Прямо на зеленой траве рядом с трактором изображены тракторист и паренек – помощник в ожидании ужина. Девочка в белой рубахе, подсвеченной заходящим солнцем принесла им незатейливый ужин – хлеб и молоко.

От картины веет покоем. У трактористов выдалась минутка для отдыха после тяжелого дня в поле, возможно, они продолжат работу и ночью, а пока просто наслаждаются тишиной, погруженные в свои мысли. Мужчина разрезает каравай, наблюдает как девочка наливает молоко из бидона, при этом уже держа ложку наготове.

Это все что хотел передать автор. Здесь нет острых переживаний и житейских проблем, все предельно просто и ясно.

Художник разместил фигуры на первом плане, акцентируя на них внимание с помощью ярких красок. На трактористе красная майка, девочка одета во все ослепительно белое, паренек облачен в светлую одежду. Герои расположились на земле среди полевой травы и цветов, намекая на единство с природой. За ними широкое поле, переходящее в горизонт. Небо затягивают облака. Все это создает чарующую, колдовскую атмосферу надвигающегося вечера.

Во время Великой Отечественной войны художник создает целую серию картин. Пластов в своих произведениях меняет подачу, достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. Среди этой серии выделяется работа "Фашист пролетел" (1942) - одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны.[2]

Аркадий Пластов оставил заметный след в области иллюстрации. Хорошо известны работы художника к произведениям художественной литературы: рассказам Чехова, поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос", рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер".

За свою творческую деятельность Пластов Аркадий Александрович награжден двумя орденами Ленина, а также медалями. В Прислонихе - родном селе художника, находится действующий музей, посвященный его творчеству.

Библиографический список:

1. А. Пластов (альбом с иллюстрациями), сост. Е. Васютинская. Изд. Советский художник, 1978 г.;

2. А. Пластов (альбом «Образ и цвет), сост. М. Ситнина. Изд. Изобразительное искусство, 1972 г.;

3. «Аркадий Пластов. ПОЧВА и СУДЬБА» (альбом с иллюстрациями), сост. Н. Пластов. Изд. Государственный Русский музей, Palace Editions, 2013 г.;

4. Л. П. Баюра «Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века», материалы III Поливановских чтений, 19 мая 2003 г.; 5. Аркадий Пластов (электронный ресурс). – URL: http://bibliotekar.ru/100hudozh/98.htm - [дата обращения:19.01.17]
Просмотров работы: 474