МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ XX ВЕКА.

Мигунова Н.И. 1, Кобозева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема музыкально- исполнительской деятельности привлекала и привлекает внимание специалистов различных областей знания- культурологии, социологии, физиологии, психологии, педагогики. «Жизнь музыкального произведение - в его исполнении, т.е. в раскрытии его смысла через интонирование для слушателей... » [1, с 264].В этих словах академика Б.Асафьева ясно и точно сформулировано значение исполнителя в музыкальном искусстве. Действительно, только с момента исполнения, которое должно быть органичным продолжением и завершением композиторского замысла, начинается подлинная жизнь музыкального сочинения. Отсюда понятна огромная роль в музыке исполнителя, которого можно назвать соавтором произведения.

Различные проблемы музыкально-исполнительской деятельности находят отражение в многочисленных работах отечественных ученых, освещающих психологические особенности и теорию музыкального исполнительства ( Г. М. Цыпин, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, В. А. Петрушин, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, С. А. Савшинский, В. Л. Живов), музыкально- педагогические воззрения на природу и сущность исполнительского процесса ( Г. Г. Нейгауз, Л. А. Баренбойм, Я. И. Мильштейн, С. Е. Фейнберг, В. Г. Ражников, А. Г. Каузова, А. В. Малинковская, А. И. Николаева), методы работы над музыкальным произведением ( А. Д. Алексеев, В. Ю. Григорьев, Я. И. Зак, Е. Я. Либерман и др.).

По мнению исследователей, главной целью исполнительской деятельности является глубокое проникновение в содержание произведений, постижение и передача того сокровенного, что составляет духовный мир композитора, его понимание действительности. Раскрытие содержания произведения невозможно без нахождения нужного звучания, которое обеспечивается тесной взаимосвязью музыкально- слуховых представлений со всей системой исполнительских знаний, умений, навыков. Л.В.Живов отмечает, что образы, созданные композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его творческой манерой, темпераментом, фантазией, вкусом, уровнем мастерства. В результате исполнительский художественный образ, с которым в значительной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе [ 4, с 21].

Первоосновой любого музыкального исполнения является нотный текст произведения, без которого исполнительская деятельность невозможна. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, но и угадывания, расшифровки намерений автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог и не подозревать. Как отмечают сами композиторы, нотная запись- это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки. Характерно в этом смысле высказывание известного американского композитора А. Копленда: « Некоторые исполнители с религиозным благоговением взирают на печатную страницу: каждая люфтпауза, каждое слигованное stoccato, метрономическое обозначение воспринимается ими как святыня. Я всегда колеблюсь, по крайней мере внутренне, прежде чем подорвать их доверчиваю иллюзию. Мне бы хотелось, чтобы наша нотная запись, наши принятые указания темпов и динамики были абсолютно точны, на справедливость требует признать, что печатная страница- это всего лишь некое приближение к желаемому. Это лишь указание на то, насколько близко в изложении на бумаге композитор подошел к своим сокровенным мыслям. И за пределами этого исполнитель предоставлен самому себе» [6, с 120]. Приведенная цитата свидетельствует об относительной самостоятельности исполнительского творчества в силу несовершенства способов записи. С другой стороны, существенным доводом в пользу исполнительской свободы служит такая специфическая особенность музыкального образа, как многозначность.

Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создание собственной исполнительской трактовки. Как пишет Л. Бочкарев, « мера относительной самостоятельности творческой деятельности музыканта- исполнителя определяется нормами музыкальной жизни каждой эпохи, закрепившимися в соответствующих музыкально- эстетических теориях»[3,с.215]. Следовательно, деятельность музыканта-исполнителя как творческой личности раскрывает меру освоения им музыкальной культуры общества. Если подходить к исполнительству, результатом которого становится воссоздание музыкантом ценностей культуры общества, то это означает, что исполнитель «не является лишь пассивным проводником, воссоздающим или несколько углубляющим композиторский замысел». В первую очередь он « творческая личность, сын своей эпохи, культуры, своего народа». Исполнительская интерпретация - «это не только личное прочтение музыки, привнесение в нее творческого начала » от своего имени, но и от имени музыкальной среды [3, с. 216].

Каждое исполнение произведения является (вернее должно являться) уникальным творческим актом. Исполнение может повышать эстетическую ценность произведения, углублять его содержание, обогащать его, исполнение может объединить и исказить существенные стороны содержания музыкального произведения. Так же как в человеческой речи одни и те же слова могут произноситься по-разному, так и в музыкальной речи одни и те же нотные знаки могут интонироваться (интерпретироваться) различно. «Исполняя произведения композиторов, - говорит Г. Г. Нейгауз, - музыкант должен хорошо представлять себе творческий облик самого композитора, его идейные и эстетические позиции, ту общественную среду, которая положила отпечаток на его искусство»[7, с. 172]. Г. Г. Нейгауз подчеркивает, что «в процессе проникновения в музыкальное искусство, чрезвычайно большое значение приобретает общая культура исполнителя, его эрудиция в области истории человеческого общества, его знания художественной литературы, поэзии, живописи»[ 7, с. 172].

В свою очередь Г. М. Коган утверждает, что в « основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать- не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть»[ 5, с. 114]. Позицию близкую точки зрения Г. Г. Нейгауза и Г. М. Когана мы находим и у Л. А. Баренбойма, который пишет, что исполнитель- будь он музыкант или актер- должен обладать рядом качеств: творческой страстностью, иначе говоря, творческой способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать художественное произведение; сосредоточенностью; рельефным представлением ("видением" или внутренним слышанием); гибким воображением; пылким и сильным желанием воплотить и передать воплощенное другим; творческим эстрадным самочувствием; высоким интеллектуальным уровнем общем и специальной, связанной со спецификой данного искусства, культурой; техническим мастерством [2, с. 172].

По мнению Р. А. Тельчаровой, сущность музыкальной культуры личности не тождественна сумме приобретенной музыкальной информации, а возникает в самом человеке и может быть определена как совокупность качеств музыкальной деятельности и сознания личности, раскрывающих меру освоения ею музыкальной культуры общества [8, с. 98].

На наш взгляд, перечень вышеуказанных показателей может быть дополнен индивидуально-личностными качествами с учетом специфики и многогранности музыкально- исполнительской деятельности. В частности, важную роль в деятельности музыканта-исполнителя играет комплекс музыкально- творческих способностей, куда входят художественно-образное мышление, воображение и фантазия.

Список использованных источников

  1. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – 2-еизд. – М. : Музыка, 1973. – 143с.

  2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию/ Л. А. Баренбойм. – 2-е изд., доп. – Л.: Советский композитор, Ленингр. отд., 1979. – 352с.

  3. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. – М. : Изд-во Институт психологии РАН, 1997. – 354с.

  4. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства / В. Л. Живов. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 288с.

  5. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган. – 3-е доп. изд. – М. : Музыка, 1979. – 182с.

  6. Копленд, Л. Музыка и воображение / Л. Копленд // Советская музыка. – 1968. – №4. – С.120–122.

  7. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М. : Музыка, 1988. – 240с.

  8. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя. Из опыта работы /Р. А. Тельчарова. – М., 1991. – 158с.

Просмотров работы: 699