ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Рассказов Д.С. 1, Смирнова В.В. 1
1Воронежский институт МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
При подготовке студентов к межкультурной коммуникации особую роль играет изучение коммуникативной грамматики, представляющей собой комплекс занятий по формированию и развитию навыков, способствующих общению на иностранном языке. Правильное грамматическое оформление речи определяет успех межкультурной коммуникации. Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, свободно владеющих устной и письменной иноязычной речью.

У студентов неязыкового вуза часто возникают трудности, связанные с правильным употреблением грамматических форм и структур в процессе усвоения грамматики иностранного языка. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности коммуникативного подхода при обучении грамматике, создать алгоритм учебных действий, направленных на формирование коммуникативной грамматической компетенции, разработать комплекс коммуникативных грамматических заданий.

Обучение грамматике с позиции коммуникативного подхода подразумевает изучение студентами определенных речевых функций, сопровождающих каждое грамматическое явление в процессе общения.

В структуре грамматического явления выделяют формальную и функциональную составляющую, при этом, основной является функциональная сторона. Функционально-направленное обучение грамматике предполагает реализацию комплексного подхода, включающего в себя рассмотрение коммуникативных возможностей грамматических явлений, учет конкретных условий обучения и контингента обучаемых [1, с. 35-48].

Основными принципами функционального подхода к обучению грамматики являются:

  • функциональность

  • речевая направленность

  • новизна

  • личностная ориентация общения

  • коллективное взаимодействие

  • ситуативность

Рассмотрим роль каждого из них в процессе обучения коммуникативной грамматике иностранного языка.

Функциональность предполагает одновременное усвоение как лексических, так и грамматических форм. Важно, чтобы основная часть упражнений коммуникативной грамматики была направлена на усвоение грамматических единиц.

Речевая направленность способствует накоплению большого объема лексики и усвоению грамматических форм с последующим использованием их в речи.

Речевые ситуации должны отличаться новизной и разнообразием, что способствует запоминанию и правильному употреблению речевых образцов в ситуациях бытового и профессионального общения.

Учет личностных характеристик обучаемых способствует созданию условий общения, повышению коммуникативной мотивации. Личностная ориентация общения основывается на личном опыте, сфере деятельности, интересов и определенного статуса студентов.

Коллективное взаимодействие является эффективным способом организации учебного процесса при обучении коммуникативной грамматике, т.к. способствует активному общению на иностранном языке.

Отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, интересующих студентов, повышают мотивацию и способствуют формированию речевых умений.

Таким образом, изучение грамматики с точки зрения коммуникативного подхода способствует также формированию лингвокультурной компетенции студентов, развитию речевых и творческих способностей, необходимых для формирования коммуникативной компетенции [2, с. 51-52].

Опираясь на идею коммуникативной направленности обучения грамматике, можно определить основные виды грамматических заданий:

Задания на анализ грамматических явлений.

Задания на выбор грамматических явлений.

Речевые грамматические задания, направленные на использование грамматических структур в ситуациях речевого общения.

Творческие задания – коммуникативные игры.

Все задания, методические приемы и практические способы обучения должны отличаться разнообразием. Представители коммуникативного подхода уделяют большое внимание учебным материалам, используемым при коммуникативном обучении иностранному языку. Грамотный подбор этих материалов значительно повышает качество учебной коммуникации на иностранном языке. Однако, какими бы ни были качественные учебные пособия, творческий подход преподавателя к подготовке занятия играет важную роль, т.к. именно преподаватель организует правильную работу в группе в процессе общения.

Таким образом, коммуникативно-ориентированное обучение грамматике способствует повышению мотивации и расширению экспрессивных возможностей речи обучаемых.

Список литературы

  1. Пассов Е.И. «Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению». – М., 1989 – с. 35-48.

  2. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике // ИЯШ. – 2001. № 6, с. 51-52.

Просмотров работы: 321