Искусствоведы, берущиеся за описание картин Шишкина, признаются его в качестве самого сильного рисовальщика среди русских пейзажистов. Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм.
Для карандаша и кисти Шишкина характерно точнейшее воспроизведение ветвей, стволов, травинок, листьев, хвои, валежника, корней, хвороста, песка, каменистой почвы, глины – всех деталей пейзажа в мельчайших подробностях. При этом, что примечательно, художнику удавалось не повторить ошибок некоторых детализаторов, за мелочами упускающих общее. Мелкие детали у Шишкина становились частью общего пейзажа, целостного и выразительного.
Несколько меньшее внимание Шишкин уделял колориту. Искусствоведы отмечают, что рисунок у этого мастера более силён, чем колорит. Тем не менее, нельзя сказать, чтобы палитра художника бедна или негармонична. Она, скорее, сдержанна и лаконична, что придаёт полотнам особый стиль и узнаваемость.
Изучая данную тему, будущий дизайнер для себя ищет какие-то новые образы, технику, технологию, концепцию произведения. Так же рассматривает на каких переживаниях была основана работа, в каком контексте времени. Ну и изучить способ построения визуального ряда произведения: как был выстроен цвет, композиция, сочетание цветов, и в то же время изучить художественные ценности произведения.
Цель:
Изучить творческий путь автора произведений;
Понять какие были основные посылы в написании произведения;
Изучение технологических способов отображения на холсте;
Изучение методов понимания природы художником
Задачи:
Рассмотреть краткую биографию И.И.Шишкина;
Исследовать историю создания и художественные особенности картины И.И.Шишкина «На севере диком».
1.Краткая биография
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье.
В 1852 г. поступил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь наставником Шишкина стал русский художник, портретист, академик императорской Академии художеств А. Н. Мокрицкий. После окончания курса в 1856 году талантливому студенту посоветовали продолжить образование в Петербурге в Академии художеств. Его обучением руководил русский живописец-пейзажист и гравер С. М. Воробьёв.
Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 году, до истечения срока своего стипендиатства.
В России художнику было присуждено звание академика в 1865 г. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Им были созданы картины «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещённые солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.; медведи написаны К. А. Савицким), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.
Шишкин активно работал на пленэре, нередко предпринимал с художественной целью путешествия по России. Он почти ежегодно выставлял свои произведения – сначала в академии, а потом, после того как было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок (1870 г.), на этих экспозициях.
2. История создания картины «На севере диком»
В 1891 г., к 50-летию гибели великого поэта М. Ю. Лермонтова, было выпущено собрание его сочинений. Уникальность издания состояла в большом количестве иллюстраций, выполненных знаменитыми художниками того времени, среди которых был И.И.Шишкин наравне с М.А.Врубелем, В.М.Васнецовым, В.А.Серовым и многими другими. Заказчиком был петербургский издатель П. П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева.
Иван Иванович исполнил два рисунка к произведениям Лермонтова - по мотивам стихотворений «Сосна» и «Родина».
Иван Иванович Шишкин, которому в этот период не чуждо было одиночество и зимние пейзажи, выбрал для иллюстрирования именно это стихотворение. Художник остро ощущал потерю жены и сыновей, а позже и переезд дочери в Финляндию. Именно там, на самом северном побережье Ботнического Залива, в местечке Кеми была написана картина «На Севере Диком», наряду с другими зимними пейзажами художника.
Назвав эту картину первой строчкой известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на её источник.
Посреди холодной тьмы, в окружении снегов и льдов, на голой и недоступной вершине скал возвышается гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, озаренное холодным лунным светом, и бескрайние заснеженные просторы.
Мы видим, как суровая северная природа пленила художника совершенно неземной, похожей на сказку, красой и невероятной силой духа.
Холод сурового края прекрасно подчеркивает палитра цветов, выбранных автором для написания пейзажа. Его удивительный талант , использующего в своей палитре белый и синий цвета, с помощью контрастов, оттенков и переходов позволил ему создать истинный шедевр русского искусства. А так же мастеру удалось передать и чувство холодного безмолвия, и гнет одиночества.
Несмотря на то, что луна не видна на полотне, она, тем не менее, является полноправной частью композиции, поскольку ее свет играет важную роль в колористке и эмоциональной нагрузке картины.
В картине все поглощено глубокой ночью и ярким лунным светом, подчеркнутым множеством оттенков синего – от бело-голубого до иссиня-черного.
Композиционным фокусом картины является высокая сосна, которая смещена немного влево, что создает эффект черной пропасти у подножия утеса. Низкая линия горизонта неравномерно разделяет пейзаж, позволяя ночному небу «поглощать» пространство, тем самым подчеркивая одиночество сосны.
Заключение
Иван Иванович Шишкин с ранних лет изучавший природу, является авторитетным знатоком пейзажа. Формирование его как художника проходило в Училище живописи, ваяния и зодчества. В дальнейшем он продолжил свое образование в Петербурге в Академии художеств. В процессе обучения И.И.Шишкин совершил заграничную поездку в качестве в качестве стипендиата академии. По возращению в Россию художнику было присуждено звание академика. После путешествия с художественной целью по России художник ежегодно выставлял свои произведения в Товарищество передвижных художественных выставок.
Картина написанная на самом северном побережье Ботнического Залива, в местечке Кеми, названая им «на севере диком», по первой строчке стихотворения Лермонтова. Центральное место этой картины занимает гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, озаренное холодным лунным светом, и бескрайние заснеженные просторы. Холод сурового края подчеркивается оттенками цветов синего - от бело-голубого до иссиня-черного.
Художник этой картиной косвенно описывает потерю жены и сыновей , а также переезд дочери в Финляндию. Несомненно, эта картина является одним из лучших произведений художника в его серии зимних пейзажей, таких как: «Зима в лесу (Иней)» 1877г., «Лес зимой» 1884г., «Зима» 1890г.
Список литературы
http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-na-severe-dikom.html;
http://fb.ru/article/187339/ivan-shishkin-na-severe-dikom-kartina-izobrajayuschaya-odinochestvo;
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-shishkina-na-severe-dikom/.