ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕН» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕН»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рабочая программа элективного курса «Органическая химия через призму времен» для 10 в по химии составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень).

Программа рассчитана на 34 часа в X классе, из расчета - 1 час в неделю, из них: для проведения контрольных тестов - 4 часа, уроков решения упражнений - 5 часов, лекционное время - 22. Резерв – 1 час.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников: Сайкс П. «Механизмы реакций в органической химии» и Чертков И.Н. «Методика формирований у учащихся основных понятий органической химии».

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии в старшей школе на профильном уровне, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:

  • освоение системы знаний: о теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

  • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

  • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

  • применение полученных знаний и умений для сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический.

Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, контрольная работа.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образователь​ного учреждения в форме теста. Форма итоговой аттестации – контрольные тесты.

Общая характеристика материала курса

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

В курсе раздела «Органическая химия», изучаемом в 10-м классе школы, предусмотрено частичное знакомство с одним из важнейших понятий – механизм реакций.

Так, при изучении темы 2 рассматриваются вопросы: «Виды частиц в органической химии», «Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений» и «Основные механизмы протекания реакций» (2 часа). В теме 3 рассмотрен «Механизм реакции радикального замещения» алканов (1 час), «Электрофильное присоединение и полимеризация алкенов», «Деструктивное окисление алкенов» (1 час), «Электрофильное присоединениен к алкинам» (1 час), «Электрофильное замещение у аренов» и «Ориентирующее действие заместителей в бензоле» (1 час). В теме 4 изучается «Нуклеофильное замещение у спиртов» (1 час). В теме 5 - «Нуклеофильное присоединение у альдегидов и кетонов» (1 час). В теме 8 – «Мезомерный и индуктивные эффекты в аминах» (1 час).

Всего на изучение механизмов реакций отводится 9 часов (8,8% учебного времени).

Поэтому часто у учащихся возникает непонимание, как можно предсказать свойства вещества и реакционную активность по его химическому строению. Следовательно, нарушается чёткое понимание взаимосвязи «строение ↔ свойства» и появляются затруднения в определении генетических взаимосвязей между веществами изучаемых классов.

Между тем понимание учащимися понятия «механизм реакций» необходимо для успешной сдачи экзаменов, как выпускных, так и вступительных в ВУЗы химического, биологического и медицинского направлений.

Успехи в понимании механизма реакций обусловлены в основном использованием электронных теорий в органической химии, которые не только дали возможность систематизировать и объяснить большое количество уже известных фактов, но позволили также предсказать условия успешного проведения новых важных реакций.

Новый подход не требует от учащихся запоминания нового материала, но помогает им несравненно лучше использовать уже известный материал.

Нами был разработан элективный курс «Органическая химия через призму времен».

Структура курса:

  • Тема 1.Истоический очерк становления и развития основных понятий и законов органической химии.

  • Тема 2. Структура и реакционная способность. Механизмы реакций.

  • Тема 3. Нуклеофильное замещение у насыщенного атомами углерода.

  • Тема4. Реакция электрофильного и нуклеофильного замещения в ароматических системах.

  • Тема 5. Присоединение по двойным углеродным связям.

  • Тема 6. Присоединение по двойным карбонильным связям.

  • Тема 7. ОВР, их особенности и методика подбора коэффициентов.

Нами разработана рабочая программа курса и на сегодняшний момент подбирается и систематизируется материал по всем темам изучаемого материала курса «Органическая химия через призму времен».

Просмотров работы: 463