В театральное объединение «Маскарад» при клубе «Новая волна» принимаются дети от 6 до 16 лет. Основной акцент в воспитательной работе творческого объединения направлен на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны.
Одним из основных направлений организации экологического воспитания и социализации детей является, экологическое воспитание, которое включает в себя:
- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;
- формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Основным направлением деятельности театрального объединения «Маскарад» является социально-экологическое воспитание детей, в состав данной деятельности включены.
1. Эколого-просветительская деятельность:
а) стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде:
уроки – деловые игры: «Главное вещество планеты – вода»;
уроки – сказки: «Репка на экологический лад»;
уроки – конференции «Шум и здоровье человека», «Наушники - друзья или враги современной молодежи»
Дни здоровья;
беседы: «Зеленая аптека»;
КВН: «Здоровый образ жизни»;
праздники: «День птиц»
б) развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности:
наблюдения «Здоровье в саду и на грядке»;
опыт «Курение: дань моде, привычка или болезнь»;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения:
организация экологической тропы,
пришкольный летний экологический лагерь,
защита природы от разрушения: лесовосстановление в местном лесничестве;
пропаганда экологических знаний: лекция «Советы доктора Айболита», беседа «О профилактике травматизма»,
праздники: «Красота родной земли»,
Стало доброй традицией проводить «Дни экологии» во время летнего отдыха (работа экологического звена). Ребята читают, а затем обсуждают книги; оформляют фотоальбомы, смотрят видеофильмы. Дети соревнуются на турнире знатоков «Букет цветов», решают красочно оформленные кроссворды, Задавая друг другу задачки посложнее, они волей – неволей расширяют свой кругозор. Ребята вместе с учителями оформляют выставки рисунков и поделок «Сказочные животные», «Нарисуем и угадаем», «Краски природы». Проводятся занятия, посвященные особо охраняемым природным территориям, по разработанной презентации «Особо охраняемые природные территории республики Татарстан». Ребята знакомятся с «Красной книгой» РТ, беседуют о причинах исчезновения растений и животных.
2. Природоохранная деятельность.
Одним из направлений творческого объединения является природоохранная пропаганда, экологическое воспитание и просвещение населения. Чтобы вызвать живой интерес детей к актуальным проблемам охраны природы, используются самые разнообразные формы и методы:
конкурсы рисунков «Природа глазами детей»,
акции «Покорми птиц зимой», «Встречай пернатых», «Очистим планету от мусора»,
выпуск стенных газет, бюллетеней; ребята рисуют и распространяют плакаты, призывающие беречь природные богатства и соблюдать чистоту на улицах поселка.
вечера вопросов и ответов, викторины.
Традиционными стали «День птиц», «День леса» и др.
Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах, смотрах, выставках и занимают призовые места в конкурсах и конференциях различного уровня. Во время работы летнего экологического лагеря была заложена экологическая тропа. Эта тропа имеет познавательное и оздоровительное значение.
В целях сохранения живой природы ребятами проводят ряд акций по таким экологическим проблемам, как мусор, вредный шум, сокращение биологического разнообразия.
3. Акции творческого объединения «Зеленый дом»
Акция «Чем мы дышим?»
Цель: оценка состояния окружающей среды ближайшего природного окружения – пришкольного участка.
Задачи:
1. Воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.
2. Формирование умений и навыков исследовательской работы.
Ожидаемый результат: Оценка экологической обстановки на территории района и ее улучшение.
Оборудование: Рулетка измерительная, клейкая прозрачная лента, фотоаппарат, линейка, карандаш, блокнот.
План действий:
Часть 1. Изучение территории.
Часть 2.т Определение количества выхлопных газов, поступающих в атмосферу на территории района за сутки.
Методика: Подсчитать какое количество автомобиле6й проходит по ближайшей автостраде за сутки и вычислить, сколько выхлопных газов выделяется, если известно, что 1 автомобиль в течение суток выбрасывает до 1кг выхлопных газов: 30 г углекислого газа, 6 г окиси азота и другие.
Результаты: за определяемые сутки прошло 65 автомобилей, 15 КАМАЗов и 14 тракторов. В атмосферу микрорайона выделилось 6,5 кг выхлопных газов, 1 кг 95 г угарного газа, 390 г оксидов азота.
Часть 3. Изучить степень запыленности.
Методика: в различных местах территории собрать листья растений и приложить к их поверхности клейкую ленту и сравнить отпечатанные контуры листа.
Результат: со стороны автострады наибольшая запыленность.
Часть 4. Изучение зеленых насаждений.
Защитная полоса протянулась вдоль забора и состоит из деревьев и кустарников площадью 100кв. м. на всей площади пришкольной территории 854 дерева, из них 408 берез, 295 кустарников. Общая площадь зеленых насаждений составляет 589 кв.м., что составляет 50 % пришкольной территории.
Итоги акции: Площадь зеленых насаждений позволяет сделать вывод о благоприятном экологическом состоянии территории района, так как на одного человека района приходится 9,3 куб м зеленых насаждений, а также с западной и северной стороны на расстоянии 180-210 метров соответственно. Деревья территории в возрасте 25-30 лет, а значит они средней величины. А такие деревья за 24 часа восстанавливают столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
4. Акция: «Росток жизни».
Цель акции: создание зеленого сада внутри клуба.
Задачи:
- создать зеленый сад в стенах клуба;
- продолжить нравственное воспитание детей;
- улучшить экологическую обстановку внутри клуба за счет зеленых растений.
Ожидаемый результат: Комнатные и декоративные растения улучшат экологическое состояние внутри клуба, так как выделяют кислород и задерживают пыль. Создадут уютную обстановку в коридоре клуба. Продолжат воспитание чувства ответственности за уголок живой природы в стенах клуба, разовьют умения и навыки по уходу за растениями и работы с землей, ухаживая за своими цветами - «ростками жизни».
Результат: на втором этаже клуба создан зеленый сад из комнатных и декоративных растений.
Оборудование: земля садовая, ростки растений, кашпо.
Конкретных сроков акция не имеет, так как она постоянно пополняется новыми «ростками жизни»
5. Акция: «Очистим планету от мусора».
Эта акция проводится ежегодно в весеннее-летний период. Проводится на территории районов. Создаются однодневные лагеря по очистке территории от мусора. Обычно в одном лагере участвуют дети 6-16 лет. Разбиваются на группы по трудности выполняемой работы. Каждая группа имеет своего руководителя. Им может быт преподаватель данного клуба или старшие подростки.
Цель: очистка территории от мусора.
Задачи: очистить территории сосновых и еловых насаждений от сухостоя и мусора,
- очистить молодые еловые насаждения в местном лесничестве от мусора,
- очистить территории вдоль дорог от мусора,
- прививать детям и подросткам чувство ответственности за чистоту живой природы,
-прививать любовь к труду,
-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
- воспитывать чувство сплоченности в коллективе
Результат: Необходимо заметить, что количество мусора заметно сокращается. Можно сделать вывод: население бережет окружающую среду, а также свой труд.
6. Акция «Родничок».
Цель: очистка родника в лесу
Задачи: очистить родник, расположенный в местном лесу от мусора (сухие ветки, старые листья),
- прививать детям чувство ответственности за чистоту живой природы,
- воспитывать любовь к труду.
Результат: родник очищается ежегодно в весенний - летний период, в основном детьми, посещающими клуб «Новая волна» летом.
7. Акция «Пожар в лесу».
Цель: правила поведения в лесу во время пожара.
Задачи:
- изучить правила безопасности в лесу,
- познакомиться с очередностью действий при возникновении лесного пожара,
- принять участие в практических занятиях по отработке правил пожарной безопасности в лесу.
Ожидаемые результаты: дети должны знать правила поведения в лесу во время пожара, знать очередность своих действий при возникновении пожара не только теоретически, но и применить на практике.
8. Акция «Кормушка».
Цель: изготовление кормушек для птиц.
Задачи:
- научить изготавливать кормушки для птиц,
-развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
- прививать чувство ответственности за животный мир в зимний период,
-воспитывать любовь к природе
Ожидаемый результат: акция проводится ежегодно. В этой акции принимают участие все воспитанники клуба. Наилучшие, отвечающие всем предъявленным требованиям, и отправляются на конкурс в Национальный парк г.Ульяновска.
Результат: По итогам конкурса, проводимым Национальным парком, творческое объединение «Маскарад» получило четыре именных диплома – два за первое место и два за третье место. Остальные кормушки были развешаны во дворе клуба. Эти кормушки функционируют.
9. Акция «Скворечник».
Цель: изготовление скворечников
Задачи:
- научить детей изготавливать скворечники,
- воспитывать ответственное отношение к живой природе,
- развивать умения и навыки работы с орудиями труда,
- наблюдать за поведением птиц.
Еще много акций можно перечислять, которые проводятся клубом «Новая волна». Но, как и у всего хорошего, у нашего клуба есть будущее. Будущее творческого объединения «Маскарад» мы видим в виде проекта под названием «Зеленая планета». Вывод: результативность работы по социально-экологическому воспитанию очевидна.
Оценка эффективности работы театрального объединения «Маскарад»Социальный эффект заключается в следующем:
Созданы:
• условия для организации познавательного досуга детей;
• сеть взаимодействия социальных институтов в вопросах экологического воспитания и образования школьников;
• эффективная система экологического воспитания учащихся муниципальных образовательных организаций города Ульяновска;
• условий, способствующих развитию и формированию социальной ответственности учащихся;
• условия для реализация инновационных проектов по экологическому воспитанию и образованию школьников.
Повышение:
• экологической культуры юных граждан;
• социальной активности через включенность в социально-значимые акции и конкурсы;
• компетентности учащихся в вопросах природосбережения и экобезопасности;
• эффективности работы экологического просвещения;
• компетентности педагогов в вопросах экологического воспитания;
• формирование потребности детей участвовать в решении проблем клуба и общества.
Рекомендации по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна»: качестве рекомендаций по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна» можно предложить включение в работу творческого объедения родителей воспитанников.Работа с родителями по экологическому воспитанию учащихся – одно из составляющих направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей. Экологические знания воспитанники получают, систематически занимаясь в профильных творческих объединениях, но гуманное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьёй ребенка. Задача педагогов вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры.
В современных педагогических исследованиях (Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой, Н.В. Гребенникова, С.Г. Вершловского, Р.А. Низамова, Тавстуха О.Г. и др.) определяются следующие пути взаимодействия образовательных учреждений с семьей:
– создание единого воспитательного поля и единой социальной среды;
– сотрудничество педагогов и родителей в экологическом воспитании детей;
– информационное педагогическое просвещение родителей, маргинальные лектории для родителей; – педагогическая коррекция семейного воспитания, формирующего отношение ребенка к себе, другому человеку и миру природы;
– приобщение родителей к реальной жизнедеятельности детей и практической совместной природосообразной деятельности с детьми в социоприродной среде.
Практика показывает, что успешное решение проблем дополнительного образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов. Стратегия сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования детей определяется, прежде всего, спецификой образовательного учреждения и его задачами, характером конкретных задач, выявленных в совместной деятельности, конкретных затруднений.
Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволит изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения всем необходимым для счастливой жизни.
Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования в работе с родителями являются:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- совместная деятельность педагогов дополнительного образования с семьей по воспитанию детей;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
- коррекция семейного воспитания;
- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, городе, селе.
Взаимодействие с родителями в условиях учреждения дополнительного образования может иметь несколько уровней:
– личностный – непосредственное общение педагога и родителей;
– опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;
– функциональный – социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.
В повседневной практике учреждений дополнительного образования используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга в различных социально-образовательных ситуациях.
В основе взаимодействия семьи и учреждения дополнительного лежат функции:
– информационная – знакомство педагогов с семьями воспитанников, диагностическая работа по изучению семьи (составление характеристик семей: состав, сфера деятельности, социальный уровень).
– воспитательно-развивающая – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, в совместную с детьми творческую социально-значимую деятельность.
– охранно-оздоровительная – укрепление и сохранение здоровья воспитанников и семьи.
– просветительская – работа с родителями по вопросам экологического образования и воспитания.
Существует много разнообразных форм совместной деятельности педагогов, родителей и их детей: формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности и формы проведения досуга.
К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, форумы знаний, турниры знатоков, выпуск экологических газет, совместные олимпиады. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды, проведение семинаров для родителей например «Родительская школа».
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение двора, экологический десант, ярмарка — распродажа семейных поделок из природного материала, проведение выставок.
Формы проведения досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали являются формой проведения досуга.
Таким образом, форм привлечения родителей в учреждения дополнительного образования и совместного экологического воспитания множество. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества и проводиться в двух направлениях:
- педагог – родитель;- педагог – ребенок – родитель.
Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и «микроклимат», проводить работу с родителями дифференцированно и использовать индивидуальный подход.
Анализируя результаты исследований в этой области различных авторов (Жилякова Е., Матюнин Е., Степанова Б., Финанжина С., Алексеев С.В., Шлемина Л.Н., Тавстуха О.Г.) можно выделить следующие формы привлечения и работы с родителями: групповые и индивидуальные консультации и беседы, собрания, анкетирование, вечера вопросов и ответов, совместные праздники и игры, создание выставок поделок из природных материалов, рисунков детей, новинок художественной и научно-популярной литературы, оформление папок-передвижек, знакомство с передовым опытом семейного воспитания.
Для привлечения родителей в совместную деятельность с педагогами по экологическому воспитанию детей Шлемина Л.Н. предлагает использовать такую форму как «Экологический сад семейного воспитания». Занимаясь с родителями, педагоги ставят перед собой задачу довести до них мысль о значимости экологического воспитания, о том, что экогуманирстическое отношение детей к природе, в первую очередь, начинается с воспитания в семье.
Чтобы пробудить у ребят светлые, добрые чувства, утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому и красивому необходимо создавать условия, как в образовательном учреждении так и дома. Дети должны иметь возможность ухаживать за животными, наблюдать и общаться с ними, фиксировать свои наблюдения доступными для них способами, наблюдать за растениями.
Таким образом, в работе с родителями по вопросам экологического воспитания учащихся необходимо использовать разнообразные направления деятельности. Заинтересованность и активное участие родительской общественности существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в учреждении дополнительного образования.
Итак, в заключение необходимо отметить, что экологическое воспитание - это целеустремленное влияние на личность на всех этапах ее жизни с помощью развернутой системы средств и методов, что имеет целью формирование экологического сознания, экологической культуры, экологического поведения, экологической ответственности.
Обосновано, что социально-экологическое воспитание в сфере культуры и досуга на практике осуществляется как профессиональная, общественная и самодеятельная активность граждан, а социально-культурная деятельность в различных учреждениях культуры искусства и досуга носит специализированный характер и осуществляется в соответствии с основным профилем работы, на основе которого формируется концептуальное, доминирующее направление.
Содержание, цели, формы и методы социально-культурной деятельности, определяются в зависимости от вида, структуры, статуса, масштабов работы и ресурсов учреждения культуры. Работу такого учреждения рассмотрим во втором разделе курсовой работы.
Проведен анализ организации социально-экологического воспитания в сфере досуга и культуры г. Ульяновска на примере клуба «Новая волна» расположенного по адресу: ул. Архитектора Шодэ, д.6. Данное направление при клубе реализуется творчески объединением «Маскарад». Основной акцент в воспитательной работе творческого объединения направлен на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны. В творческом объединении «Маскарад» созданы:
- условия для организации познавательного досуга детей;
- сеть взаимодействия социальных институтов в вопросах экологического воспитания и образования школьников;
- эффективная система экологического воспитания учащихся муниципальных образовательных организаций города Ульяновска;
- условий, способствующих развитию и формированию социальной ответственности учащихся;
- условия для реализация инновационных проектов по экологическому воспитанию и образованию школьников.
В качестве рекомендаций по социально-экологическому воспитанию детей и подростков клуба «Новая волна» предложено включение в работу творческого объедения родителей воспитанников. Определено, что в работе с родителями по вопросам экологического воспитания учащихся необходимо использовать разнообразные направления деятельности, которые позволят заинтересовать родительскую общественность и позволит существенно дополнить разнообразные формы экологического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования
Список использованных источников
Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.- 67 с.
Глазачев С. Н. РИО +20: На пути к экологической культуре // Вестник МГГУ им. М. А.Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2012. – № 1. – С. 5–7.
Гришаева Ю. М. Социокультурное и информационное пространство мегаполиса как фактор воспитания экологической культуры детей и молодёжи // Вестник международной академии наук (Русская секция). – 2013. –Т.1 № 1. – С. 29–31
Гришаева Ю. М. Информатизация и экологизация как объективные тенденции модернизации высшего образования // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – № 2. – С. 37–42.
Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Школьное воспитание. 2015. № 7. – 56 с.
Игумнова Е.А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы//Биология в школе.–2011.– № 5.–С.48–54.
Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Школьное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Школьное воспитание. - 2014. - № 4. - С.14-20.
О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2015). //Экологическое образование. - №6, 2015 – с. 3 – 8.
Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2013.– 262 с.
Ридигер О. И. Инновационные технологии в экологическом воспитании // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 8. – 12 с.
Тайчинов М. М. Духовно-нравственное воспитание в процессе общения с природой // Среднее профессиональное образование. – 2011. –№ 5. – 45 с.
Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 217 с.
Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-4. – С. 930-934