ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Свободное время и досуг не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Досуг - это категория социально-педагогическая. Свободное время - это категория социально-экономическая. Отдых - психофизиологическая категория. Человек может распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. В свободное время возможна всякая деятельность: творческая и потребительская, созидательная и разрушительная и т.д.

Э.В. Соколов формулирует систему ценностей свободного времени, в которой человек переходит от простых форм к более сложным, от потребления и усвоения культуры - к творчеству, от узкогрупповой, семейной деятельности - к социальной и культурной. Каждая фаза досуга отличается от остальных и подбором занятий, и, главное, особенной доминантой, направленностью на ту или иную ценность. Первыми и элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Человек не может перейти к более сложным формам досуга, не удовлетворив базовую потребность в отдыхе. После отдыха человек испытывает естественную потребность в игровой деятельности, развлечении. В качестве развлечений могут быть избраны прогулки, путешествия, беседы, чтение, спортивные и комнатные игры, посещение кино, театра, разнообразные хобби. Идеальной формой развлечения является игра. Условием её служит воображаемая ситуация, с помощью которой можно создавать конфликты, препятствия, необычные формы взаимоотношений. Удовлетворив потребность в развлечении, человек готов перейти к более серьезной деятельности - к просвещению. Просвещение в широком смысле слова - это приобщение личности к культуре. Просвещение состоит в усвоении ценностей классического культурного наследия, в первую очередь науки, искусства, философии. Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью других народов, изучение языков, истории. Тенденции к расширению свободы, полноты бытия, которые лишь намечались на трех предыдущих уровнях досуга, получают в творчестве полный простор.

Творчество - самый свободный вид деятельности. Жизнь человека может быть полноценной только в том случае, когда в ней есть место для творчества, созидательной деятельности, ведь именно в творчестве человек реализует свой потенциал. Следующая фаза досуга - это созерцание. В минуты созерцания человек подводит итог пережитому и совершенному, осознает свое единство с миром, свое место в нем. Созерцание успокаивает, приводит в равновесие. Выделяют 3 вида созерцания: созерцание природы, историческое созерцание и самосозерцание. Познать созерцательный досуг могут только всесторонне развитые, гармоничные личности. Специфическая черта созерцания - уединенность, но человек не может долго находиться в одиночестве. Преодоление одиночества возможно посредством праздника, который следует считать одним из важнейших элементов культуры. Праздник создает чувство общности, братства. Таким образом, система ценностей свободного времени по Э.В. Соколову состоит из следующих элементов:

- отдых и движение;

- развлечение;

- просвещение;

- творчество;

- созерцание;

- праздник.

Содержание свободного времени зависит от финансового состояния человека, территории проживания, социального статуса, образования, традиций и обычаев, национальности, вероисповедания, профессии, политики государства, состояния здоровья, характера и темперамента, возраста, пола, семейного положения и других факторов.

Свободное время выполняет следующие функции: рекреативная, коммуникативная, развивающая, социализирующая, гедонистическая, компенсаторная.

Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время. Есть основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка - онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости. Однако выделение в свободном времени только этого аспекта рассматривалось в социологии как недостаточное, занижающее его социальную ценность. Сторонники такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда. В то же время особое значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида. Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям. Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную ценность. Исследование свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и показало практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития. В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два основных подхода к ее изучению:

- Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса. Данный подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.

- Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д. Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов.

Важную роль для социолога в исследовании свободного времени играет выявление основных типов времяпровождения людей, а также анализ и разработка механизмов регулирования как величин свободного времени, присущих различным слоям населения, так и его содержания. Вопрос содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан. Рассматривая существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.

Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени. При этом, с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности:

1. представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним;

2. имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.

Содержательной стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к массе возможных видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов. Наибольшее внимание исследователи этого направления уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи. Близок к социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время - это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми. В социологической литературе можно выделить еще один, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути, представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью. Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени. Последние десятилетия XX - начало XXI века отмечены бурным развитием теоретических исследований в области досуга. В постиндустриальных странах Европы и Северной Америке теория досуга прочно утвердила себя как самостоятельное научное направление в системе социальных наук. Наиболее полно исторический аспект исследований представлен в работах американского философа Шарля Сильвестера. Он полагает, что два течения европейской мысли еще в далекие времена задали тон всем последующим подходам к трактовке понятий «работа» и «досуг» - античная философия и раннее христианство. Первыми, кто сформулировал дихотомию «работа - досуг», были Платон и Аристотель. В «Законах» Платона указано, что философы по причине своего призвания и способности к достижению истинного знания и гражданскому лидерству могут не заниматься ремеслом. Их философская и политическая деятельность требует досуга и свободы от необходимости работы для добывания средств к существованию. Платон считает физический труд уделом «низшего типа» людей, рабов и рабочих, не пригодных по своей природе к досугу, востребованному для нравственно высшей жизни. Досуговая деятельность «высшего класса» граждан превосходит все другие виды деятельности. Аристотель считал, что досуг является важнейшим условием созерцательной деятельности, которую он расценивал как «высшее жизненное благо». В «Никомаховой этике» он излагает нравственный императив досуга в виде констатации того, что «счастье есть зависимое от досуга». Он убежден, что физический труд для выживания враждебен досугу, он мешает созерцанию, а также сокращает время на участие в гражданской и культурной жизни. Все нравственно оправданные Аристотелем деятельности вращаются вокруг досуга.

Следующий этап в развитии взглядов на работу и досуг связывается учеными с влиянием на них иудейско-христианского учения в ранний период христианства и идеологии монашества - в более поздний. Ш. Сильвестер обращает внимание на то, что в раннем христианстве время, затрачиваемое на работу, представлено более выпукло, чем время, отпущенное на досуг, досуг же принимает на себя «безмолвную» роль восстановления сил человека. Сюжет о том, что на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал и поэтому человеческие существа не должны были выполнять никакой работы, как бы узаконивал право человека на досуг, но смысл его состоял в прославлении Бога и наслаждении его творениями. Ш. Сильвестер особо останавливается на роли отдельных представителей монашества и монашеского движения в целом в развитии идей работы и досуга в Средние века. Одним из ярких примеров является составленный Святым Бенедиктом (480-550) перечень правил для управления жизнью монашеского ордена бенедиктовцев. В своем труде «Правила» он указывает на то, что «досуг - враг души», и в силу этого довода братья-монахи должны тратить некоторое количество времени на физическую работу и чтение божественных книг.

Католический теолог Святой Фома Аквинский (1225-1274) выразил свое кредо в следующем: все в мире подчинено молитве и созерцанию Бога, поэтому тот, кто не хотел бы работать, не был бы освобожден от обязательств работы. Свобода от физического труда потребовала бы от человека заняться духовной работой. Коренные перемены в переосмыслении понятия «досуг» внесла протестантская Реформация. Провозглашалась ценность любой работы, какой бы грубой она не казалась. Безделье, праздность осуждались как попусту растраченное человеком время, развращающее его. Таким образом идее досуга связывалась с праздностью и расточительством, что послужило причиной её постепенной девальвации.

Дж. Локк развил идеи, заложенные в Протестанской рабочей этике, придал им характер светской науки. В противоположность труду безделье Дж. Локк характеризовал как аморальное, понимая под ним расточительный досуг высшего класса. Досуг рассматривался только с точки зрения рекреации, восстановления сил человека для работы.

К. Маркс считал, что в будущем коммунистическом обществе более высокая машинная технология позволит сократить до минимума время, необходимое для производства всего нужного для жизни, увеличив тем самым время для досуга. Досуг, в понимании К. Маркса, не просто забава, развлечение, отдых, но, прежде всего, труд, затраченный на творчество ради него самого. Творчество должно преимущественно заполнять свободное время человека. Это способствует самореализации человека и приносит истинное счастье.

В России исследования свободного времени - как «пространства» досуга - в контексте бюджетов времени насчитывает более чем вековую историю, зародившись еще в 70-80-х гг. XIX в. в период формирования земской статистики. В советской науке господствовал сугубо объективный подход к изучению свободного времени, трактовавший его как часть внерабочего времени, изучавший его через круг занятий, направленных на развитие личности. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов утверждали, что свободное время нельзя связывать с определенным кругом занятий, поскольку «свободное время - это особая форма, особый характер осуществления любого (или почти любого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. Деятельность в свободное время ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободная деятельность.»Аристотель говорил, что именно в досуге заключается счастье, а Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, делающим человека полным обладателем своего «я». Для современного человека возможность отвлечься от выполнения своих обязанностей - трудовых, гражданских, семейных - и погрузиться в свой собственный мир, заниматься тем, чем хочется, а не тем, что должно, приобретает особое значение. Однако, ритм современной жизни и условия достижения успеха таковы, что заставляют человека пренебрегать полноценным досугом. Труд и отдых - два необходимых и вполне равноценных компонента здоровой и счастливой жизни человека, тем не менее, личное свободное время сегодня явно приносится в жертву работе. Как показало исследование, свободное время является почти вдвое менее ценной сферой жизни, нежели работа - если работу очень важной для себя считают большинство опрошенных (55%), то на долю свободного времени ответов «очень важно» приходится куда меньше (30%). Гораздо больше (46%) оказывается тех, кто ставит свободное время на второй план, давая ему оценку «скорее важно». Более того, каждый четвертый вовсе не считает свободное время значимой сферой собственной жизни - оно для них «скорее не важно» либо «совсем не важно» (24%) В России не прижилась тенденция, формирующаяся в развитых странах с 1960-х гг., когда увеличение объема свободного времени (из-за уменьшения рабочего времени) сопровождается ростом его значимости, а досуг становится едва ли не основной ценностью собственно человеческого существования. Чем выше положение в иерархиях благополучия, тем выше ценность свободного времени. Более высокая актуальность свободного времени определяется его дефицитом. Достижение финансового благополучия часто обеспечивается за счет отказа людей от досуга, полной сосредоточенности на достижении трудовых, карьерных успехов. Ценность свободного времени для россиян в целом достаточно велика, но это далеко не безусловный приоритет. Но даже и такая, довольно умеренная потребность в наличии свободного времени не удовлетворяется в полной мере. Лишь 16% респондентов смогли констатировать, что в графике их жизни строка «свободное время» занимает достойное место. 19% респондентов не обладают достаточным количеством свободного времени, но считают, что обеспечат его себе в будущем. Для 35% респондентов наличие свободного времени является важной, но практически недостижимой жизненной целью. Таким образом, Потребности россиян в свободном времени удовлетворены или могут быть удовлетворены на сегодняшний день лишь наполовину. Однако сам по себе факт наличия свободного времени еще не означает того, что люди имеют полноценный досуг, и дело здесь в его содержательном наполнении.

Как показывают данные опроса, самым распространенным видом деятельности в свободное время для россиян является просмотр телепередач и слушание радио (78% опрошенных), занятия домашним хозяйством, детьми, дачей (59%), встречи с друзьями и походы в гости (47%), «просто отдых» (47%), прогулки на природе (30%), чтение газет и журналов (43%), чтение книг вкупе с просмотром видео и слушанием музыки (36%), Интернет (18%), посещение театров, концертов и кино (12%), посещение церкви и других религиозных мероприятий (11%), хобби (11%). Доля тех, кто регулярно хочет и может себе позволить ходить в кафе, бары и рестораны, на дискотеки и в ночные клубы, посещать спортивные клубы и секции, а также получать дополнительное образование и повышать квалификацию составляет 6-9% россиян. И всего 4% посещают музеи, выставки, вернисажи. Лишь 1-2% опрошенных заявили, что они в свободное время участвуют в работе общественных организаций, посещают политические организации, собрания и митинги. Снижается доля россиян, которые проводят свое свободное время вне дома. Просматривается вектор на индивидуализацию и все большее «одомашнивание» досуга россиян. А. Крамер в статье «Досуг: свобода выбора неволи» ставит проблему выбора досуговой деятельности. В качестве примера автор приводит «серьезный досуг», или «профессиональное любительство»: коллекционирование, ремесленничество, спорт, любительское искусство или наука. «Серьезный досуг» начал формироваться еще в XVIII-XIX веках, и иногда позволял любителям перейти в профессионалы. В 1930-х людей с отсутствием хобби причисляли к «группам риска» в сугубо медицинском, психиатрическом смысле. В 1880-х годах возникла концепция «разумных развлечений», целью которой было отвлечь рабочих от пьянства, т.к. качество досуга сильно влияет на качество труда. Однако еще философ Артур Шопенгауэр сказал «И что дает большинству людей свободный досуг? Скуку и томление, коль скоро не представляется чувственных наслаждений и дурачеств, чтобы его наполнить». Действительно, социальные исследования показывают, что большая часть людей предпочитает самовыражению пассивное потребление развлечений, а творчеству просмотр телевизора. Просмотр телепрограмм в развитых странах занимает свыше половины досуга. Россиянин в настоящее время посвящает просмотру телепрограмм 3,5 часа в день, а среднестатистический житель США и Японии - 5 часов. Свободное время современного городского жителя складывается из 3 составляющих: отпусков, выходных и времени до и после рабочих часов. В настоящее время досуг все в большей степени захватывает ночное время (клубы, дискотеки, бары, рестораны). Человек увеличивает свое свободное время за счет сна, забывая о рекреативной функции досуга. Недостаток сна приводит к увеличению ошибок во время работы, а также губительно сказывается на здоровье.

Список использованных источников

  1. Головина, Г.В. Культура досуга и культурное формирование личности / Г.В. Головина // Вестник Моск. Гос. Ун-та культуры и искусств. - 2011. - №1.

  2. Клюско, Е.М. Исторический подход к анализу дихотомии «работа-досуг»: по материалам зарубежных исследователей / Е.М. Клюско // Вестник Моск. Гос. Ун-та культуры и искусств.- 2013. - №1

  3. Зборовский, Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2006. - №12

Просмотров работы: 1558