ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ «КАРТИНЫ МИРА» В ТРЭВЕЛ-ПРОГРАММАХ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ «ОРЕЛ И РЕШКА») - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ «КАРТИНЫ МИРА» В ТРЭВЕЛ-ПРОГРАММАХ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ «ОРЕЛ И РЕШКА»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трэвел-журналистика появилась в масс-медиа относительно недавно. Она успешно развивается на телевидении, в печатных изданиях и в Интернете и уже начинает энциклопедически осмысливаться как явление [1].

Трэвел-журналистика тесно связана с процессами глобализации. Она формирует у аудитории определенный взгляд на мир, меняет представление о культурах, разрушает принятую стереотипизацию знаний, наполняя картину мира зрителя новыми данными и формируя новые «образы мест» [4]. Роль трэвел-журналиста состоит в трансформации опыта, открытии новых мест для путешествий и передачи информации об их особенностях аудитории.

Под картиной мира в современной гуманитарной науке понимается «совокупность мировоззренческих знаний о мире», «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» [8]. В нашей работе мы будем говорить о том, как расширяют знания о мире телепередачи о путешествиях, а также о том, насколько правдивую «картину мира» они создают.

Владея всеми и средствами экранной выразительности, журналист имеет больше шансов на создание «грамотного» и интересного материала в трэвел-журналистике. Существуют три основные группы экранных средств выразительности: изобразительно-выразительные, драматургические и звуковые [3]. Рассмотрим их несколько подробнее.

Изобразительно-выразительные средства основаны на главном отличии телевидения – способности запечатлевать движение.

В основе драматургических средств лежат общие законы построения передачи. С одной стороны – это независимость каждого кадра, а с другой – подчиненность его единой мысли, раскрывающей внутренний смысл экранного произведения. В каждом экранном произведении должно быть действие, организующее всю драматургию произведения, обеспечивающее логику показа фактов, событий, поступков и стремлений героев. Самое важное – зритель должен ощущать внутреннее драматургическое единство. Звуковые средства экранной выразительности (речь, музыка, шум) чаще всего используются в телепередачах изучаемого нами формата для того, чтобы точнее передать «атмосферу» места [3, с.167].

Трэвел-журналистика вырабатывает у аудитории определенный образ различных культур и оказывает воздействие на формирование у аудитории определенной картины мира и представлений о культурах [7]. Телетуризм – это зрелище, которое, возможно, еще более, чем обычный туризм, изменяет наше мировосприятие.

Информационная картина мира – это частная картина мира, моделируемая массовыми информационными сообщениями и представляющая собой некий событийный срез реальности. Она воспроизводит какие-либо стороны, свойства объекта в намеренно созданном предмете [2, с.23].

Телепередача «Орел и решка» пришла в Россию из Украины в 2011 году [5], сейчас она выходит на канале «Пятница!», где можно посмотреть все выпуски. На сайте телеканала суть телепередачи изложена следующим образом: «...любимое трэвел-шоу для путешественников всех лиц, полов и возрастов. Один город и два ведущих. Но у кого-то на все удовольствия – сто долларов, а у кого-то – золотая банковская карта. Все решает монетка...» [6]. Иными словами, ведущие находятся в незнакомых местах в разных финансовых условиях: бюджет одного из них сильно ограничен, другого, напротив, не ограничен абсолютно. Популярность передачи в молодежной среде невероятно высока и со временем только растет.

В качестве анализа влияния на «картину мира» средствами массовой информации мы выберем сюжет «Орел и решка. СССР. Грузия». Говоря об образе ведущих, начнём с плюсов: они ведут себя непринужденно перед камерой, имеют чувство юмора, активны и энергичны. Но основной характеристикой личности ведущего является его речь. В телепередаче «Орёл и решка» редко можно придраться к закадровому тексту, но standup, как правило, имеют разговорный стиль. Например, огромное количество междометий, может оттолкнуть более требовательную аудиторию.

Что касается «фактическо-описательной» части текста, то можно отметить, что о традициях, об истории и о культуре стран (или городов) ведущие телепередачи рассказывают достаточно подробно, но зачастую сгущают краски. Так, например, в выпуске «Орёл и решка. СССР. Грузия» ведущая Анастасия Короткая, поднимаясь на главную гору региона Казбеги, где находится Церковь Святой троицы, объяснила свой нелёгкий пеший путь тем, что на гору не ходит транспорт. Это, конечно, не так: частные извозчики в Грузии готовы отвезти вас куда угодно.

Рассмотрим изобразительно-выразительные особенности сюжета. Стоит отметить, что огромный вклад в создание образа картины мира вносят режиссёр и оператор (о съемках передачи см.: [10]). В телепередаче демонстрируются восхитительные кадры природы, позволяющие зрителю ненадолго переместиться в представленный на экране город или страну.

На протяжении каждого выпуска зритель наблюдает за перемещением ведущих, получая ответ на вопрос: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов и как можно провести время, имея неограниченный бюджет?». С первого взгляда это и является основной драматургией телепередачи. Но главная мысль авторов заключена в том, что красота мира не измеряется деньгами.

Сегодня СМИ оказывают огромное влияние на мнение общества и формируют его представление об окружающем мире. Особый вес имеет телевидение, которое объединяет в себе и звук, и картинку, тем самым сильнее воздействуя на сознание аудитории. Однако надо признать, что ту картину мира, которую рисуют нам СМИ, нельзя считать абсолютным отражением действительности.

СМИ не демонстрируют объективную истину, так как всегда приходится выбирать: о чем стоит говорить, о чем следует промолчать, а самое главное – что будет интересно аудитории? Искажение реальности не избежать.

В действительности СМИ манипулируют информацией, выбирая для публикации (озвучивания, демонстрации) определенного рода факты и события и игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории). СМИ фактически не отображают реальность, а конструируют её, заставляя поверить в то, что именно является важным, значимым, а чего как бы не существует, формируя таким образом определенную картину мира.

Картина мира, отображаемая СМИ, определяется визуальными и звуковыми элементами и технологическими приемами их использования, которые сопоставлены с целью их воздействия на зрителей. На искажение действительности также могут влиять: политика канала или личные пристрастия авторов программы или телевизионного руководства.

Каждое отдельное СМИ, включая телевидение, дополняет и обогащает картину мира зрителей, позволяя им выйти за границы своей субкультуры. Телевидение показывает лишь фрагменты картины мира субкультур, по которым сложно составить совершенное представление об их разнообразии.

Дж. Фиске утверждает, что «телевидение не представляет (или повторно представляет) фрагмент реальности, а скорее производит или конструирует его. Реальность не существует в объективности эмпиризма, реальность является продуктом дискурса. Телевизионная камера или микрофон не фиксируют реальность, а кодируют ее. Кодирование придает реальности смысл, который является идеологическим. Представляемое является идеологией, а не реальностью» [9].

Дж. Фиске собрал схему, помогающая телевидению «доносить» до аудитории разного рода информацию, пользуясь системой знаков. По его мнению, общение с аудиторией проистекает на трех уровнях.

Первый уровень: уровень реальности. Показываемое событие уже закодировано социальными кодами (в обстановке, внешности, поведении, речи, макияже, одежде, жестах героев).

Второй уровень: уровень репрезентации. Закодированная социальными кодами реальность дальше кодируется техническими телевизионными кодами, которые включают: свет, движение камеры, монтаж, музыку, звук, подбор актеров, диалог.

Третий уровень: уровень идеологии. Идеологические коды содержатся в самом драматическом конфликте – это те или иные национальные, классовые, гендерные отношения, консюмеризм, индивидуализм, активная жизненная позиция [9].

Анализируя экранную картину мира, следует применять подходы, используемые при анализе языковой картины мира. Ведь телевидение – это тоже определенного рода язык, с помощью которого определенная часть общества высказывает свои представления об устройстве мира.

Список литературы

  1. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html (Дата обращения: 24.10.2016)

  2. Дзялошинский И М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. — М., 2006.

  3. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика. – М., 2002.

  4. Оганесова Ю.А. Образ места современных документальных программ // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. С. 104-106.

  5. Орел и решка (телепередача) // Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орел_и_решка_(телепередача) (Дата обращения: 24.10.2016).

  6. Орел и решка //Пятница. Телеканал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://orel-i-reshka.friday.ru/ (Дата обращения: 24.10.2016).

  7. Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Медиаконвергенция. – 2013. - № 3 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 / (Дата обращения: 24.10.2016)

  8. Философский энциклопедический словарь online // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2434/КАРТИНА (Дата обращения: 24.10.2016)

  9. Fiske J.Television and Postmodernism. In: Curran J., Gurevitch M. (eds.) Mass Media and Society. L.: Edward Arnold, 1991. PP. 55-67; перевод на русский язык: Фиске Дж. Постмодернизм и телевидение. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_pr/06.aspx/ (Дата обращения: 24.10.2016)

  10. 15 секретов съемки популярного шоу «Орел и решка» 16.07.2015 // Моя копилка интересного интернета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kukharski.net/interesting/sekrety-orel-i-reshka.html (Дата обращения: 24.10.2016).

Научный руководитель: д. филол. н., профессор, зав. кафедрой журналистики Е.И. Лелис

© Ш.С. Аскералиева, 2017

Просмотров работы: 936