ПАРАМЕТРЫ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКИ (ОБЗОР) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАРАМЕТРЫ КАРДИОИНТЕРВАЛОГРАФИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОГНИТИВНОЙ НАГРУЗКИ (ОБЗОР)

Асафова Ю.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития человеческого общества остро стоит вопрос ухудшения здоровья населения. На первом месте стоят заболевания сердечно–сосудистой системы. Особенно этим заболеваниям подвержены люди, живущие в условиях Севера, из-за резких колебаний температуры и давления, кислородного голодания. Сердечно - сосудистая система занимает особое место среди систем организма, обеспечивающих физиологическое приспособление человека к окружающей среде, и сравнительно рано включается в реакции адаптации.

Студенты составляют особую социальную группу, часто подверженную риску возникновения нарушений процессов адаптаций. Успешность адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые личностные свойства.

Работоспособность человека, в том числе и умственная, в значительной степени определяется тем, какое количество кислорода поступает из воздуха в кровь и доставляется в ткани и клетки. Интеллектуальная деятельность с позиций физиологии отличается большим мозговым напряжением, обусловленным концентрацией внимания на ограниченном круге явлений или объектов. Поэтому отличительными чертами умственного труда принято считать высокое напряжение центральной нервной системы.

Умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно - сосудистой системы. Анализ полученных данных о функциональном состоянии сердечно - сосудистой системы студентов ВГСПУ свидетельствует, что, несмотря на удовлетворительные показания здоровья, у большинства обследованных студенток наблюдается напряжение компенсаторных возможностей организма. Это выражается, прежде всего, в дисбалансе вегетативной нервной системы с подавляющим преобладанием симпатотонии, а также в гипотоническом типе реакции на стандартную физическую нагрузку. Кроме того, показана зависимость уровня умственной работоспособности от состояния минутного объема кровообращения [1].

Показано, что эффективность учебной деятельности студентов в большей степени связана с показателями когнитивной сферы, сердечного ритма и психофизиологическими характеристиками. Лица, обладающие низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов и низкой работоспособностью головного мозга, реагируют на умственную нагрузку существенным напряжением механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма, то есть по симпатотоническому типу, который характеризуется преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

В работе Н.А Литвинова и соавторов показано, что студенты со средними значениями силы и подвижности нервных процессов более уравновешены, менее самостоятельны, общительны, в реакции сердечно - сосудистой системы на умственную нагрузку реагируют значительным приростом индекса напряжения вегетативной регуляции сердечного ритма. Студенты с высоким уровнем силы и подвижности нервных процессов обладают такими личностными особенностями как устойчивость к стрессу, сохранение интересов и целей, гибкость мышления и самостоятельность в принятии решения [2].

Сравнительный анализ динамики интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей, проведенный С.М. Минасяном с соавторами, выявил 2 типа реагирования кардиогемодинамических показателей студентов на учебную нагрузку: симпатический и парасимпатический. Авторами отмечается, что наиболее оптимальным типом реагирования является парасимпатический, поскольку симпатический таит в себе опасность перенапряжения и срыва адаптации [5].

Наиболее типичный вариант реагирования на когнитивную задачу характеризуется снижением общей мощности спектра за счет уменьшения высокочастотного компонента и усиления симпатической активности, сопровождается ростом централизации в управлении сердечным ритмом. Обследование детей, проживающих на Европейском Севере, выявило, что реактивность параметров кардиоритма в процессе когнитивной деятельности связана с функциональными характеристиками (исходный вегетативный тонус и функциональное состояние). Установлено, что у детей со значительно сниженным и удовлетворительным функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы высокую долю выборки составляют наименее оптимальные варианты реакции вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку. Оптимальные варианты чаще встречались в группах детей с высоким и средним функциональным состоянием. Отмечена связь варианта реагирования на когнитивную задачу с морфологическими характеристиками детского организма. Оптимальную реакцию на когнитивную нагрузку демонстрируют дети мышечного соматотипа. Высокая доля энергодефицитных вариантов реакции на когнитивную нагрузку отмечается у детей-астеников. Наименьшее воздействие данного вида нагрузки установлено для детей дигестивного соматотипа, однако при низких фоновых значениях параметров ВСР у 66,6 % выборки восстановительный период становится более затяжным [3].

Можно рассматривать два варианта взаимосвязи кардиоритма и когнитивных функций. В первом случае высокие адаптивные резервы способствуют адекватной реакции на когнитивные нагрузки и соответственно высокому качеству их выполнения. Во втором случае высокий уровень развития психофизиологических функций (например, высокая работоспособность, объём оперативной памяти, скорость нервных процессов и т.д.) способствует меньшему напряжению регуляторных механизмов кардиоритма [4].

Таким образом, когнитивные нагрузки в период учебы в университете могут вызывать разнонаправленные варианты реагирования со стороны регуляторных систем. Обучение в университете представляет собой стресс для организма студентов, что вызывает увеличение напряжения регуляторных систем организма и в большинстве случаев негативно сказывается на состоянии показателей вариабельности сердечного ритма.

Список литературы

  1. Блюм К. Я. Исследование состояния сердечно-сосудистой системы студентов ВГСПУ и его влияния на параметры умственной работоспособности // Студенческий электронный журнал Стриж. – 2016.- №4(8) – С. 5-10.

  2. Литвинова Н.А., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. -№1 – С.141-147.

  3. Лукина С.Ф. , Чуб И. С., Нефёдова К.О. Сердечный ритм в процессе когнитивной деятельности у детей 8-10 лет с разными соматотипами // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки – 2015. - №1 – С.24-30.

  4. Лукина С.Ф., Чуб И.С., Ложкина Е.М. Использование ритмографического метода в психофизиологических исследованиях // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. - № 3-2 – С. 19-22.

  5. Минасян С.М., Адамян Ц.И., Геворкян Э.С., Даян А.В., Ксаджикян Н.Н. Динамика интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режиме однодневной и недельной учебной нагрузки // Физиология человека. – 2006. - №4. –С57-63.

1Научный руководитель: Лукина Светлана Фёдоровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии и морфологии человека САФУ имени М.В. Ломоносова

Просмотров работы: 556