АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО БИОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Биология как учебный предмет является основой для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Гигиенические знания, получаемые школьниками на уроках биологии – это одно из условий формирования оздоровительной деятельности. Поэтому задачей учителя биологии является передача соответствующих знаний и формирование умений использовать их в повседневной жизни, доведя до уровня навыков.

На уроках биологии учитель может органично сочетать биологический и здоровьесберегающий материал, это не противоречит целям и задачам урока, тем более, что гигиеническое воспитание отмечено во ФГОС. Мы считаем, что любой раздел школьной биологии содержит материал, дающий выход на формирование ЗОЖ. С этой целью необходимо также задействовать и другие формы обучения биологии. В этой статье речь пойдет о внеклассной работе.

  1. Внеклассная работа по биологии – это форма различной организации добровольной работы учащихся под руководством учителя с целью побуждения и развития познавательного интереса, проявления самостоятельности и творческой инициативы. Содержание внеклассной работы может не ограничиваться рамками учебной программы и значительно выходить за ее пределы [2].

В рамках формирования здорового образа жизни значение внеклассной деятельности будет заключаться в следующем:

  • позволяет значительно расширить и углубить полученные на уроках знания о ведении ЗОЖ;

  • повышает познавательный интерес к данной области знаний;

  • позволяет развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, оборудованием;

  • способствует выбору будущей профессии;

  • реализует принцип связи теории с практикой.

Для формирования здорового образа жизни лучше всего подходит массовая внеклассная работа: как правило, она носит эмоциональный характер и может строиться по любому жанру, она необязательно связана с программой, ее тематика может быть необычна.

Рассмотрим содержание такого мероприятия.

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: сформировать у школьников представление о здоровье, как об одной из важнейших жизненных ценностей.

Задачи:

1. Образовательные: формирование у учащихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни; уточнить представления о компонентах ЗОЖ; расширить знания детей о правилах поддержания и укрепления здоровья.

2.Развивающие: развитие познавательного интереса к вопросам здоровьесбережения; коррекция и развитие мышления посредством выполнения заданий, ответов на вопросы;

3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примере изучения физиологических процессов, гигиеническое воспитание, связанное с формированием здорового образа жизни, эстетическое воспитание на примере красоты здорового человеческого тела, нравственное воспитание на примере формирования отрицательного отношения к вредным привычкам.

Тип мероприятия: беседа с презентацией.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий, опытов), практические (применение игр).

Оборудование: электронная доска, презентация; бутылка с водой, крышка, сигарета, спички, поролон, чашки Петри.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

II. Проведение мероприятия.

Здравствуйте ребята! Люди говорят «здравствуй» желая друг другу здоровья, т.к. здоровье – это главная ценность в жизни любого человека. И девизом нашей дружеской встречи будет народная пословица: «Здоров будешь - все добудешь!» (Слайд №2)

Скажите, как Вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

А можно ли сравнить здоровье человека с цветком? Почему? (ответы детей)

И так, мы решили, что можно, потому что здоровье, как и цветок, требует к себе внимательного отношения и заботы. Мы с вами составим свой «цветок здоровья» (на интерактивной доске появляется цветок, каждый лепесток которого изображает элемент здорового образа жизни). И теперь поговорим о каждом лепестке подробнее (нажимаем на каждый лепесток по очереди). (Слайд №3)

1 лепесток – «Правильное питание»

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Как вы понимаете смысл этой фразы? (переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить). (Слайд №4)

Правильное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. (Слайд №5)

Пища должна быть питательной и разнообразной. Однообразная пища приедается, хуже усваивается. В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Хорошему отделению пищеварительных соков способствуют фруктовые соки, овощные салаты и употребление первых блюд. На слайде представлена пирамида питания. (Слайд №6) (Обсуждение пирамиды питания с учениками).

А теперь рассмотрим 10 самых токсичных и антитоксичных продуктов. Какую пользу и вред приносят они организму человека? Почему вы так считаете? (ответы детей) (Слайд №7)

Для нормальной работы пищеварительной системы необходимо соблюдать режим питания. У людей, которые соблюдают режим питания, пищеварительные соки начинают выделяться до принятия пищи, и пища, после попадания в пищеварительную систему, сразу начинает перерабатываться. Питаться лучше 4 раза в день. Потребление пищи распределяется так:

  • завтрак – 25%,

  • обед – 40%,

  • полдник – 15%,

  • ужин – 20%. (Слайд №8)

Это обусловлено тем, что утром человеку нужно получить немного энергии на предстоящую работу, в обед количества энергии требуется уже больше, так как человек находится в наивысшей течке работоспособности. Ужин не требует много пищи, так как человек вскоре ляжет отдыхать и не успеет до сна переварить съеденное [3].

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Полезное – неполезное». (На слайде представлены продукты питания и надо решить, что оставим на столе, а что выкинем и объяснить почему). (Слайд №9)

Полезный продукты

Вредные продукты

морковь

йогурт

яблоко

хлеб

клубника

рыба

мед

чипсы

газированные напитки

конфеты

торт

колбаса и сосиски

мармелад

2 лепесток – «Двигательная активность»

Для соразмерности красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями.

Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов. (Слайд №10)

Скажите зачем нужно делать зарядку и заниматься спортом? (ответы детей) Правильно, потому что спорт помогает нам становиться и оставаться сильными и здоровыми.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом [1]. (Слайд №11)

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний. (Слайд №12)

3 лепесток – «Личная гигиена»

Говорят, что о культуре человека можно судить, в том числе, и по тому, как он соблюдает (или не соблюдает) правила личной гигиены.

Личная гигиена – свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена – это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Грубые нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье и трудоспособности целого коллектива. Строгое соблюдение правил личной гигиены является важным звеном в цепи профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными и инвазионными болезнями [4]. (Слайд №13)

Какие виды гигиены вы знаете? (гигиена: питания, воды, кожи, одежды и жилища). (Слайд №14)

Главными составляющими гигиены являются в первую очередь уход за кожей, уход за волосами, уход за зубами, а также гигиена личной обуви и одежды. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете правила гигиены. Вам будут представлены верные и ошибочные правила гигиены: если вы не согласны с каким-либо утверждением, то исправьте его [6]. (Приложение 1). (Слайды №15 – 22).

4 лепесток – «Положительные эмоции»

А знаете ли вы, что хорошее настроение – залог крепкого здоровья. (Слайд №23)

Эмоции – наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворение потребностей. В головном мозге существует центры, возбуждения которых приводит к удовольствию или страданию.

Различают следующие проявления эмоций:

  • эмоциональные реакции – плач, смех;

  • эмоциональные состояния – настроение, тревога, волнение, бурная эмоциональная вспышка (аффект);

  • эмоциональные отношения, или чувства в узком значении этого слова, - любовь, ненависть, ревность и т.д. (Слайд №24)

Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным. В связи с этим различают стенические эмоции, повышающие работоспособности человека (задор, уверенность в успехе дела), а астенические, мешающие ему осуществлять задуманные действия (волнение) [1]. (Слайд №25)

Сейчас мы попробуем отличить эмоции по внешним признакам. Я буду показывать на слайде, как выглядит эмоция, а вы записываете в тетрадь название эмоции.

  1. Брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты. (Радость)

  2. Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены. (Грусть).

  3. Брови приподняты, глаза расширены, рот приоткрыт. (Страх, испуг).

  4. Брови приподняты, глаза округленные, рот открыт. (Удивление)

  5. Глаза прищурены, губы сжаты. (Обида).

  6. Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы. (Злость). (Слайд №26)

Для того чтобы здоровье было в порядке надо чтобы каждое утро у нас начиналось с положительных эмоций. Просыпаясь, думайте о том, что день принесет вам удачу, и даже если встретятся трудности, надо верить, что вы с ними справитесь. И еще не нужно ссориться, и ругаться, а надо больше улыбаться и дарить друг другу хорошее настроение.

И сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Грубых слов не говорите, только добрые дарите». Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Все по очереди поворачиваемся к соседу справа, называем его имя и говорим о нем что-то доброе и хорошее. (Педагог встает вместе с детьми и начинает игру). (Слайд №27)

5 лепесток – «Отказ от вредных привычек»

Иногда быть здоровыми мешают вредные привычки. Они негативно влияют на отдельные органы или на весь организм в целом, ослабляя его и разрушая здоровье. Какие вредные привычки вы знаете? (Ответы детей) (Слайд №28)

Вредная привычка – это короткий и легкий путь получить удовольствие, поэтому они столь привязчивы и быстро перерастают в пристрастия. Вредные привычки влекут различные заболевания, психологические отклонения и социальное неблагополучие, влекут за собой весьма тяжелые последствия. (Слайд №29)

Некоторые вредные привычки, например, наркомания, не прощают даже одного единственного раза употребления пагубного для организма вещества, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем ступить на такую дорожку, с которой уже невозможно будет свернуть.

Алкоголизм и наркомания – начинаются с того, что человек хочет уйти от своих проблем, забыться, но в тот момент он не осознает, что этим в тысячи раз ухудшает свое состояние. Покурить «за компанию» с друзьями и выглядеть при этом «круче» – вот на чем основываются вредные привычки молодежи. (Слайд №30)

От любых наркотиков человек просто тупеет, круг интересов его сужается, а ссылки на то, что от курения табака, марихуаны, от ЛСД, от алкоголя и т.п. обостряется восприятие, меняется ракурс видения мира, люди лучше начинают соображать – это типичные самооправдания наркомана. У всех наркотиков общая цель – полный захват физического тела человека и использование его жизненной силы. (Слайд №31)

Самая страшная картина – у наркоманов, которые вводят наркотики внутривенно. Энергетика наркотиков буквально разрывает их на мелкие кусочки. В результате перед вами сочащийся скелет из фильмов ужасов, от которого отпадают зловонные куски плоти.

Алкоголь присутствует в жизни почти каждого человека. Кто-то пьет лишь по праздникам, кто-то любит отдохнуть с алкоголем в выходные, а кто-то злоупотребляет горячительным постоянно. В алкогольных напитках находиться этанол, который разрушает все, в первую очередь нервную и сердечно-сосудистую систему. Слабые мышцы, тромбы в сосудах, диабет, усохший головной мозг, раздутая печень, ослабленные почки, депрессия, язва желудка — это лишь частичный перечень [5]. (Слайд №32)

С курением связано до 90% смертности от рака легких, 75% от бронхита и 25% от ишемической болезни сердца возрасте до 65 лет. Курение или пассивное вдыхание табачного дыма может послужить причиной бесплодия у женщин. (Слайд №33)

А теперь проведем небольшое исследование: изучим влияние табачного дыма на пористые материалы, по структуре напоминающие ткань легких с помощью опыта «Курящая бутылка».

Тема:Влияние табачного дыма на легкие.

Цель:изучить влияние табачного дыма на пористые материалы, по структуре напоминающие ткань легких.

Объект исследования:пористые материалы, по структуре напоминающие ткань легких.

Оборудование:бутылка с водой, крышка, сигарета, спички, поролон, чашки Петри.

Порядок работы:

1) Отрежем от поролона два кусочка. Первый будет контрольный образец, на втором мы будем проводить опыт.

2) В крышке сделаем дырочку и вставим туда сигарету.

3) Поместим в крышку кусочек поролона и плотно прикрутим ее к бутылке.

4) Подожжем сигарету и начнем нажимать на бутылку, имитируя дыхание.

5) После того, как прошла минута, мы увидели, что в бутылке образовался дым, и на кусочке поролона появилось грязно-желтое пятно.

6) Сравним полученный результат с контрольным образцом.

Из проведенного опыта мы увидели, что на кусочке поролона осталось грязно-желтое пятно, точно такое же пятно остается у курильщика в легких после одной выкуренной сигареты. А если человек курит по несколько сигарет в день? Проведенный опыт наглядно нам показывает, как смолы и другие вредные вещества, находящиеся в сигаретах, влияют на легкие. (Слайд №34)

«Вредные привычки – путь в никуда!!!» (Слайд №35)

6 лепесток – «Распорядок дня»

Режим дня – это грамотное распределение времени с учетом всех потребностей в течение суток, а не четкое и строгое следование определенному расписанию. Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.

Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа – цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становиться сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратиться на врабатывание.

Цель режима дня – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Весь режим дня строится на основе работы биологических часов. (Слайд №36)

На данном слайде представлены закономерности работы биологических часов среднестатистического человека: (Слайд №37)

05:00 – 06:00. Пробуждение организма. Ускоряется обмен веществ, повышается уровень аминокислот и сахара, которые не позволяют крепко спать под утро.

07:00 – 09:00. Время легкой физической нагрузки, чтобы привести организм в тонус после сна. Хорошо работает пищеварительная система: полезные вещества усваиваются быстрее, позволяя эффективно перерабатывать пищу и преобразовывать ее в энергию.

09:00 – 10:00. Период усваивания энергии, полученной от приема пищи. Человек хорошо справляется с заданиями на внимание и сообразительность и успешно использует кратковременную память.

10:00 – 12:00. Первый пик работоспособности. Максимальная умственная активность.

12:00 – 14:00. Время ухудшения работоспособности. Работа пищеварительного тракта ускоряется, кровь отходит к желудку, умственная активность снижается.

14:00 – 16:00. Легкий отдых, возможен послеобеденный сон.

16:00 – 18:00. Второй пик активности и работоспособности, все системы вновь работают в полном режиме.

18:00 – 20:00. Лучшее время для ужина, т.к. полученную еду организм успеет переварить до утра. После приема пищи можно прогуляться или спустя час заняться физическими упражнениями.

20:00 – 21:00. Время занятия спортом, умеренные физические нагрузки.

21:00 – 22:00. Период, когда возрастает способность мозга к запоминанию. Есть в это время не желательно.

22:00. Начало фазы сна. В организме запускаются восстановительные процессы, выделяются гормоны молодости. Тело переходит в состояние отдыха.

23:00 – 01:00. В это время процесс обмена веществ максимально замедляется, снижается температура тела и частота пульса. Наступает фаза глубокого сна [3].

Какие выводы можно сделать из закономерностей работы биологических часов? (Ответы учеников)

Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда.

Подводя итоги, можно сказать, что здоровье – самое главное богатство человека. Оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. (Слайд № 38)

III. Закрепление.

А теперь закрепим полученные знания. Ответьте кратко на вопросы.

  1. Что такое здоровый образ жизни?

  2. Назовите основные составляющие здорового образа жизни и кратко охарактеризуйте.

  3. Мытье рук – элементарное правило личной гигиены. Назовите четыре случая, когда для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо мыть руки, почему?

  4. Что вы понимаете под правильным питанием? Приведите пример правильного и неправильного питания.

  5. Назовите самые токсичные и антитоксичные продукты, в чем разница?

  6. Что такое режим дня?

  7. Что является основным источником энергии для организма?

  8. Назовите факторы неблагоприятно влияющие на состояние здоровья человека? Как с ними бороться?

  9. Какие вредные привычки вы знаете? Расскажите кратко о них

  10. Что вызывает образование раковых опухолей у курильщиков?

  11. Что происходит с алкоголем, попавший в организм человека?

  12. Что вы понимаете под двигательной активностью?

Литература:

  1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.

  2. Семенов А.А., Боброва Н.Г., Глазкова Л.М. Вопросы теории и методики обучения биологии: Учеб. пособие для студентов заочников. – Самара: СамГПУ, 2003. – 176 c.

  3. Сычева Л.А. Формирование знаний и умений по сохранению здоровья на основе информационных технологий в разделе «Человек и его здоровье». – Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена, 2012. – №114. – С.179 – 185.

  4. http://vikidalka.ru/1-210533.html

  5. http://lektsii.net/1-64470.html

  6. http://revolution.allbest.ru/biology/00319813_0.html#1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Режим дня.

1. Мойтесь ежедневно теплой водой (37-38C) Через кожный покров человека за неделю выделяется до 300 г сала и до 7 литров пота. Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения болезнетворных микробов, грибков и других вредных микроорганизмов.

2. Принимать водные процедуры (ванна, душ, баня) с применение мочалки вредно для кожи (Неверно, необходимо не реже одного раза в неделю).

3. Следите за чистотой рук и ногтей. Грязь, содержащая болезнетворные микробы может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Руки нужно мыть до посещения туалета, а после туалета не обязательно, перед едой и после приема пищи – на ваше усмотрение, после контакта с животными – обязательно (После посещения туалета, перед и после приема пищи – обязательно надо мыть руки).

6. На процедуру мытья головы не надо уделять слишком много внимания и времени. (Неверно, правильный уход за кожей головы и волос нормализует деятельность сальных желез, а также улучшает кровообращение и обменные процессы. Поэтому к процедуре мытья головы необходимо относиться ответственно).

7. Голову необходимо мыть по мере загрязнения. Частота мытья волос зависит от различных факторов: длины волос, типа волос и кожи головы, характера работы, времени года и т.д. Зимой, как правило, голову моют чаще, потому что головной убор не дает коже головы дышать.

8. Волосы необходимо мыть очень горячей водой, т.к. она активизирует работу сальных желез и помогает моющим средствам (мылам и шампуням) оседать на волосах. (Неверно, необходимо мыть водой комнатной температуры).

9. Вытирать голову после мытья желательно теплым полотенцем, а затем просушить феном (Неверно, фен очень сушит волосы, лучше дать просохнуть волосам на воздухе).

10. При расчесывании волос недопустимо использование чужих расчесок.

11. Чистить зубы необходимо ежедневно 5 раз в день (только утром и вечером).

12. Пользоваться одной зубной щеткой могут сразу несколько человек. (Неверно, это недопустимо)

13. У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.

14. Постельное белье необходимо менять еженедельно.

15. Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Слайд №29

Слайд №30

Слайд №31

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

Слайд №35

Слайд №36

Слайд №37

Слайд №38

Просмотров работы: 677