Основными активными формами познания, на наш взгляд, являются наблюдение, опыты, эксперименты, обсуждение различных мнений и т.д. Используя их на уроках окружающего мира, учитель тем самым развивает в ребенке исследовательские способности.
Приведем несколько фрагментов уроков, с применением практических методов, способствующих более глубокому изучению предмета, объектов и явлений природы.
Опыт «Торнадо» в банке можно применить на уроках окружающего мира«Атмосферные явления и погода», «Необычные атмосферные явления», «Свойства воздуха» (3 класс, образовательная программа «Гармония») или «Почему идёт дождь и дует ветер» (1 класс, программа «Школа России»):
- Какие явления природы вы знаете? (Дождь, снег, гроза и т.д.)
- Давайте попробуем сами воссоздать одно из явлений природы. Поставьте руки напротив лица и помашите ими. Что вы чувствуете? Какое это явление природе? (Ветер)
- Верно, вы создали его искусственно, а как он образуется в природе? (Ученики высказывают свои предположения)
* Учитель ненадолго открывает форточку, ветер шевелит занавески
- Что произошло? (Поднялся лёгкий ветер)
- Ребята, тепло ли у нас в классе? А на улице? Тёплый воздух легче холодного, значит он всегда поднимается вверх. А холодный – тяжелее, он опускается вниз. Они сталкиваются, и образуется ветер.
- Скорость ветра тоже измеряют, как, например, скорость автомобиля. Безветрие называют штилем. Тихий ветер (скорость 1-2 м/с) лишь отклоняет дым из трубы или костра, лёгкий – шелестит листьями деревьев, а слабый – раскачивает тонкие ветки; умеренный (6-8 м/с) – раскачивает сучья и поднимает пыль; при свежем и сильном (11-12 м/с) – шумят верхушки деревьев, а на воде появляются волны с барашками, раскачиваются толстые сучья. При скорости более 20 м/с ветер называют штормовым, а при 30 м/с и более – ураганным.
- Любите ли вы ветер? Вспомните, как прекрасны дуновения прохладного ветра в жаркую погоду. Какие вам известны полезные функции ветра? (Ветер разносит споры растений, благодаря чему они могут разноситься по всей поверхности Земли. Благодаря ветру, люди в старину могли передвигаться на парусных суднах)
- Всегда ли ветер помогает? Может ли он нанести вред?
- Знаете ли вы, что такое торнадо? (Высказывают свои предположения)
Торнадо – это настоящий круговой шторм. Он появляется в виде зловещей чёрной тучи, из которой спускается вниз крутящийся вихрь, напоминающий хобот слона. Торнадо вращается по часовой стрелке в южном полушарии и против часовой стрелки – в северном. Ширина вихря в той части, где он соприкасается с землёй, в среднем составляет 275-365 м, торнадо проходит обычно небольшое расстояние, составляющее не более 100 км.
Считается, что внутри вихря торнадо скорость вращения потоков воздуха составляет 800 и более километров в час. Там, где «хобот» касается поверхности земли, происходят страшные разрушения: ветер вырывает деревья с корнем, а дома, разорванные на части, переносятся на сотни метров.
- Я думаю, что в живую мало кто хотел бы увидеть торнадо. А у нас есть возможность самим создать торнадо! Сделаем это? Мне нужен помощник. Один ученик покрасит воду, добавит в неё средство для мытья посуды и блёстки. Теперь необходимо плотно закрыть банку крышкой. Потом нужно взять банку в руки и начать раскручивать её. Потом посмотрим, что же получится.
При помощи цвета, пены, образовавшейся от средства для мытья посуды и блёсток, можно хорошо пронаблюдать образовавшееся «торнадо».
Следующий опыт «Круговорот воды в пакете» можно включить в урок по теме«Круговорот воды в природе» (3 класс, образовательная программа «Гармония»), «Большой круговорот веществ в природе» (3 класс, образовательная программа «Школа 2100):
- В старину люди очень часто задавались вопросом: «Откуда берётся дождь?». Они считали, что на небе есть огромное море, из которого и изливается на Землю вода. Посмотрите в окно, как вы считаете, правдивы ли были их представления? Как вы считаете, откуда берётся дождь? (Ученики высказывают свои предположения)
- Хотели бы вы узнать ответ на этот вопрос? Наблюдали ли вы когда-нибудь как ваши мамы или бабушки готовят суп? Что будет, если кипящий суп закрыть крышкой, а открыть только через несколько минут? Что можно наблюдать на обратной стороне крышки? (Капли воды)
- Откуда они появились? (Вода из супа испарилась)
- Верно, ребята. Точно так же и появляется дождь на небе. Вода с поверхности рек, озёр, морей испаряется, становясь водяным паром, и поднимается вверх. Скажите, а что помогает воде испариться? Ведь море – это не гигантская кипящая кастрюля. Его нельзя поставить на огонь (Вода испаряется под воздействием солнечных лучей)
- Правильно, оказавшись наверху, водяной пар охлаждается, из него образуются капли. Из капель образуются облака, потом тучи. Постепенно влаги становится все больше и больше, и она возвращается на Землю в виде дождя, снега или града.
- Как можно назвать этот процесс? (Круговорот воды в природе)
- А хотели бы вы своими глазами понаблюдать за круговоротом воды в природе? Тогда нам необходимо провести опыт! Мне нужно три человека в качестве помощника-ассистента.
- Давайте вспомним, что происходит с водой, прежде чем она попадёт на небо? (Вода испарится с поверхности водоёмов)
- Сначала нам необходимо создать водоём. Для этого один человек покрасит воду при помощи краски в синий цвет, а потом перельёт её в герметичный пакет.
- Что происходит потом? (Солнце нагревает воду)
- Второй человек нарисует в верхней части пакета Солнце.
- Что происходит дальше? (Водяной пар превращается в капли воды, из них образуются облака, а потом и тучи)
- Третий человек нарисует облако, закрывает плотно герметичный пакет и приклеивает его на окно при помощи скотча.
- За этим пакетом мы вместе будет наблюдать три дня. Увидим, что же произойдёт с водой, как она начнёт превращаться в водяной пар и возвращаться обратно в «море».
Наблюдение опыта необходимо проводить ежедневно: под воздействием солнечных лучей вода будет испаряться, и скапливаться в верхней части пакета. Затем капли будут стекать по стенкам обратно в «море».
Использование таких занимательных опытов учителями начальных классов на уроках окружающего мира способствует знакомству учеников с методами изучения природы, воспитанию интереса к познанию мира, формированию самостоятельной познавательной деятельности, формированию основ экологической культуры.