Цель исследования. Изучить подходы к определению потребностей.
Методы исследования. Анализ литературных источников.
Вопросы потребностей человека, рассматривали во все времена. В античные времена – Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, в средневековье и в эпохе возрождения – А.Блаженный, в XVI-XVIII вв. – Спиноза, А. Смит, Ж.-Ж.Руссо, в XIX – Гегель, К. Маркс, в XX вв. – Ч.Дарвин, З.Фрейд, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский, Э.Фромм, Э.Берн.
Существует несколько моделей классификации потребностей: Д. Мак-Клелланда, У. Мак-Гира, У. МакДауголла.
Мак-Гир разработал систему классификации мотивов. Он использует детальный набор мотивов для рассмотрения ограниченного спектра сфер потребительского поведения:
Потребность в последовательности;
Потребность в независимости;
Потребность в новизне;
Потребность в самовыражении;
Потребность в «Эго-защите»;
Потребность в самовыражении;
Потребность в самоутверждении;
Потребность в моделировании.
Другой моделью мотивации, делавшей на упор на потребности высших уровней потребностей, была теория Д. Мак-Клелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха, причастности.
Потребность власти
Потребность в причастности
Потребность успеха
Рис1. Классификация потребностей Д. Мак-Клелланда
Но наиболее известна и признаваема-концепция иерархии потребностей А. Маслоу. Согласно его концепции, потребности человека образуют пирамиду. Основание пирамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.), над ними находятся потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиативные потребности - в принадлежности и любви, еще выше – потребность в уважении, престиже; следующий ряд образуют познавательные потребности; далее расположены эстетические потребности, и на конец, потребность в самовыражении, самоактуализации (рис.2).
Рис 2. Пирамида потребностей А. Маслоу
Существую такие специфические потребности, как потребность в физическом совершенствовании – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. По мнению Ильинича, они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. [2].
По мнению И.И. Переверзина, потребности в физическом совершенствовать целесообразно классифицировать по следующим направлениям: общественные, коллективные и личные потребности (табл.) [3].
Таблица
Классификация потребностей (по Переверзину И.И.)
№ п/п |
Наименование потребности |
Содержание |
Показатели |
1 |
Коллективные |
потребности в физическом совершенствовании членов социальных институтов для успешного решения стоящих перед ними воспитательных задач. |
численность членов трудовых коллективов, желающих заниматься ФК и С, уровень физического подготовленности |
2 |
Общественные |
потребности выражают заинтересованность российского государства во всех всесторонне развитых, физически совершенных людях |
численность населения, желающего заниматься физическими упражнениями и спортом, уровень физической подготовленностью |
3 |
Личные |
потребности выражают необходимость всестороннего физического совершенствования индивида, раскрытия его физических сил и способностей. Личные потребности являются базовыми в системе потребностей в физическом совершенствовании и на их основе формируется вся система потребностей. |
объем двигательного режима, выраженный в единицах времени, уровень физического совершенства |
Вывод. Таким образом, потребность в физическом совершенствовании представляет собой частный случай проявления взаимосвязи человека с внешним миром. Специфическая форма этой взаимосвязи обусловлена физкультурно-спортивной деятельностью, которая является важным средством воспроизведения человеком себя как живого существа в исторических конкретных условиях.
Список литературы
1. Балакина, Ю. Человек и потребности: уч.пособие / Ю.Ю.Балакина.-Ростов на Дону: Феникс, 2010-285 с.
2. Ильинич, В. Студенческий спорт и жизнь : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Ильинич. – М. : Аспект Пресс, 2003.
3. Переверзин, И. Искусство спортивного менеджмента: науч.изд / И.И. Переверзин. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.